Резолютивная часть оглашена
04.02.2022 г. г.о. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Комиссия Самарского УФАС России) в составе
рассмотрев в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" обращение Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Самарская областная клиническая стоматологическая поликлиника" (далее - ГБУЗ СОКСП, Заказчик) о рассмотрении вопроса о включении сведений об ООО "ЕР САМАРА" (далее - Общество, Подрядчик) в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам электронного аукциона по объекту закупки: Капитальный ремонт коридоров I этажа (левого крыла), II этажа (левого и правого крыла), лестничного марша (Извещение N 0142200001321024327, начальная (максимальная) цена контракта 833 464,80 руб.) (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступило обращение ГБУЗ СОКСП о рассмотрении вопроса о включении сведений об ООО "ЕР САМАРА" в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта ввиду
неисполнения Обществом обязательств, предусмотренных условиями контракта.
Комиссия Самарского УФАС России, исследовав материалы на соответствие нормам Закона о контрактной системе в редакции, действовавшей до 01.01.2022 г., представленные для рассмотрения указанного обращения и проведя проверку, установила следующее.
21.10.2021 г. на официальном сайте http://zakupki.gov.ru в единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение N 0142200001321024327 о проведении Аукциона.
На основании Протокола подведения итогов электронного аукциона от 01.11.2021 г. N0142200001321024327-3 между Заказчиком и Обществом 12.11.2021 г. заключен контракт (далее - Контракт).
В соответствии с пунктом 1.1 Контракта Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательства по капитальному ремонту Объекта (Объектов), указанного в Техническом задании (Приложение N1 Контракта), а Заказчик обязуется принять результат работ и оплатить их в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом.
Условиями Контракта установлен срок выполнения работ с момента заключения Контракта по 20.12.2021 г. (Техническое задание (Приложение N 1 к Контракту) и срок действия Контракта с момента заключения по 31.12.2021 г.
После определения победителя аукциона (на стадии заключения Контракта) Заказчиком была проведена встреча с Подрядчиком. В ходе встречи Заказчик указал на необходимость своевременного и качественного выполнения работ со стороны Подрядчика. Однако, после подписания Контракта представители ООО "ЕР Самара" своевременно не преступили к выполнению работ, в связи с этим комиссией Заказчика был зафиксирован данный факт и составлен акт от 15.11.2021 г. N 1. Фактическая дата начала работ 20.11.2021 г. также заактирована комиссией Заказчика (акт от 22.11.2021 г. N 2).
Заказчиком, в ходе осуществления контроля за качеством выполняемых работ, соблюдением срока выполнения работ, проверкой соответствия работ условиям Контракта и приложений к нему были выявлены множественные недостатки, допущенные Подрядчиком, а именно:
- представлен недостоверный список сотрудников. Фактически на объекте находились граждане Узбекистана (акт от 03.12.2021 г.):
- не представлены документы, подтверждающие квалификацию рабочих, а также разрешительные документы миграционной службы (пункт 2 Технического задания);
- не представлены на согласование строительные материалы, используемые при производстве работ (пункт 4.2.1 Контракта), а также документы, подтверждающие их качество:
- предусмотренные Контрактом работы выполнялись настолько медленно, что окончание их к сроку стало невозможным (за 25 дней произведен демонтаж и частичный монтаж гипсовых конструкций). Фактическое время пребывания па Объекте рабочих составляло около 2-3 часов в день.
06.12.2021 г. Заказчиком в письменной форме (исх.N 635 (направлено заказным письмом 07.12.2021 г.) были указаны нарушения Контракта, но действий со стороны Подрядчика не последовало. Подрядчик не получал почтовую корреспонденцию.
В связи с тем, что Подрядчик своевременно не преступил к выполнению работ и работы по Контракту производились настолько медленно, что окончание их к сроку стало явно невозможным, Подрядчик (посредством телефонной связи) был приглашен для осмотра объекта по адресу: 443096. г. Самара, ул. Клиническая, д. 39.
09.12.2021 г. Заказчиком совместно с Подрядчиком был произведен осмотр объекта и составлен акт. Однако от подписания акта осмотра объекта Подрядчик отказался. В ходе совместной беседы Заказчик уведомил Подрядчика о принятии решения об одностороннем отказе от исполнения контракта от 09.12.2021 г. и предложил в соответствии с действующим законодательством в течение 10 дней принять меры по исправлению сложившейся ситуации.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 09.12.2021 г. было размещено в единой информационной системе. В адрес Подрядчика направлено уведомление о принятии решения об одностороннем отказе от исполнения контракта посредством почтовой связи, телеграфом. Поскольку со стороны Подрядчика были предприняты действия по устранению обстоятельств, послуживших принятию решению об одностороннем отказе от исполнения Контракта (замена работников), 20.12.2021 г. решение было отменено.
10.12.2021 г. при выполнении работ по облицовке стен лестничного марша Подрядчиком был нарушен технологический процесс, о чем был составлен акт от 10.12.2021 г. N 4 со стороны Заказчика и направлен в адрес Подрядчика посредством почтовой связи с приглашением проведения совместного осмотра объекта, назначенного на 15.12.2021 г. Однако Подрядчик оставил данное письмо без внимания.
13.12.2021 г. в связи с вышеуказанными нарушениями Контракта Заказчиком было посредством почтовой связи было направлено требование (от 13.12.2021 г. исх. 653).
В ходе дальнейшего выполнения работ по Контракту Подрядчиком были нарушены СНиПы и ГОСТы, предусмотренные Техническим заданием, что привело к возникновению существенных дефектов и недостатков, которые отражены в акте осмотра объекта от 29.12.2021 г. На осмотр объекта Подрядчик был приглашен заблаговременно, однако не явился.
29.12.2021 г. в связи с многочисленными нарушениями условий Контракта, допущенными ООО "ЕР Самара", которые являются существенными и неустранимыми, Заказчик принял повторное решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта от 12.11.2021 г. N 53 в соответствии с требованием части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, пунктом 10.7 Контракта.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
30.12.2021 г. решение об одностороннем отказе от исполнения контракта направлено Обществу почтовой связью, а также размещена в ЕИС.
Почтовое отправление получено адресатом 10.01.2022 г., уведомление о вручении вернулось в адрес Заказчика 17.01.2022 г.
Согласно части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, в соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу 28.01.2022 г.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Из части 9 статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях) исключается из указанного реестра по истечении двух лет с даты ее включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно письменным пояснениям Общества, 27.11.2021 г. был выполнен монтаж каркаса под ГКЛ (35% - выполненных работ). Смонтировать остальной каркас по смете не являлось возможным, в связи с тем, что стены коридоров частично состоят из стеклоблоков, следовательно, производить облицовку стен гипсокартонными листами в данных местах не является возможным, в связи с технологией производства работ невозможно закрепить металлический каркас в стекло. В связи с тем, что заказчик отказался произвести закладку данных проёмов из материалов пригодных для крепления каркаса под ГКЛ (данные работы отсутствуют в смете), для обеспечения максимального сохранения полезной площади коридоров с заказчиком было согласовано произвести монтаж ГКЛ по системе "кнауф" на клеевую монтажную смесь, а в местах нахождения стеклоблоков, укрепить существующий каркас и произвести крепление ГКЛ на него.
С 30.11.2021 г. по 06.12.2021 г. был произведен монтаж ГКЛ в коридоре на 2 этаже (60% выполненных работ), с 07.12.2021 г. по 15.12.2021 г. - монтаж ГКЛ на лестничном марше и на 1 этаже, подготовительные работы к шпатлеванию ГКЛ. 16.12.2021 г. произведено нанесение шпатлевки на ГКЛ механизировано, методом безвоздушного распыления, с применением импортного оборудования, для достижения максимального результата (выполнено 75% от общего объёма по смете). С 14.12.2021 г. по 19.12.2021 г. был произведен монтаж подвесного потолка "Армстронг" в коридоре I этажа (левого крыла), II этажа, правого крыла. Произвести монтаж подвесного потолка "Армстронг" в левом крыле 2 этажа, препятствовали линии проводов, которые в большом количестве свисали и гнули каркас, также отсутствовала пластиковая дверь при выходе на лестничный марш, что препятствовало установке каркаса.
О данном факте неоднократно предупреждались представители заказчика, но на 20.12.2021 г. данные обстоятельства не были исправлены, были проигнорированы заказчиком. На 20.12.2021 г. общий объём выполненных работ по контракту составлял 85-90%.
По состоянию на 28.12.2021 г. заказчиком не был произведет монтаж кабелей, что затруднило монтаж каркаса подвесного потолка.
29.12.2021 г. Заказчик в отсутствие подрядчика произвел осмотр объекта по итогам которого составлен Акт о нарушении подрядчиком строительных норм и правил.
После получения Подрядчиком решения Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта от 29.12.2021 г. директор ООО "ЕР САМАРА" прибыл 11.01.2022 г. года на объект с письмом о допуске сотрудников, однако в допуске сотрудников на объект было отказано ввиду повторного принятия Заказчиком решения о расторжении контракта и назначении строительно-технической экспертизы.
Однако, вышеприведенные пояснения Общества опровергаются представленными Заказчиком пояснениями и доказательствами, в связи с чем не могут свидетельствовать о добросовестном поведении Подрядчика при исполнении контракта.
В рассматриваемом случае Обществом не предприняты все возможные и зависящие меры для соблюдения норм и правил действующего законодательства, регулирующего порядок исполнения контракта, не проявлена необходимая внимательность и осмотрительность при осуществлении своей деятельности.
На дату рассмотрения обращения работы, предусмотренные контрактом, Подрядчиком в полном объеме не выполнены.
Доказательств обратного Обществом в антимонопольный орган не представлено.
Заказчик в результате действий (бездействий) ООО "ЕР Самара" лишился того, на что рассчитывал при проведении электронного аукциона, а именно качественное и своевременное выполнение ремонтных работ в учреждении. Заказчик, вплоть до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта надеялся на получение искомого результата, полагаясь на профессионализм Подрядчика.
Следует отметить, что ранее в Самарское УФАС России неоднократно поступали обращения о включении информации об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков.
Также, у ООО "ЕР САМАРА" из 19 имеющихся контрактов по 11 исполнение прекращено, из них 3 расторгнуты Заказчиками в одностороннем порядке.
Принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе закупок, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям указанного закона, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта с ним как с лицом, признанным победителем аукциона. Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на социально-значимые цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Согласно статье 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предпринимательская деятельность представляет собой самостоятельную осуществляемую на свой риск деятельность, цель которой - систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Включение информации, предусмотренной статьей 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу хозяйствующего субъекта, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и, в данном случае, не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности.
Указанный вывод подтверждается сформировавшейся судебной практикой по данному вопросу, в частности по делам ВАС-5621/12, А40-6623/2015, А60-32902/2014, А60-48430/2014, А19-17311/2014, А55-27488/2014.
Реестр недобросовестных поставщиков представляет собой меру ответственности за недобросовестное поведение в правоотношениях по осуществлению закупок.
В настоящем случае недобросовестность ООО "ЕР Самара" выразилась в халатном, непредусмотрительном, ненадлежащем исполнении своих обязанностей, возникающих из положений контракта.
В указанном случае Подрядчиком не были предприняты все необходимые и разумные меры с целью надлежащего исполнения контракта, в его поведении наличествуют признаки недобросовестности и включение Поставщика в реестр недобросовестных поставщиков в настоящем случае является необходимой мерой его ответственности, поскольку служит ограждением заказчиков от недобросовестных подрядчиков, исполнителей.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Включить информацию об Обществе с ограниченной ответственностью "ЕР САМАРА", сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица/учредителе в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года*.
2. Исключить информацию об Обществе с ограниченной ответственностью "ЕР САМАРА", о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица/учредителе из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет со дня включения в реестр.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
* Датой включения сведений в отношении участника закупки в Реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 9 февраля 2022 г. N РНП-63-45
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.02.2022