Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области (далее - Комиссия) в составе:
Заместителя председателя Комиссии:
Ворониной К.Ф. - начальника отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
Членов Комиссии:
Неплюевой А.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
Четвертак И.С. - специалиста-эксперта отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
при участии:
от ММБУ "Центр организации дорожного движения" - Логаева А.А. (директор), Черкасовой Е.А. (представителя по доверенности),
от ООО "Алтын" - Дмитриева А.С., Хикматуллиной Л.А. (представителей по доверенности),
рассмотрев обращение ММБУ "Центр организации дорожного движения" о включении сведений в отношении ООО "Алтын" в реестр недобросовестных поставщиков, в соответствии со статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), разделом III Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)") (далее - Постановление N 1078),
УСТАНОВИЛА:
02.02.2022 в Мурманское УФАС России поступило обращение ММБУ "Центр организации дорожного движения" (далее - Заказчик) о включении сведений в отношении ООО "Алтын" (Республика Татарстан, г. Казань, ул. Окольная, д. 94, кв. 33, ИНН 1658001157, ОГРН 1021603288442, директор Зинатуллин Айрат Ахматханович, ИНН 165804244247) (далее - Общество) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом от исполнения гражданско-правового договора на поставку знаков дорожных.
Обращение о включении сведений в отношении Общества в реестр недобросовестных поставщиков рассмотрено дистанционно посредством сервиса веб-видеоконференцсвязи.
Изучив представленные документы, Комиссия установила следующее.
По итогам проведения 20.09.2021 электронного аукциона (номер извещения 0149200002321005786), 08.10.2021 между ММБУ "Центр организации дорожного движения" и ООО "Алтын" был заключен гражданско-правовой договор на поставку знаков дорожных N 0149200002321005786-30 на поставку знаков дорожных (далее - контракт).
Реестровый номер контракта: 3519093070921000039.
Цена контракта: 1 905 301,05 руб.
В соответствии с условиями контракта, однократно в течение 15 (пятнадцати) дней с даты заключения контракта Общество приняло на себя обязательство поставить дорожные знаки в порядке и на условиях контракта, в соответствии со спецификацией (пункт 5.2). Приемка товара оформляется соответствующим актом (пункт 5.3).
В обращении Заказчик указал, что в установленные контрактом сроки поставка дорожных знаков не была осуществлена.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 10.2.4.3 контракта установлено право Заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, в том числе:
- в случае отказа поставщика передать заказчику товар и принадлежности к нему или документы (статьи 463, 464 Гражданского кодекса Российской Федерации);
- в случае существенного нарушения поставщиком требований к качеству товара (обнаружения заказчиком неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков) (статья 475 Гражданского кодекса Российской Федерации);
- в случае поставки поставщиком товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для заказчика срок (пункт 2 статьи 523 Гражданского Кодекса Российской Федерации).
29.10.2021, руководствуясь пунктом 10.2.4.3 контракта, Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. При этом, в качестве основания данного решения Заказчик указал причину: информация об исполнении контракта в адрес ММБУ "ЦОДД" не поступала, планируемые сроки исполнения контракта не известны, поставка товара не выполняется.
При рассмотрении дела Комиссия отметила, что непоставка товара в установленные сроки в качестве основания принятия решения о расторжении контракта в одностороннем порядке в пункте 10.2.4.3 контракта не указана.
Частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе определено, что решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика исполнителя об одностороннем отказе от исполнения контракта.
01.11.2021 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта Заказчик разместил в единой информационной системе, направил Обществу заказным письмом с уведомлением, а также посредством электронной почты.
Подтверждение о вручении Обществу решения о расторжении контракта в одностороннем порядке не поступило, ввиду чего датой надлежащего уведомления является истечение тридцати дней с даты размещения соответствующей информации в ЕИС, то есть 02.12.2021.
В соответствии с частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
07.12.2021 дорожные знаки были поставлены Заказчику, ввиду чего 10.12.2021 Заказчик принял решение N 1 об отмене решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно акту N 1 отказа от приемки от 07.12.2021, в нарушение подпункта Б пункта 5.5.1 контракта в составе поставленного товара отсутствуют товаросопроводительные документы.
Кроме того, согласно акту N 2 отказа от приемки от 14.12.2021, при приемке поставленного товара была проведена экспертиза двух дорожных знаков из партии, в ходе которой было обнаружено, что поставленные товары (знак дорожный с двусторонним изображением, знак дорожный с односторонним изображением) в нарушение пункта 4.3 контракта не отвечают требованиям "ГОСТ Р 52290-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования", ввиду чего поставленные товары не были приняты.
В связи с нарушением условий контракта, на основании пункта 10.2.4.3 контракта, 17.12.2021 Заказчик принял повторное решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
17.12.2021 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта Заказчик разместил в единой информационной системе, 20.12.2021 направил Обществу заказным письмом с уведомлением.
Ввиду неполучения Обществом почтового отправления N 80081366018058, Заказчик посчитал датой надлежащего уведомления истечение тридцати дней с даты размещения соответствующей информации в ЕИС, то есть 17.01.2022, датой расторжения контракта - 27.01.2022.
Согласно части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе Заказчик направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
Обращение ММБУ "Центр организации дорожного движения" о включении сведений в отношении ООО "Алтын" в реестр недобросовестных поставщиков было направлено в адрес Мурманского УФАС России в установленный частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе срок, 27.01.2022.
Ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
Комиссия полагает, что для решения вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков необходимо подходить в каждом случае индивидуально, учитывая все обстоятельства дела.
Из смысла статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках проведения закупки обязательств. И основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое подтверждает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 15 постановления N 1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Представитель Общества пояснил, что первоначальное нарушение сроков поставки произошло по причине длительного согласования требований к дорожным знакам с Заказчиком. После согласования с Заказчиком требований к дорожным знакам Общество приступило к их изготовлению и направлению Заказчику. 07.12.2021 товар в полном объеме был доставлен Заказчику, в комплекте товаросопроводительных документов, установленных подпунктом 5.5.1 контракта. После обнаружения Заказчиком недостатков, на основании пункта 5.10. контракта Общество готово было устранить недостатки и доработать конструкцию дорожных знаков в соответствии с требованиями Заказчика.
Таким образом, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Подрядчика, в их совокупности и взаимосвязи, учитывая тот факт, что Общество предпринимало попытки исполнить контракт (осуществило поставку знаков, при обнаружении недостатков намерено было поставить товар в соответствии с требованиями Заказчика), Комиссия пришла к выводу о том, что Общество не демонстрировало недобросовестного поведения в ходе исполнения договорных обязательств, сведения в отношении ООО "Алтын" не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
Руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе, постановлением N 1078 Комиссия
РЕШИЛА:
Отказать ММБУ "Центр организации дорожного движения" во включении сведений в отношении ООО "Алтын" (Республика Татарстан, г. Казань, ул. Окольная, д. 94, кв. 33, ИНН 1658001157, ОГРН 1021603288442, директор Зинатуллин Айрат Ахматханович, ИНН 165804244247) в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя комиссии
Мурманского УФАС России: К.Ф. Воронина
Члены комиссии
Мурманского УФАС России: А.В. Неплюева
И.С. Четвертак
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 8 февраля 2022 г. N 051/06/104-51/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.02.2022