Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
в отсутствие представителей ООО "ФАРМ - ИНДАСТРИЗ", МКУ "Управление благоустройством Пермского муниципального района" (извещены надлежащим образом),
рассмотрев обращение МКУ "Управление благоустройством Пермского муниципального района" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "ФАРМ - ИНДАСТРИЗ" в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на Ремонт автомобильной дороги по ул. Орджоникидзе (от ул. Ленина до ул. Калинина) в п.Юг Юговского сельского поселения (изв. N 0856600010821000209),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0856600010821000209 Заказчиком проводился электронный аукцион на ремонт автомобильной дороги по ул. Орджоникидзе (от ул. Ленина до ул. Калинина) в п. Юг Юговского сельского поселения.
Начальная (максимальная) цена контракта - 3 139 414,40 руб.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), установлено следующее.
29.06.2021 г. между Заказчиком и ООО "ФАРМ - ИНДАСТРИЗ" заключен контракт N 0856600010821000209 на сумму 1 984 302,93 руб.
Согласно условиям Контракта:
1.1. Подрядчик обязуется выполнить на объекте работы по ремонту автомобильной дороги по ул. Орджоникидзе (от ул. Ленина до ул. Калинина) в п. Юг Юговского сельского поселения (далее - работы) в сроки, предусмотренные Контрактом, и сдать их результат Заказчику, а Заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
1.2. Объем и требования к выполняемым работам определяются Техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту), Приложениями к Техническому заданию, являющимися неотъемлемыми частями Технического задания, локальным сметным расчетом (Приложение N 2 к Контракту), являющимися неотъемлемой частью настоящего Контракта.
1.3. Срок выполнения работ 60 календарных дней c момента заключения контракта.
3.1. Приемка выполненных работ (этапа выполненных работ) производится в течение 10 (десяти) рабочих дня(ей) с даты предоставления Подрядчиком документа о приемке: акта выполненных работ по форме КС-2. Одновременно с актом выполненных работ по форме КС-2 Подрядчик предоставляет справку о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3, акт приемочной комиссии по приемке выполненных работ по форме А-1 "ВСН 19-89. Правила приемки работ при строительстве и ремонте автомобильных дорог". По окончанию срока для приемки выполненных работ, установленного в настоящем пункте, Заказчик подписывает акт о приемке выполненных работ в течение 5 (пяти) рабочих дней, или в случае обнаружения недостатков выполненных работ Заказчик направляет в адрес Подрядчика мотивированный отказ от приёмки работ с указанием вида недостатков и сроков их устранения.
3.2. На все выполненные работы Заказчику для приемки выполненных работ (этапа выполненных работ) должна быть представлена исполнительная и (или) разрешительная документация в соответствии с нормами действующего законодательства и требованиями Технического задания.
3.3. Непредставление исполнительной и (или) разрешительной документации дает право Заказчику не приступать к приемке выполненных работ (этапа выполненных работ) и не рассматривать представленные Подрядчиком документы, предусмотренные настоящим разделом.
3.4. При проведении приемки работ и их результатов Заказчик проверяет результаты работ по Контракту, а также представленные Подрядчиком документы и материалы с точки зрения их соответствия условиям Контракта и Технического задания (Приложение N 1 к настоящему Контракту). Для проверки предоставленных Подрядчиком результатов, предусмотренных Контрактом, в части их соответствия условиям Контракта Заказчик проводит экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных Контрактом, может проводиться Заказчиком самостоятельно или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе.
3.5. По решению Заказчика для приемки выполненных работ (этапа выполненных работ) может создаваться приемочная комиссия.
3.6. Подписанные Сторонами акт о приемке выполненных работ формы N КС-2 и справка о
стоимости выполненных работ и затрат формы N КС-3 являются документом о приемке, на основании которых Заказчик оплачивает выполненные работы (этапы выполненных работ).
4.1. Заказчик вправе:
4.1.1. Требовать от Подрядчика надлежащего исполнения обязательств в соответствии с настоящим Контрактом, а также требовать своевременного устранения выявленных недостатков.
4.1.2. Приостанавливать и/или запрещать производство работ путем выдачи письменных распоряжений (предписаний), внесения записей в общий журнал работ при отступлении Подрядчиком от требований нормативных документов, технических условий; при нарушении технологии работ; применения некачественных материалов; невыполнения выданных указаний и предписаний Заказчика; недостатков в качестве работ; нарушения правил безопасности; при неблагоприятных погодных условиях, а также и по другим причинам, влияющим на качество и сроки выполнения работ. Если подрядчик в нарушении выданного заказчиком распоряжении (предписания) о приостановке или запрещении работ продолжит выполнять работы на Объекте до получения от Заказчика разрешения на возобновление работ, такие работы Заказчик вправе не принимать и не оплачивать. Все убытки Заказчика, вызванные таким приостановлением работ, несет Подрядчик.
8.2 Настоящий Контракт может быть расторгнут по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством, в порядке, установленном частями 9-23 статьи 95 Закона о контрактной системе.
8.4 Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в следующих случаях:
8.4.1 Если в ходе исполнения Контракта информация об Подрядчике, в том числе учредителе Подрядчика, членах коллегиального исполнительного органа, лицах, исполняющих функции единоличного исполнительного органа Подрядчика, включена в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
8.4.2 Неисполнении Подрядчиком в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации обязанности зарегистрировать обособленное подразделение организации;
8.4.3 Просрочка исполнения иных обязательств по Контракту более чем на 3 рабочих дня;
8.4.4 нарушения срока начала работ, установленного в Контракте, более чем на 5 (Пять) календарных дней;
8.4.5 невыполнения объемов работ (в денежном выражении), предусмотренных Контрактом, в установленный Контрактом срок, более чем на 10%;
8.4.6 нарушения срока окончания работ, установленного в Контракте, более чем на 5 (Пять) календарных дней;
8.4.7 невыполнения предписания, выданного Заказчиком.
8.4.8 отказа от устранения или не устранения допущенных Подрядчиком недостатков (дефектов), либо допущения отступлений от технического задания (Приложение N1 контракту) и/или локального сметного расчета (Приложение N 2 к Контракту), либо снижения качества работ в результате нарушения Подрядчиком условий Контракта.
8.4.9 не предоставления Подрядчиком обеспечения исполнения Контракта в случаях, установленных настоящим Контрактом.
8.4.10 не предоставление Подрядчиком обеспечения исполнения Контракта в случае истечения срока действия банковской гарантии, предоставленной на момент заключения Контракта.
8.4.11 отказа Подрядчика от выполнения условий настоящего Контракта.
В связи с невыполнением условий контракта 09.12.2021 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (такая возможность предусмотрена разделом 8 Контракта).
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
В силу ч. 3 ст. 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Согласно ч. 1 ст. 708 Гражданского кодекса Российской Федерации, в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
В ч. 2 ст. 715 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода (п. 1 ст. 721 ГК РФ).
Если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков (ч. 3 ст. 723 ГК РФ).
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В ходе рассмотрения обращения Комиссией установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта принято 09.12.2021 г.
09.12.2021 г. уведомление о расторжении контракта в одностороннем порядке размещено в ЕИС, а также направлено Исполнителю заказным письмом с уведомлением.
13.01.2022 г. из почтового уведомления Заказчику стало известно, что решение об одностороннем отказе получено Подрядчиком, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении.
Решение вступило в силу - 24.01.2022 г.
Обращение Заказчика направлено в адрес Управления 27.01.2022 г, то есть без нарушений требований, установленных Законом о закупках.
Комиссией были изучены материалы обращения, из которых следует, что 30.07.2021 г. Заказчиком, в адрес общества была направлена претензия N 01-10/740, с просьбой начать выполнение работ по Контракту.
13.09.2021 г. Заказчиком была направлена претензия N 01-10/980, в которой Заказчик указывал на незавершённость работ и просил окончить их в срок до 17.09.2021 г.
В ответном письме Подрядчик указал, что приостановка работ на объекте связана с тем взятием проб песчано - гравийной смеси для проведения лабораторных испытаний.
Вместе с тем, 21.09.2021 г. Подрядчиком было направлено письмо о продлении срока работ, в связи с тем, что вышеуказанные лабораторные испытания ещё не окончены.
29.09.2021 г. из результатов лабораторных исследований, проведённых ООО "Уралстройконтроль" стало известно, что песчано - гравийная смесь соответствует стандартам ГОСТ 23735-2014, (Протокол N 115/21). При этом, работы по Контракту были приостановлены по устному распоряжению представителя Заказчика.
В связи с этим, 04.10.2021 г. Обществом в адрес Заказчика было направлено письмо о возобновлении работ по Контракту.
Позже, Заказчиком были взяты и направлены на лабораторное исследование пробы песчано - гравийной смеси с того же участка дороги. Согласно результатам лабораторного исследования от 07.10.2021 г., взятый материал не соответствует стандартам ГОСТ 23735-2014. (Протокол N 1 ОАЛ/2021).
Подрядчик с результатами проведённого исследования не согласен, так как пробы были изъяты без участия представителя Общества, а значит с нарушением регламента.
Из пояснений подрядчика стало известно, что им были составлены и подписаны Акты выполненных работ и Справки об их стоимости, на общую сумму 551 951 руб.
Заказчиком данные Акты подписаны не были, поскольку, со стороны Подрядной организации усматривались нарушения порядка приёмки, установленного условиями Контракта.
Антимонопольный орган приходит к выводу, что из материалов обращения, пояснений сторон, следует факт наличия между сторонами спора относительно порядка приёмки выполненных работ и последующего принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Указанный спор носит гражданско-правовой характер и решается арбитражными судами в установленном процессуальным законодательством порядке.
Помимо вышеизложенного, Комиссия принимает во внимание, что ООО "ФАРМ - ИНДАСТРИЗ" за период с 2021 г. по настоящее время исполнено 3 Государственных Контракта, на сумму 3 705 147 руб.
С учетом вышеизложенного, необходимо отметить следующее.
Комиссией проанализированы условия Контракта, обстоятельства дела, а также иные представленные документы, поскольку при принятии решения о включении общества в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника закупки в реестр недобросовестных поставщиков.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике, ненадлежащим образом исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
Не включать сведения об ООО "ФАРМ - ИНДАСТРИЗ" в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 3 февраля 2022 г. N РНП-59-047
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.02.2022