Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев обращение ГБУЗ ПК "Краевая клиническая психиатрическая больница" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "СтаМарК" в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на оказание услуг по очистке территории г. Березники от снега экскаватором-погрузчиком (ф-л Березниковский) (изв. N 0356500005920000166),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0356500005920000166 Заказчиком проводился электронный аукцион на оказание услуг по очистке территории г. Березники от снега экскаватором-погрузчиком (ф-л Березниковский). Начальная (максимальная) цена контракта - 105 000,00 руб.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
14.10.2020 г. между Заказчиком и ООО "СтаМарК" заключен контракт N 531 на сумму 105 000,00 руб.
В связи с невыполнением Исполнителем условий контракта 13.12.2021 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (такая возможность предусмотрена разделом 6 Контракта).
В соответствии с ч. 12 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 13 ст. 95 Закона о закупках).
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о закупках Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Согласно ч. 4 ст. 104 Закона о закупках, заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
13.12.2021 г. - Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
15.12.2021 г. - решение опубликовано на сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС).
16.12.2021 г. - решение направлено Исполнителю посредством Почты России.
17.01.2022 г. - дата надлежащего уведомления в связи с тем, что Исполнителем получено решение об одностороннем отказе, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 80080967721497.
28.01.2022 г. - дата вступления решения в силу.
31.01.2022 г. - решение об одностороннем отказе было направлено в Пермское УФАС России.
Комиссией установлено, что требования, обозначенные выше, Заказчиком соблюдены.
В соответствии с ч. 10 ст. 83.2 Закона о закупках контракт заключается на условиях, указанных в документации и (или) извещении о закупке, заявке победителя электронной процедуры, по цене, предложенной победителем, либо по цене за единицу товара, работы, услуги, рассчитанной в соответствии с частью 2.1 настоящей статьи, и максимальному значению цены контракта.
Согласно ч. 1 ст. 94 Закона о закупках, исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно ч. 1 ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В соответствии со ст. 780 ГК РФ если иное не предусмотрено договором возмездного оказания услуг, исполнитель обязан оказать услуги лично.
Согласно ч. 1 ст. 787 ГК РФ Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
В силу ч. 1 ст. 782 ГК РФ Заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.
В соответствии с условиями Контракта:
1.1. Исполнитель обязуется ОКАЗАТЬ УСЛУГИ ПО ОЧИСТКЕ ТЕРРИТОРИИ Г. БЕРЕЗНИКИ ОТ СНЕГА ЭКСКАВАТОРОМ-ПОГРУЗЧИКОМ (Ф-Л БЕРЕЗНИКОВСКИЙ) (далее - услуга), а Заказчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги на условиях, установленных настоящим Контрактом.
1.2. Объем оказываемых услуг, требования к качеству и порядку оказания услуг определяются Техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту), иными приложениями к настоящему Контракту, являющимися неотъемлемой частью настоящего Контракта.
1.3. Срок оказания услуг: с момента заключения договора и до 31.12.2021
1.4. Место оказания услуг: Согласно Приложения Техническое задание
3.2. Исполнитель качественно по заявке Заказчика в согласованные сроки - дата и время, оказывает услуги по очистке территории от снега. предоставляет Заказчику акт оказанных услуг, а также подписанный Исполнителем или иной документ (далее - документ о приемке).
3.3. Приемка оказанных услуг осуществляется Заказчиком путем подписания документа о приемке акта оказанных услуг в течение 2 дней, либо в те же сроки Заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания документа о приемке.
3.4. Для проверки услуг, оказанных Исполнителем, в части их соответствия условиям Контракта Заказчик проводит экспертизу. Экспертиза может проводиться Заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации.
4.1. Заказчик вправе:
4.1.1. Требовать от Исполнителя надлежащего исполнения обязательств в соответствии с настоящим Контрактом, в том числе своевременного устранения выявленных недостатков;
4.1.2. Осуществлять контроль за объемом, качеством и сроками оказания услуг;
4.1.3. Проводить в любое время проверку и контроль оказания услуг, без вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность;
4.1.4. Требовать от Исполнителя своевременного устранения недостатков, выявленных в ходе приемки, в течение гарантийного срока (при его установлении в Контракте);
4.1.5. Привлекать экспертов, экспертные организации для проведения экспертизы оказанных услуг;
4.1.6. Отказаться от приемки и оплаты услуг, не соответствующих условиям Контракта;
4.1.7. Принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством;
4.1.8. До принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта провести экспертизу оказанных услуг с привлечением экспертов, экспертных организаций.
4.4. Исполнитель обязан:
4.4.1. Своевременно и надлежащим образом оказать услуги и предоставить Заказчику результаты оказания услуги, предусмотренные Контрактом, документы, предусмотренные настоящим Контрактом, в т.ч. документ о приемке, в порядке и сроки, установленные настоящим Контрактом;
4.4.2. Предоставлять Заказчику по его требованию в сроки, указанные в таком требовании, документы, относящиеся к предмету настоящего Контракта;
4.4.3. Своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении Контракта;
4.4.4. Представить Заказчику сведения об изменении своих реквизитов, адреса своего местонахождения в срок не позднее 5 (пяти) рабочих дней со дня соответствующего изменения;
4.4.5. Обеспечить за свой счет устранение выявленных недостатков услуг в течение 5 дней с акта о выявленных недостатках.
Согласно положениям Технического задания (приложение N 1 к Контракту):
3.1. Сроки оказания услуги - услуги оказываются с момента подписания Договора и до 31.12.2021 г.
3.2. Место/адрес оказания услуги - очистка от снега территории и территорий, прилегающих к зданиям Филиала "Березниковский" ГБУЗ ПК "ККПБ" выполняется с применением необходимой механизированной спецтехники, экскаватором - погрузчиком, по адресу:
- г. Березники ул. Деменева, 12 - корпус N 6, корпус N 6а, корпус N 7, гараж, огороженный прогулочный двор корпуса N 6 и корпуса N 6а.
4.1. Услуги по механизированной уборке территорий от снега оказываются по разовым заявкам Заказчика в рабочие дни и в рабочее время Заказчика с 8:00 до 16:30 ч.ч.
4.2. Исполнитель качественно по заявке Заказчика в согласованные сроки - дата и время, оказывает услуги по очистке территории от снега.
4.3. Исполнитель обязан приступить к механизированной чистке от снега территории Заказчика в течение суток с момента получения заявки от Заказчика, но не позднее 2-х рабочих дней.
Из обращения Заказчика следует, что по состоянию на 13.12.2021 г. Исполнитель своих обязательств не исполнил, тем самым нарушил п. 4.4.1. Контракта, п. 4.3. Технического задания и иные условия Контракта.
В Техническом задании (приложение N 1 к Контракту) предусмотрен порядок и график выполнения работ по уборке снега.
Заказчик пояснил, что Исполнитель осуществлял уборку снега на территории Заказчика последний раз в конце 2020 года, после этого к работам больше не приступал, доказательств иного не представлено.
Представитель Заказчика на протяжении марта 2021 г., ноября 2021 г. неоднократно направлял в адрес Исполнителя заявки посредством cети Viber, а также на адрес электронной почты о необходимости предоставления трактора для очистки территории Заказчика, что подтверждается письмами исх. N 34/55-02-943 от 29.11.2021 г., исх. N 34/55-02-982 от 09.12.2021 г., а также скринами переписки из Viber.
Заказчик также пояснил, что к исполнению заявок Исполнитель не приступил. В адрес Исполнителя направлялись Претензии с требованиями приступить к работам (исх. N 34/55-02-233 от 17.03.2021 г.; исх. N N 34/55-02-964 от 06.12.2021 г.; исх. N 34/55-02-964 от 06.12.2021 г.).
Согласно информации, размещенной в ЕИС, Обществом выполнены и оплачены работы на сумму 17 500,00 руб., что свидетельствует о выполнении Исполнителем порядка 16,7 % от общего объема работ, что составляет меньше половины работ, предусмотренных Контрактом.
Комиссией установлено, что согласно информации, размещенной в ЕИС ООО "СтаМарК" ранее было включено в реестр недобросовестных поставщиков 5 раз, что свидетельствует о недобросовестном исполнении взятых на себя обязательств.
Проанализировав представленную документацию, Комиссия отмечает, что доказательств, свидетельствующих об уважительности причин, либо об отсутствии вины в своих действиях, свидетельствующих о добросовестном исполнении условий контракта, ООО "СтаМарК" не представлено.
Стоит отметить, что ООО "СтаМарК" осуществляет предпринимательскую деятельность самостоятельно, на свой страх и риск, вследствие чего, принимая участие в закупке, ООО "СтаМарК" должно было осознавать возможность наступления закономерных последствий упомянутого деяния.
Доказательства того, что Обществом предпринимались все зависящие от него действия, направленные на исполнение условий по контракту, в материалах обращения не имеются.
Комиссия, изучив представленные в материалы обращения документы, приходит к выводу, что Исполнителем нарушены условия исполнения Контракта.
Своими действиями ООО "СтаМарК" нарушает права Заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, ставит под угрозу эффективное использование бюджетных средств, в предусмотренном бюджетным законодательством порядке и нарушает обеспечение публичных интересов в этих правоотношениях.
Комиссия отмечает, что Исполнитель, подавая заявку на участие в электронном аукционе, согласился со всеми изложенными в аукционной документации, Контракте требованиями Заказчика.
Кроме того, участник закупки, принимая решение об участии в процедуре закупки и подавая заявку на участие в закупки, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, а именно включение сведений об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков, в случае совершения им действий (бездействий), нарушающих требования законодательства Российской Федерации о закупках на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с п.п.1, 2, 3 ч.1 ст.1 Закона о закупках настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона (далее - контракт).
Согласно п. 2 ст. 3 Закона о закупках определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта;
В п. 3 названной статьи обозначено, что закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.
Из указанного следует, что целью осуществления закупки является удовлетворение, в данном случае, муниципальной нужды.
В рассматриваемом случае виновные действия Общества не позволили удовлетворить муниципальнцю нужду, связанную с оказанием услуг по очистке территории г. Березники от снега экскаватором-погрузчиком (ф-л Березниковский).
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о закупках, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Исполнителя, с учетом обстоятельств данного конкретного дела, с учетом социальной значимости объекта, пришла к выводу о том, что Обществом были совершены действия, которые свидетельствуют о недобросовестности участника закупки, и, как следствие, сведения об Исполнителе подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
При этом, Комиссия отмечает, что само по себе включение в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу ООО "СтаМарК", не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности, не препятствует осуществлению обычной хозяйственной деятельности.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Включить сведения об ООО "СтаМарК" (618419, Пермский край, г. Березники, ул. Большевистская, 8, ИНН 5911057096) в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
2. Включить сведения о директоре ООО "СтаМарК" Хлебникове Евгении Олеговиче (ИНН 591152334650) в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
3. Датой включения сведений об ООО "СтаМарК", о директоре ООО "СтаМарК" Хлебникове Евгении Олеговиче в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте ЕИС.
4. Датой исключения сведений об ООО "СтаМарК", о директоре ООО "СтаМарК" Хлебникове Евгении Олеговиче из реестра недобросовестных поставщиков считать 20.01.2024 г.
5. Определить неотъемлемой частью настоящего решения приложение N 1 к решению N РНП-59-051 от 04.02.2022 г. на 1 л.
Приложение N 1 к решению N РНП-59-051 от 04.02.2022 г.
Дата события* |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I +II+III раздеты) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
28.01.2022 |
02.02.2022 |
31.01.2022 |
- |
31.01.2022 |
07.02.2022 |
04.02.2022 |
- |
09.02.2022 |
07.02.2022 |
- |
- |
* дата признания участника закупки уклонившимся, дата вступления в силу решения заказчика об одностороннем расторжении контракта или дата вступления в силу судебного акта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 4 февраля 2022 г. N РНП-59-051
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.02.2022