Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия), при участии посредством ВКС представителя ИП Аликиной Э.З. - Быкова Д.М., действующего на основании доверенности, в отсутствие представителей МБУ "Благоустройство" (извещены надлежащим образом),
рассмотрев обращение МБУ "Благоустройство" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ИП Аликиной Э.З. в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на содержание автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них в границах населенных пунктов Уральского территориального отдела в рамках муниципальной программы Нытвенского городского округа "Развитие дорожной инфраструктуры Нытвенского городского округа" (изв. N 0156600019321000203),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0156600019321000203 Заказчиком проводился электронный аукцион на содержание автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них в границах населенных пунктов Уральского территориального отдела в рамках муниципальной программы Нытвенского городского округа "Развитие дорожной инфраструктуры Нытвенского городского округа".
Начальная (максимальная) цена контракта - 727 400,00 руб.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), установлено следующее.
06.09.2021 г. между Заказчиком и ИП Аликиной Э.З. заключен контракт N 01566000193210002030001 (20/К) на сумму 727 400,00 руб.
Согласно условиям Контракта:
1.1. Подрядчик обязуется выполнить на объекте работы по содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них в границах населенных пунктов Уральского территориального отдела в рамках муниципальной программы Нытвенского городского округа "Развитие дорожной инфраструктуры Нытвенского городского округа" (далее - работы) в сроки, предусмотренные Контрактом, и сдать их результат Заказчику, а Заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
1.2. Объем и требования к выполняемым работам определяются Техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту), а также приложениями NN 2-5 к контракту, являющимися неотъемлемой частью настоящего Контракта.
1.3. Срок выполнения работ: с момента заключения контракта до 31.12.2021 г.
4.1. Заказчик вправе:
4.1.1. Требовать от Подрядчика надлежащего исполнения обязательств в соответствии с настоящим Контрактом, а также требовать своевременного устранения выявленных недостатков.
4.1.2. осуществлять еженедельно проверку исполнения работ в любое время в течение действия Контракта, в том числе в связи с жалобами и обращениями жителей округа. По результатам проверки составляется Акт оценки уровня содержания автомобильных дорог (далее также - Акт), по форме, установленной Приложением 6 Контракта, с указанием в нем выявленных случаев неисполнения и (или) не надлежащего исполнения Подрядчиком Работ. Акт подписывается уполномоченным лицом Заказчика. По результатам вышеуказанного Акта может составляться Предписание об устранении выявленных недостатков с указанием сроков устранения, и направляться Подрядчику;
4.1.3. снижать в одностороннем порядке ежемесячную оплату произведенных работ, на которых работы выполнены с нарушением требований, установленных Приложением 4 контракта, либо при не устранении Подрядчиком недостатков в срок, указанный в Предписании;
4.1.4. получать заблаговременно, не менее чем за 5 календарных дней, в письменной форме, сведения об обстоятельствах, которые могут повлечь неисполнение Подрядчиком условий Контракта;
4.1.5. направлять в адрес подрядчика письма, акты, предписания, претензии и иные документы посредством электронной почты, указанной в разделе 13 контракта;
4.1.6. требовать соблюдения Подрядчиком иных условий.
4.4. Подрядчик обязан:
4.4.1. Обеспечить выполнение работ на объекте своевременно и надлежащим образом, в соответствии с условиями контракта.
4.4.2. Обеспечить соответствие выполненных работ требованиям качества, безопасности жизни и здоровья, а также иным требованиям спецификации, безопасности (санитарным нормам и правилам, государственным стандартам и т.п.), установленным действующим законодательством Российской Федерации и условиям настоящего Контракта и приложений к нему.
8.4. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в следующих случаях:
8.4.1. Если в ходе исполнения Контракта информация об Подрядчике, в том числе учредителе Подрядчика, членах коллегиального исполнительного органа, лицах, исполняющих функции единоличного исполнительного органа Подрядчика, включена в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
8.4.2. Неисполнении Подрядчиком в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации обязанности зарегистрировать обособленное подразделение организации;
8.4.3. Просрочка исполнения иных обязательств по Контракту более чем на 3 рабочих дня;
8.4.4. Отказ от устранения или не устранение допущенных Подрядчиком дефектов и недостатков в срок, указанный Заказчиком;
8.4.5. Неисполнение требований, предписаний Заказчика, изложенных в мотивированном отказе в приемке выполненных работ, в течение срока, определенного Заказчиком.
8.4.6. Изменение законодательства в период выполнения обязательств по Контракту, изменивших условие Контракта.
8.4.7. Выявление нарушений уровня требований к качеству содержания (приложение 4 контракта) более 3х раз в отчетном месяце.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
В силу ч. 3 ст. 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Согласно ч. 1 ст. 708 Гражданского кодекса Российской Федерации, в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
В ч. 2 ст. 715 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода (п. 1 ст. 721 ГК РФ).
Если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков (ч. 3 ст. 723 ГК РФ).
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно ч. 4 ст. 104 Закона о закупках Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
В ходе рассмотрения обращения Комиссией установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта принято 17.12.2021 г.
17.12.2021 г. уведомление о расторжении контракта в одностороннем порядке размещено в ЕИС, а также вручено Подрядчику нарочно.
Решение вступило в силу - 30.12.2021 г.
Обращение Заказчика направлено в адрес Управления 13.01.2022 г, то есть c пропуском срока, установленного Законом о закупках.
Комиссией установлено, что вышеуказанные действия Заказчика нарушают требования ч. 4 ст. 104 Закона о закупках.
Действия Заказчика содержат признаки состава правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ.
Комиссией были изучены материалы обращения, из которых следует, что Исполнителем было исполнено 90% работ по контракту, что подтверждается документами о приёмке выполненных работ: справки о стоимости работ, акты. Согласно сведениям, содержащимися в ЕИС, Заказчик оплатил выполненные работы на сумму 661 400,00 руб.
В процессе выполнения работ Заказчиком составлялись Акты оценки уровня содержания автомобильных дорог/тротуаров, а именно Акты от 02.12.2021 г., 03.12.2021 г., 06.12.2021 г., 10.12.2021 г., 15.12.2021 г., 17.12.2021 г.
В вышеуказанных Актах указывались те участки дороги, которые не соответствовали требованиям, установленными Контрактом.
17.12.2021 г. Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, которое было вручено Подрядчику нарочно, при этом, в процессе очного совещания Подрядчику было дано указание об окончании выполнения работ по Контракту.
25.12.2021 г. Предприниматель направил Заказчику письмо N25-12 в котором просил сообщить, какие именно существенные недостатки были допущены в ходе выполнения работ по Контракту и какие именно существенные условия Контракта были нарушены Подрядчиком, послужившие основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
29.12.2021 г. в адрес ИП Аликиной Э.З. поступило письмо N753 в котором Заказчик уведомил Подрядчика о том, что Решение об одностороннем отказе вступило в законную силу и дал письменное указание о том, что выполнять работы по Контракту не требуется.
Антимонопольный орган приходит к выводу, что из материалов обращения, пояснений сторон, следует факт наличия между сторонами спора относительно качества выполненных работ и последующего принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Указанный спор носит гражданско-правовой характер и решается арбитражными судами в установленном процессуальным законодательством порядке.
Помимо вышеизложенного, Комиссия принимает во внимание, что ИП Аликиной Э.З. за период с 2020 г. по настоящее время исполнено 12 Государственных Контрактов, на сумму 4 256 660 руб.
С учетом вышеизложенного, необходимо отметить следующее.
Комиссией проанализированы условия Контракта, обстоятельства дела, а также иные представленные документы, поскольку при принятии решения о включении общества в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника закупки в реестр недобросовестных поставщиков.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике, ненадлежащим образом исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Не включать сведения об ИП Аликиной Э.З. в реестр недобросовестных поставщиков.
2. Признать в действиях Заказчика, выявленные в ходе проведения внеплановой проверки, нарушение ч. 4 ст. 104 Закона о закупках.
3. Материалы обращения передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Заказчика за допущенные нарушения требований Закона о закупках к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 10 февраля 2022 г. N РНП-59-054
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.02.2022