Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председательствующего - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок С.И. Казарина,
Членов Комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Н.С. Лушниковой,
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
А.З. Касимовой,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020
N 92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV.,
при участии представителей Администрации МО Хорошево-Мневники,ООО "Медикал Сервис",
рассмотрев жалобу ООО "Медикал Сервис" (далее - Заявитель) на действия Администрации МО Хорошево-Мневники (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание услуг по организации и проведению празднично-досуговых мероприятий для жителей муниципального округа Хорошево-Мневники в городе Москве (Закупка N 0173300006522000001) (далее - конкурс) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере
закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного конкурса.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые Московским УФАС России.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. В составе жалобы Заявитель указывает, что Заказчиком установлены неправомерные и неоднозначные требования к составу заявки, которые вводят в заблуждение участников и могут быть использованы для ограничения количества участников закупки, поскольку Заказчиком установлены требования о предоставлении конкретных показателей товаров и наименования страны происхождения, однако в документации не дается четкого и однозначного перечня товаров, в отношении которых участники должны предоставить в заявках конкретные показатели, соответствующие условиям документации, а также страну происхождения товара.
Согласно пп.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать следующие электронные документы описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пп. "а" и "б" п.2 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки, а именно с учетом положений части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, товарный знак (при наличии у товара товарного знака); наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе.
В силу п.1 ч.2 ст.43 Закона о контрактной системе при формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки информация о товаре, предусмотренная подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг. Информация, предусмотренная подпунктом "а" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, может не включаться в заявку на участие в закупке в случае указания заказчиком в описании объекта закупки товарного знака и предложения участником закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, обозначенного таким товарным знаком.
Согласно Приложению N 4 к извещению о проведении электронного конкурса первая часть заявки должна содержать: "1) характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона N 44-ФЗ, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);
2) наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира".
При этом Комиссия Управления отмечает, что Заказчиком также установлены правила чтения тех или иных символов, используемых при описании показателей товаров.
Согласно ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что согласно предмету закупки Заказчик закупает услуги по организации и проведению празднично-досуговых мероприятий для жителей муниципального округа Хорошево-Мневники в городе Москве.
При это в составе документации приведены требования к каждому мероприятию, включая предоставления определенного используемого оборудования, приглашения артистов, обеспечения мероприятия реквизитом и афишами и т.д., из чего следует, что Заказчик не закупает определенные товары для проведения мероприятий.
Одновременно с этим Комиссией Управления установлено, что из Приложения N4 к извещению о проведении электронного конкурса однозначно следует, что помимо согласия первая часть заявки на участие должна содержать, также конкретные показатели и наименование страны происхождения товаров, что исключает возможность при формировании заявки участниками закупки предоставить исключительно согласие.
При этом Комиссия Управления отмечает, что требования документации должны быть сформированы единообразно и не должны допускать двоякого толкования тех или иных положений.
Таким образом, учитывая, что техническим заданием установлены требования к используемым при оказании услуг товарам, Заказчиком неправомерно установлено требование о предоставлении конкретных показателей и наименования страны происхождения таких товаров в составе заявки на участие в аукционе, поскольку в соответствии с положениями п.1 ч.2 ст.43 Закона о контрактной системе информация о товаре, предусмотренная подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком пп.1 ч.2 ст.42, п.1 ч.2 ст.43 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. при формировании требований к составу первой части заявки.
Кроме того Комиссия Управления также отмечает, что на участие в конкурсе было подано 9 заявок, все заявки по результатам рассмотрения конкурсной комиссией признаны соответствующими, что свидетельствует о том, что выявленные нарушения не повлияли на определение поставщика (подрядчика, исполнителя).
2. Согласно доводам жалобы Заказчиком в конкурсной документации установлены неправомерные положения порядка оценки заявок по показателю "Качественные характеристики объекта закупки" нестоимостного критерия оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", что, по мнению Заявителя, влечет за собой ограничение количества потенциальных участников закупки.
Ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе установлено, что для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки Заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно пп.11 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с конкурсной документацией оценка заявок производится в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение).
Согласно п.2 Положения "оценка заявок" - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
В силу п.16 Положения для оценки заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) качественные характеристики объекта закупки;
б) функциональные характеристики объекта закупки;
в) экологические характеристики объекта закупки.
Согласно п.17 Положения для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 16 Положения, применяются детализирующие показатели, предусматривающие оценку различных характеристик, образующих такие показатели оценки.
В соответствии с п.19 Положения если характеристика, предусмотренная детализирующим показателем, не определяется количественным значением, документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению, устанавливается перечень свойств объекта закупки, подлежащих оценке.
Пунктом 22 Положения предусмотрено, что в случае отсутствия функциональной зависимости между значением характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, и значением количества присваиваемых баллов, а также в случае, если характеристика не определяется количественным значением, значение количества баллов по детализирующему показателю присваивается заявке, подлежащей в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки", по шкале оценки. При этом документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению, устанавливаются значения количества баллов, присваиваемые за предлагаемое (предлагаемые) участником закупки количественное значение (значения) характеристики объекта закупки или предлагаемое участником закупки свойство (свойства) объекта закупки.
Комиссией Управления установлено, что согласно конкурсной документации по показателю "Качественные характеристики объекта закупки" нестоимостного критерия оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" установлен в том числе следующий порядок оценки:
"1. Примерная структура сценарного плана соответствующего мероприятия.
- Наименование планируемого мероприятия.
- Планируемое место проведения, дата и время.
- Подробное описание порядка проведения. (Описание должно включать в себя: поставляемые задачи и ключевые элементы соответствующего мероприятия, подготовительные (формирование аудитории (предварительные беседы, обзоры, опросы и т.д.); рекламу массового мероприятия (подготовка афиш), а также пояснения и указания на совершаемые действия (с учетом тематики и целевой направленности соответствующего мероприятия)
- Предложение по предоставляемому оборудованию и техническим средствам, декорациям, используемому реквизиту по соответствующему мероприятию. (для качественного проведения соответствующего мероприятия в данном пункте должно содержаться подробное описание предлагаемого участником конкретного оборудования, его наименование и его характеристик (соответствующих требуемому оборудованию или его эквивалент), применяемых технических средств, используемых декораций и реквизита: с учетом тематики и целевой направленности соответствующего мероприятия.)(предложенное в настоящем пункте участник обязан будет представить в утверждаемом сценарном плане на проведение соответствующего мероприятия).
- Предложение по привлекаемым специалистам. (в данном пункте должна подробно содержаться информация о привлекаемых Исполнителем по соответствующему мероприятию: технического персонала с указанием специальности и мер ответственности каждого технического специалиста, привлекаемых ведущих с указанием (Ф.И.О.) и наличия опыта, привлекаемых артистов (Ф.И.О.) для соответствующего мероприятия (с указанием звания (при наличии), жанра в котором он работает), наименование привлекаемых творческих коллективов и т.п.) (предложенные в настоящем пункте специалисты, артисты, ведущие и творческие коллективы участник обязан будет представить в утверждаемом сценарном плане на проведение соответствующего мероприятия).
- Ход мероприятия. (В этой части сценарного плана подробно указываются кто и как обеспечивает проведение подготовительных работ для проведения соответствующего мероприятия, кто и как обеспечивает и отвечает за непосредственное проведение соответствующего мероприятия, кто и как обеспечивает и проводит работы после проведения мероприятия, указываются фамилия и должности докладчиков, ведущих, награждающих и т.п.).
- Концертная программа (В этой части сценарного плана подробно указываются последовательность предлагаемых номеров, выступлений творческих коллективов, конкурсов и пр., выступление докладчиков и ведущих с указанием фамилий и должности, порядка проведения награждения поздравления (если они предусмотрены) и т.п.
- Финал мероприятия. (В этой части сценарного плана подробно указываются достигаемые задачи на поставленные задачи по соответствующему мероприятию, порядок и способ составления и предоставления Заказчику отчетной документации о проведенном соответствующем мероприятии)".
В составе жалобы Заявитель указывает, что условия оценки по обжалуемому показателю необъективны и создают условия для необоснованных присуждения баллов одним участникам и отказа в присуждении баллов иным участникам, поскольку, по мнению Заявителя, согласно установленной шкале, участник может получить 25 баллов фактически не делая никакого предложения по критерию оценки и не предлагая каких-либо лучших условий исполнения контракта, так, для получения 25 баллов, участникам достаточно скопировать в заявку техническое задание, что в свою очередь указывает на то, что установленный порядок оценки является необъективным и препятствует надлежащей оценке заявок.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с п.10 описания объекта закупки предусмотрены виды выполняемых работ (оказываемых услуг) (если закупается несколько однородных видов работ):
Разработка сценарного плана праздника и доработка его на основании пожеланий Заказчика.
Подготовка и представление Заказчику сметы расходов по оказанию услуги по организации и проведению праздника, её доработка на основании пожеланий Заказчика.
Ведение и администрирование мероприятий.
Техническое обеспечение мероприятий, в том числе необходимым оборудованием.
Оформление площадок для проведения праздничных мероприятий.
Заказ и оплата транспортных средств, необходимых для перевозки музыкальной аппаратуры и иного необходимого оборудования, предоставляемого для проведения праздника.
Обеспечение мероприятий профессиональным и обслуживающим персоналом.
Обеспечение проведения программы Мероприятий, согласованной с Заказчиком.
Проведение мастер-классов художественного и прикладного творчества.
Оказание организационных услуг для проведения мероприятий.
Обеспечение при необходимости проведение мероприятий онлайн/оффлайн размещение фото и видеоматериалов на видеопорталах и в сети Интернет по согласованию с Заказчиком
Обеспечение мероприятий полиграфической и сувенирной продукцией.
Подготовительные работы (установка, настройка оборудования)
Обеспечение безопасности проведения мероприятий.
Обеспечение беспрепятственного доступа к местам проведения мероприятий для маломобильных групп граждан.
Обеспечение сопутствующих работ для проведения мероприятий.
Обеспечить выполнение санитарных норм в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19) (наличие масок, одноразовых перчаток, антибактериальных гелей и жидкостей для протирания рук, с разметкой посадочных мест для участников мероприятия и ограждением сценической группы).
Проведение иных необходимых видов работ.
Кроме того в примерной структуре сценарного плана по ключевым моментам соответствующего мероприятия предусмотрено следующее:
- при предложении по оборудованию: (предложенное в настоящем пункте участник обязан будет представить в утверждаемом сценарном плане на проведение соответствующего мероприятия);
- при предложении по специалистам, артистам, ведущим и творческим коллективам: (предложенные в настоящем пункте специалисты, артисты, ведущие и творческие коллективы участник обязан будет представить в утверждаемом сценарном плане на проведение соответствующего мероприятия).
Вместе с тем Комиссия Управления отмечает, что в конкурсной документации содержится исчерпывающий перечень информации, которую требуется предоставить участнику по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
Одновременно с этим Закон о контрактной системе и нормативно-правовые акты субъекта Российской Федерации не регламентируют установление в конкурсной документации тех или иных показателей, а также необходимую информацию, раскрывающую содержание нестоимостных критериев.
Таким образом, прерогатива определить перечень показателей, их содержание и наполняемость, перечень документов, предоставляемых в составе заявки по показателям, а также значимость каждого показателя, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения принадлежит заказчику. Главным правилом в таком случае выступает условие об отсутствии противоречий основным нормативно-правовым актам Российской Федерации, регламентирующих оценку заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно правовой позиции, сформированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 N11017/10 по делу N А06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
В соответствии с ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В силу вышеуказанной нормы обязанность доказывания нарушения Заказчиком своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы, вместе с тем на заседании Комиссии Управления Заявителем не представлены документы и сведения, подтверждающие обоснованность доводов жалобы и свидетельствующие о том, что данные положения порядка оценки по показателю "Качественные характеристики объекта закупки" нестоимостного критерия оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" допускают субъективную оценку конкурсной комиссией Заказчика заявок участников закупки, не позволяют выявить лучшее предложение исполнения контракта и могут повлечь за собой ограничение количества участников закупки.
При таких данных, в отсутствие какого-либо обоснования неправомерности действий Заказчика по утверждению спорного порядка оценки, иное видение Заявителем методики оценки не свидетельствует о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что указанный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Медикал Сервис" на действия Администрации МО Хорошево-Мневники обоснованной в части формирования требований к составу заявки участников закупки.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения положений пп.1 ч.2 ст.42, п.1 ч.2 ст.43 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе Заказчику не выдавать, поскольку выявленные нарушения не повлияли на определение поставщика (подрядчика, исполнителя).
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Председательствующий С.И. Казарин
Члены Комиссии Н.С. Лушникова
А.З. Касимова
Исп.Лушникова Н.С.
тел.8 (495)784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 4 февраля 2022 г. N 077/06/106-1620/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.02.2022