На основании части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), постановления Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" и в соответствии с приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве от 27.03.2020 N 82 проведена внеплановая проверка соблюдения ФГБУ "Автотранспортный комбинат" законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Предмет проверки: закупка у единственного поставщика на оказание услуг по проведению обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров его работников (контракт N ЕП-33-21 от 30.12.2021).
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) провела внеплановую проверку посредством видеоконференцсвязи в составе:
Председательствующего Комиссии Управления:
А.С. Спиряковой - главного государственного инспектора отдела проверок государственных закупок;
Членов Комиссии Управления:
А.С. Алексеевой - специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок,
М.М. Кузьминой - специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок,
в присутствии уполномоченного представителя от государственного заказчика - ФГБУ "Автотранспортный комбинат",
ВНЕПЛАНОВОЙ ПРОВЕРКОЙ УСТАНОВЛЕНО:
ФГБУ "Автотранспортный комбинат" в адрес Московского УФАС России направлено уведомление (исх.N3976 от 30.12.2021) об осуществлении закупки у единственного поставщика на оказание услуг по проведению обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров его работников в соответствии с п.6 ч.1 ст.93 Закона о контрактной системе (вх.N 115666-ЭП/21 от 30.12.2021).
Ч.2 ст.93 Закона о контрактной системе обязывает Заказчика направить в контрольный орган в сфере закупок в срок не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта уведомление о закупке, осуществленной у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных п. 6 ч.1 ст.93 Закона о контрактной системе. При этом, к уведомлению прилагается копия заключенного контракта с обоснованием его заключения.
Согласно п.6 ч.1 ст.93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае закупки работы или услуги, выполнение или оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями, либо подведомственными ему государственным учреждением, государственным унитарным предприятием, либо акционерным обществом, сто процентов акций которого принадлежит Российской Федерации, соответствующие полномочия которых устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательными актами соответствующего субъекта Российской Федерации.
При этом исключительность полномочий соответствующих органов или предприятий на оказание определенных услуг должна подтверждаться соответствующими нормативными правовыми актами.
На заседание Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с ч.1 гл. I Указа Президента Российской Федерации от 17.09.2008 N 1370 "Об Управлении делами Президента Российской Федерации" Управление делами Президента Российской Федерации (далее - Управление делами) является федеральным органом исполнительной власти (федеральным агентством), осуществляющим в пределах своей компетенции функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом, а также другие функции, предусмотренные федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Реализуя свои полномочия, Управление делами Президента Российской Федерации Приказом от 20.11.2000 N 624 определило Перечень подведомственных учреждений, прикрепляемых на медицинское обслуживание к ФГБУ "Поликлиника N4".
В соответствии с Уставом ФГБУ "Поликлиника N4" утвержденным Приказом Управления делами Президента Российской Федерации от 07.06.2018 N248, основной целью деятельности ФГБУ "Поликлиника N4" является оказание медицинской помощи лицам, медицинское обслуживание которых возложено на Управление делами Президента Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно письму Главного медицинского управления Управление делами Президента Российской Федерации от 01.09.2010 исх. N12-1646/ае "В соответствии с приказами Управления делами Президента Российской Федерации от 31.12.1977 N 672 "Об организации работы предприятий и учреждений Управления делами по охране здоровья работников" и от 20.11.2000 N 624 "О мерах по улучшению работы по профилактике заболеваний и снижению производственного травматизма в подведомственных Управления делами организациях" медицинское обслуживание работников, включая профилактические осмотры и экспертизу временной нетрудоспособности, осуществляется в поликлиниках Управления делами".
Также согласно письму Главного медицинского управления Управление делами Президента Российской Федерации от 03.02.2022 исх. N12-753 "Комиссией от 07 июня 2016 г. (протокол N1) утвержден перечень подведомственных Управлению делами организаций, работники которых прикрепляются для оказания медицинской помощи в ФГБУ "Поликлиника N4" с членами их семей. В указанном перечне (п.24) числится ФГБУ "Автотранспортный комбинат" (ул. Обручева, д. 42, г. Москва, 117342)".
Таким образом, ссылаясь на положения Указа Президента Российской Федерации от 17.09.2008 N 1370, Приказа Управления делами Президента Российской Федерации от 20.11.2000 N 624, письма Главного медицинского управления Управление делами Президента Российской Федерации от 01.09.2010 исх. N12-1646/ае, письма Главного медицинского управления Управление делами Президента Российской Федерации от 03.02.2022 исх. N12-753, Заказчиком сделан вывод о правомерности осуществления закупки способом, определенным в п.6 ч.1 ст.93 Закона о контрактной системе, путем заключения контракта на оказание услуг по проведению обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров его работников с ФГБУ "Поликлиника N4".
Вместе с тем Комиссия Управления не может согласиться с возражениями Заказчика ввиду следующего.
В соответствии с ч.5 ст. 24 Закона о контрактной системе (ред. от 02.07.2021) заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями Закона о контрактной системе, при этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Таким образом, в случае необходимости заключения государственного контракта на оказание услуг по проведению обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров его работников заказчик проводит отбор исполнителя конкурентными способами или осуществляет закупку у единственного исполнителя в случаях, предусмотренных исключительно Законом о контрактной системе.
При этом, как уже было отмечено ранее, закупка у единственного поставщика на основании п.6 ч.1 ст.93 Закона о контрактной системе, должна обосновываться исключительностью полномочий соответствующих органов или предприятий и подтверждаться соответствующими нормативными правовыми актами.
При этом нормативные акты, ссылки на которые приведены Заказчиком, не свидетельствуют об исключительности полномочий ФГБУ "Поликлиника N4" при оказании соответствующих услуг.
На основании изложенного Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком ч.5 ст.24 Закона о контрактной системе (ред. от 02.07.2021) ввиду заключения контракта NЕП-33-21 от 30.12.2021 на основании п.6 ч.1 ст.93 Закона о контрактной системе.
Изучив представленные документы и материалы, в соответствии с частями 15 и 22 ст. 99 Закона о контрактной системе Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушение требований п.6 ч.1 ст.93, ч.5 ст.24 Закона о контрактной системе (ред. от 02.07.2021).
2. В связи с тем, что контракт заключен предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе не выдавать.
3. Предать материалы дела соответствующему должностному лицу для рассмотрения вопроса о привлечении Заказчика к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председательствующий Комиссии Управления: |
|
А.С. Спирякова |
Члены Комиссии Управления: |
|
А.С. Алексеева |
|
|
М.М. Кузьмина |
Исп. Спирякова А.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 4 февраля 2022 г. N 077/06/17-1618/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.02.2022