Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председательствующего - главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Н.А. Узкого,
Членов Комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок В.А. Матвеева,
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
Е.О. Сгибнева,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством конференц-связи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020 N 92-УМ
"О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV.,
при участии представителей: ГБУЗ ИКБ N 2 ДЗМ, ООО "Диетлин",
а также третьих лиц: ООО "Иннованта": М.Р. Чермантеева, МОО "Право на здоровье": О.А. Кудрявцевой,
рассмотрев жалобу ООО "Диетлин" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "ИКБ N 2 ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку смеси белковой композитной сухой для нужд ГБУЗ ИКБ N 2 ДЗМ в 2022 г (Закупка
N 0373200053621000829) (далее - Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия аукционной комиссии Заказчика, выразившиеся в признании заявки ООО "Иннованта" соответствующей требованиям аукционной документации.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России N ЕИ/5876/22 от 03.02.2022.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 01.02.2022 N0373200053621000829-3-1 заявка ООО "Иннованта" (идентификационный номер 3) признана соответствующей требованиям аукционной документации, кроме того названный участник признан победителем процедуры, предложившим наименьшую цену контракта в размере 2 777 113,34 руб. В соответствии с п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
В соответствии п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3-6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В силу ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Техническим заданием аукционной документации установлены требования к характеристикам товара, требуемого к поставке, "Смесь сухая белковая композитная": "Агломерированная форма: Да", "Вид применяемого сырья: Белок молока", "Масса нетто: >= 1 <= 10 кг", "Наличие обогащающих компонентов: Да", "Пищевая и энергетическая ценность в 100 г продукта: Энергетическая ценность 452,0 ккал; Белок 40,0 г; Жир 20,0 г; Углеводы 30,0 г, в том числе пищевые волокна 4,0 г.", "Содержание кальция в 100 г продукта: ? 1850 ? 2500 мг". Согласно п.2 ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 статьи 66 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг должна содержать наименование страны происхождения товара, конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе. Комиссией Управления установлено, что в составе первой части заявки на участие в аукционе участник закупки выразил согласие на поставку товара на условиях аукционной документации, а также представил конкретные сведения о товаре "Смесь сухая белковая композитная": "Специализированный пищевой продукт для диетического лечебного и диетического профилактического питания - смесь белковая композитная сухая "Нутримикстура Экстра" с витаминами и минеральными веществами": "Агломерированная форма: Да", "Вид применяемого сырья: Белок молока", "Масса нетто: 5 кг", "Наличие обогащающих компонентов: Да", "Пищевая и энергетическая ценность в 100 г продукта: Энергетическая ценность 452,0 ккал; Белок 40,0 г; Жир 20,0 г; Углеводы 30,0 г, в том числе пищевые волокна 4,0 г., "Содержание кальция в 100 г продукта: 1850 мг".
В соответствии с п.2 ч.5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным п.3-9 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
В составе второй части заявки, Заявителем представлено свидетельство о государственной регистрации NАМ.01.48.01.004.R.000276.11.21 от 23.11.2021 на предлагаемый к поставке товар "Специализированный пищевой продукт для диетического лечебного и диетического профилактического питания - смесь белковая композитная сухая "Нутримикстура Экстра" с витаминами и минеральными веществами".
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
На заседании Комиссии Управления представитель Заявителя пояснил, что на территории Российской Федерации установлен особый порядок регистрации специализированных продуктов питания и проведение исследований эффективности специализированной диетической лечебной и диетической профилактической пищевой продукции (Письмо Министерства здравоохранения РФ от 1 сентября 2016 г. N28-1/2406). При этом, особое внимание следует уделять тому, что для лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях необходимо применять исключительно специализированные пищевые продукты диетического лечебного питания, прошедшие оценку соответствия в форме государственной регистрации с выдачей свидетельства о государственной регистрации с клинически-подтвержденной областью применения.
В соответствии с пунктом 2.2 и 6.13 Технического задания установлено требования о соответствии предлагаемого у поставке товара требованиям ГОСТ 33933-2016 "Межгосударственный стандарт. Продукты диетического лечебного и диетического профилактического питания. Смеси белковые композитные сухие. Общие технические условия" (далее - ГОСТ 33933-2016).
В соответствии с пунктом 1 ГОСТ 33933-2016 смеси белковые композитные сухие (далее - СБКС), относящиеся к специализированным продуктам и предназначенные для диетического лечебного и диетического профилактического питания взрослых и детей старше трех лет в качестве компонента для приготовления готовых блюд.
Рацион пациентов медицинского учреждения устанавливается в соответствии с Приказом Минздрава России от 21.06.2013 N 395н "Об утверждении норм лечебного питания" и Минздрава России от 05.08.2003 N 330 "О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях Российской Федерации" (далее- Приказ N395н).
В соответствии со статьей 25.4 Федерального закона от 2 января 2000 г.
N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" утвержден порядок обеспечения пациентов лечебным питанием, который установил правила обеспечения пациентов лечебным питанием в медицинских организациях, на основе клинических рекомендаций, с учетом стандартов медицинской помощи, включающих виды лечебного питания, в том числе специализированные продукты лечебного питания, включая смеси белковые композитные сухие.
Кроме того, в информационном письме N 18/21 от 14.12.2021 г. от Профильной комиссией по "Диетологии" Министерства здравоохранения Российской Федерации указано, что в составе стандартных диет не допускается применение специализированной пищевой продукции диетического лечебного и диетического профилактического питания смесей белковых композитных сухих, обогащенных витаминами и минеральными веществами (микроэлементами - железом, цинком, йодом, медью, марганцем, хромом, молибденом), в стандартных диетах медицинских организаций, утвержденных Приказом Минздрава России
N 330.
Таким образом, по мнению Заявителя, предлагаемый к поставке специализированный пищевой продукт для диетического лечебного и диетического профилактического питания - смесь белковая композитная сухая "Нутримикстура Экстра" с витаминами и минеральными веществами не отвечает потребности Заказчика в обеспечении пациентов медицинского учреждения продуктом, отвечающим требованиям утвержденных Приказом Минздрава России N 330, N 395н пунктам 2.2, 6.9, 6.12 Технического задания, в связи с чем, заявка
ООО "Иннованта" подлежала отклонению.
В соответствии с ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что обоснование дополнительных характеристик - "пищевая и энергетическая ценность в 100 г продукта, масса нетто" - обусловлено потребностью Заказчика. Содержание кальция в 100 г продукта обусловлено тем, что характеристика содержание кальция в 100 г >= 1850 <= 2500 мг включена для уточнения потребности Заказчика с учетом ст. 33 Закона о контрактной системе, в соответствии с требованиями ГОСТ 33933-2016, приказом Минздрава России N 330, приказом Департамента здравоохранения г. Москвы от 11.09.2017 N 653 "О совершенствовании организации диетического (лечебного и профилактического) питания", Методическими рекомендаций МР 2.3.1.0253-21 "Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации" (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 22 июля 2021 г).
Вместе с этим, как установлено Комиссией Управления, в Приказе N330 отсутствует прямое указание на невозможность единовременного использования смесей белковых композитных сухих с витаминно-минеральных комплексом, кроме того в составе аукционной документации Заказчиком действительно не установлено требование об отсутствии витаминно-минерального комплекса в составе продукта, при этом указано также на наличие обогащающих компонентов.
Кроме того, в требованиях к товару отсутствует указание на исчерпывающий (закрытый) перечень ингредиентов, элементов, входящих в состав необходимой смеси, ввиду чего участнику закупки представляется возможным поставить продукт, содержащий в своем составе как определенные Заказчиком компоненты, так и иные, не запрещенные нормативами, составляющие в виде витаминно-минерального комплекса.
Кроме того, Комиссия Управления отмечает, что информационное письмо
N 18/21 от 14.12.2021 г. от Профильной комиссией по "Диетологии" Министерства здравоохранения Российской Федерации, на которое ссылается Заявитель, не является нормативно-правовым актом, в котором разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержит правовых норм, не направлено на установление, изменение или отмену правовых норм, в связи с чем содержащиеся в нем разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.
В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" разъяснено, что признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке уполномоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом; наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Таким образом, поскольку вышеуказанное письмо не обладает нормативными свойствами, правовых оснований для его принятия к рассмотрению не имеется.
Также Комиссия Управления отмечает, что положениями Таблицы В.3 ГОСТ 33933-2016 прямо предусмотрено содержание витаминов и минеральных веществ в рекомендуемой порции (20 г) СБКС, произведенной с добавлением витаминно-минерального премикса.
При этом, положениями приложения, утвержденного Приказом Минздрава России от 21.06.2013 N 395н, предусмотрено, что лечебное питания при соблюдении диеты может содержать как СБКС, так и витаминно-минеральный комплекс в требуемом количестве.
Кроме того, в информационном письме N 18/21 от 14.12.2021 Профильной комиссии по "Диетологии" Министерства здравоохранения Российской Федерации указано не недопустимость превышения верхнего безопасного уровня потребления пациентами витаминов и минеральных веществ, который, по мнению Комиссии Управления, также может быть соблюден при приготовлении блюд с использованием СБКС с витаминно-минеральным комплексом согласно положениям ГОСТ 33933-2016, но без дополнительного отдельного использования такого витаминно-минерального комплекса.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что предложенный ООО "Иннованта" к поставке товар соответствует требованиям аукционной документации.
В соответствии с ч.1 ст.69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с ч.19 ст.68 Закона о контрактной системе, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
В соответствии с ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе, заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены ч.11 ст. 24.1, ч. 3 или 3.1, 5, 8.2 ст.66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с ч. 1, ч.1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе;
3) предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со ст.14 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 7 ст. 69 Закона о контрактной системе, принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе, не допускается.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что решение аукционной комиссии Заказчика в части признания заявки
ООО "Иннованта" соответствующей требованиям аукционной документации является правоверным и не противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Одновременно с этим в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Управления установлено, что, согласно пояснениям представителя Заказчика, потребности Заказчика не соответствует товар, в составе которого присутствует витаминно-минеральный комплекс.
В обоснование своей позиции представитель Заказчика пояснил, что смесь белковая композитная сухая и витаминно-минеральный комплекс функционально два разных по назначению продукта, которые добавляются на разных стадиях приготовления блюда. Существенные различия заключаются в том, что витаминно-минеральный комплекс должен обладать более высокой точностью добавления в еду порционно, при этом при добавлении витаминно-минерального комплекса отсутствует возможность дозировки продукта, что может способствовать превышению предельного допустимого значения суточной нормы.
Кроме того, использование в питании получателей социальных услуг в стационарных учреждениях социального обслуживания этого специализированного пищевого продукта, - смесь белковая композитная сухая "Нутримикстура Экстра" с витаминами и минеральными веществами, содержащего целый комплект витаминов, и другого специализированного пищевого продукта - витаминно- минеральный комплекс, обязательного к применению в питании в силу приказа Минтруда России N552н и приказа Комитета по социальной защите Ленинградской области N25, приведет к избыточному (превышающему физиологическую потребность) содержанию витаминов в рационе питания, что не соответствует указанным выше утвержденным нормам питания и может повлечь негативные последствия для состояния здоровья получателей социальных услуг.
Вместе с этим, как установлено Комиссией Управления, из положений аукционной документации указанное не следует, что свидетельствует о нарушении Заказчиком п.1 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе, так как описанный в техническом задании товар не соответствует потребности Заказчика, при этом в действиях Заказчика усматриваются признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом и Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Диетлин" на действия аукционной комиссии ГБУЗ ИКБ N 2 ДЗМ необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Председательствующий Н.А. Узкий
Члены Комиссии В.А. Матвеев
Е.О. Сгибнев
Исп. Сгибнев Е.О.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 8 февраля 2022 г. N 077/06/106-1853/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.02.2022