Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председательствующего - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок С.И. Казарина, Членов комиссии: Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Н.А. Узкого, Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
А.З. Касимовой,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020
N 92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV.,
при участии представителей ГКБ N 1 им. Н.И.Пирогова, ООО ТД "МПП",
рассмотрев жалобу ООО ТД "МПП" (далее - Заявитель) на действия ГКБ N 1 им. Н.И.Пирогова (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку изделий медицинского назначения для отделения переливания крови для нужд ГКБ N1 им.Н.И. Пирогова (Закупка N 0373200074822000029) (далее - аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
Административным регламентом ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика при формировании аукционной документации.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые Московским УФАС России, Комиссия Управления установила следующее.
В своей жалобе Заявитель указывает, что Заказчиком неправомерно установлены требования к товарам по пп. 2, 3 "Набор для донорской крови, четырехкамерный", совмещая данные товары в один лот с товаром по п. 1 "Набор для донорской крови, четырехкамерный", и устанавливая ограничения в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 N102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - постановление N102), поскольку по позициям пп. 2, 3 "Набор для донорской крови, четырехкамерный" не могут быть поставлены товары российских производителей, ввиду чего при проведении закупки не могут быть применимы ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств, в соответствии с постановлением N 102, что ведет к нарушению национального режима, предусмотренного ст. 14 Закона о контрактной системе.
На основании п.1,3 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В силу п.15 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
Согласно п.1 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно ч.1 ст.14 Закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
В силу ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
П.1 постановления N102 утверждены перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень N 1) и перечень медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков и иных пластиков, полимеров и материалов, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень N 2).
В соответствии с пп. "б" п.2 Постановления N102 установить, что для целей осуществления закупок отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень N 1 или перечень N 2, заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке отдельных видов указанных медицинских изделий, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок, соответствующих требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрена документация о закупке), для заявок, содержащих предложения о поставке медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков и иных пластиков, полимеров и материалов, включенных в перечень N2, содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, на производство которых имеется документ, подтверждающий соответствие собственного производства требованиям ГОСТ ISO 13485-2017 "Межгосударственный стандарт. Изделия медицинские. Системы менеджмента качества. Требования для целей регулирования".
Согласно п.3 Постановления N102 подтверждением страны происхождения медицинских изделий, включенных в перечень N 1 и перечень N 2, является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государств - членов Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г. (далее - Правила), и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными Правилами.
Подтверждением процентной доли стоимости использованных материалов (сырья) иностранного происхождения в цене конечной продукции является выданный Торгово-промышленной палатой Российской Федерации акт экспертизы, содержащий информацию о доле стоимости иностранных материалов (сырья), используемых для производства одной единицы медицинского изделия, рассчитанной в соответствии с подпунктом "в" пункта 2.4 Правил, или аналогичный документ, выданный уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза.
Комиссией Управления установлено, что п.10.6 Информационной карты установлены ограничения допуска товаров в соответствии с требованиями постановления N102.
В соответствии с ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в рамках закупочной процедуры ГКБ N 1 им. Н.И.Пирогова приобретает товары с кодом ОКПД2 32.50.13.190 "Инструменты и приспособления, применяемые в медицинских целях, прочие, не включенные в другие группировки", при этом данный код включен в перечь товаров, при закупки которых Заказчик обязан установить ограничения допуска в соответствии с требованиями постановления N102.
Одновременно с этим Комиссией Управления установлено, что в рамках закупочной процедуры Заказчику требуется к поставе наборы для донорской крови, четырехкамерные разных объемов наполнения, при этом данные наборы имеют схожие технические и качественные характеристики.
В силу ч.4 ст.106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Вместе с тем на заседании Комиссии Управления представителем Заявителя не представлены документальные подтверждения возможности поставки товаров российского происхождения по позиции п. 1 "Набор для донорской крови, четырехкамерный", соответствующих установленным Заказчиком требованиям в полном объеме, что указывало бы на неправомерное включение данного товара в один лот с товарами, происхождение которых возможно исключительно в иностранных государствах.
Таким образом, ввиду отсутствия доказательств со стороны Заявителя Комиссия Управления не усматривает нарушений в действиях Заказчика при формировании лота, при этом Заказчиком в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе правомерно установлены ограничения допуска товаров ввиду включения закупаемого товара в перечень, утвержденный постановлением N 102, однако, отсутствие возможности поставки товаров российского происхождения в рамках закупочной процедуры по отдельным позициям технического задания при отсутствии доказательств, подтверждающих возможность поставки товара российского происхождения по иным позициям, не может свидетельствовать о нарушении Заказчиком требований, предусмотренных ст. 14 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода Заявителя.
В составе жалобе Заявитель также указывает на то, что в аукционной документации установлены неправомерные требования для закупаемых товаров "Набор для донорской крови, четырехкамерный" номера по КТРУ с характеристиками: 32.50.13.190-00586: "Емкость основного контейнера 351 и
450 миллилитр", "Емкость дополнительных контейнеров:
100 и
450"; 32.50.13.190-00589: "Емкость основного контейнера >100 и
150 миллилитр", "Емкость дополнительных контейнеров:
100 и
150"; 32.50.13.190-00587: "Емкость основного контейнер: Неизменяемая заказчиком
251 и
350", "Емкость дополнительных контейнеров:
100 и
350" поскольку, учитывая разъяснения Заказчика о строгом регламентированном заборе цельной крови в объеме "450_50 мл., допустимый минимальный объем собираемой крови составляет 400 мл. без антикоагулянта, а максимальный - 500 мл. без антикоагулянта, что объективно не соответствует установленным заказчиком объемам контейнеров.
Заявитель также указывает на то, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2019 N 797 утверждены Правила заготовки, хранения, транспортировки и клинического использования донорской крови и ее компонентов (далее - Правила).
П.1 Правил указано, что Правила устанавливают обязательные требования к заготовке, хранению, транспортировке и клиническому использованию донорской крови и ее компонентов, включая обязательные требования безопасности донорской крови и ее компонентов при их заготовке, хранении, транспортировке и клиническом использовании.
Пунктом 3 Правил установлено, что субъекты обращения донорской крови и (или) ее компонентов обеспечивают соответствие работ по заготовке, хранению, транспортировке и клиническому использованию донорской крови и (или) ее компонентов требованиям настоящих Правил.
Организация, осуществляющая заготовку донорской крови и ее компонентов, обеспечивает контроль донорской крови и (или) ее компонентов на предмет соответствия значениям показателей безопасности донорской крови и (или) ее компонентов, предусмотренным Приложением N 1 к настоящим Правилам (пункт 39 Правил).
В Приложении N 1 "Перечень значений показателей безопасности донорской крови и ее компонентов" к Правилам указано требование к объему заготавливаемой крови - "450_50 мл. без антикоагулянта", ввиду чего допустимый минимальный объем собираемой крови составляет 400 мл. без антикоагулянта, а максимальный - 500 мл. без антикоагулянта.
Вместе с тем, по мнению Заявителя, для медицинского изделия "Набор для донорской крови, четырехкамерный" в КТРУ предусмотрен код 32.50.13.190-00584, описание товара в котором полностью соответствует как действующим Правилам заготовки крови, так и потребности Заказчика, выраженной в заборе цельной крови в объеме 450 мл _ 50 мл.
На основании п.14 ч.3 ст.4 Закона о контрактной системе единая информационная система содержит каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 (далее - постановление N 145) утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - правила формирования КТРУ) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).
Согласно пп. "б" п.2 Правил использования КТРУ каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в план-график закупок, извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
На основании п.4 Правил использования КТРУ Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" п.10 Правил формирования КТРУ.
В соответствии с пп. "г" п.10 Правил исполльзования КТРУ в позицию каталога включается информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с п.13 Правил формирования КТРУ.
В силу п.5 Правил использования КТРУ Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.
В соответствии с п.6 Правил использования КТРУ в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В силу ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
Одновременно с этим представитель Заказчика пояснил, что требования к закупаемым товарам сформированы на основании потребности Заказчика и в полной мере соответствуют выбранным позициями КТРУ.
Кроме того, в соответствии с п.1 Приложения N1 Правил объем заготавливаемой крови консервированной: 450 миллилитров +/- 50 мл объема без антикоагулянта. В основном контейнере находится антикоагулянт объемом 63 мл. Соотношение антикоагулянта к крови к = 1:7=63:450.
Ресуспендирующий раствор добавляется к уже готовой эритроцитарной массе из расчета не менее 100 мл раствора к собранной крови 450 мл +/- 50 мл, в соотношении 1:4.
При этом представитель Заказчика пояснил, что характеристика "Емкость основного контейнера: не менее 350 не более 450 см" не обозначает объем заготавливаемой крови и фактическую емкость контейнера, а только номинальный (полезный) объем мешка для крови, то есть округленную величину объема, принятую для идентификации требований норм для различных конструкций резервуаров. Таким образом, для того, чтобы произвести забор крови объемом 450 мл используется контейнер с номинальным объемом 450 мл.
Согласно нормам Законодательства о контрактной системе Заказчик в описании объекта закупки указывает функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки, которые отвечают его потребностям.
Поставка товара, не соответствующего требованиям Заказчика, отрицательно скажется на качестве медицинской помощи, состоянии здоровья как пациентов, так и медицинского персонала, а также привести к срыву лечебного процесса.
На основании изложенного, довод Заявителя о необходимости указания другого объема основного контейнера не состоятельный, так как описание объекта закупки было осуществлено на основании потребности Заказчика.
Представитель Заказчика также добавил, что установленным требованиям соответствуют товары нескольких производителей, например: Терумо ПЕНПОЛ Прайвит Лимитед (Terumo PENPOL Private Limited); МАКО ФАРМА САС; ДжейЭмЭс Сингапур Пте Лтд, Фогт Медикаль Фертриб ГмбХ (Vogt Medical Vertrieb GmbH, Germany) и т.д.
В силу ч.4 ст.106 Закона о контрактной системе обязанность доказывания нарушения Заказчиком своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы, однако, на заседание Комиссии Управления, а также в составе жалобы Заявителем не представлены документы и сведения, свидетельствующие об ограничении количества участников закупки, невозможности подачи заявки на участие в аукционе и о нарушении Заказчиком норм законодательства о контрактной системе, ввиду чего у Комиссии Управления отсутствуют правовые основания для признания Заказчика нарушившим требования Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу о том, что данные доводы жалобы Заявителя не нашли своего подтверждения и является необоснованными.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО ТД "МПП" на действия ГКБ N 1 им.
Н.И. Пирогова необоснованной.
2. Снять ограничения, наложенные на определение поставщика (подрядчика, исполнителя) Московским УФАС России.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Председательствующий С.И. Казарин
Члены Комиссии А.З. Касимова
Н.А. Узкий
Исп.Узкий Н.А.
тел.8(495)784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 8 февраля 2022 г. N 077/06/106-1790/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.02.2022