рассмотрев обращение муниципального заказчика - Администрации о включении сведений в отношении ООО "Монолит" (ИНН 1902029916) в Реестр недобросовестных поставщиков (далее - РНП) в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения муниципального контракта N 0180300007421000011 - 2 от 05.04.2021 года на строительство и благоустройство мини-футбольного поля на стадионе им. А.И. Животова, расположенного по адресу: 655770, республика Хакасия, Бейский район, с. Бея, ул. Площадь Советов, 34 "Б" (реестровый номер контракта N 3190600510521000012, извещение N 0180300007421000011) (далее - Контракт), в соответствии со статьей 104 Федерального закона Российской Федерации от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в редакции Закона о контрактной системе на момент размещения информации о закупке, Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия 02.02.2022 года поступило повторное обращение (первичное было направлено 31.01.2022) заказчика - Администрации о включении сведений в отношении ООО "Монолит" в РНП в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения Контракта.
Для принятия решения о включении (об отказе во включении) сведений в отношении ООО "Монолит" в РНП в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе (в редакции на период размещения информации о закупке), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 года N 1078, заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия Широковой О.В. принято решение о назначении места, даты и времени заседания комиссии о рассмотрении информации, представленной Заказчиком - Администрацией о включении сведений в отношении ООО "Монолит" в РНП, в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения Контракта.
В связи с этим, были направлены соответствующие письма в адрес Заказчика и Подрядчика. Также у ООО "Монолит" запрошены письменные пояснения о причинах неисполнения обязательств по Контракту с их обоснованием.
В адрес антимонопольного органа от Администрации в материалы дела представлены сведения и документы.
От Общества на дату рассмотрения обращения в адрес антимонопольного органа не поступали письменные пояснения с подтверждающими документами.
Ознакомившись с материалами дела, предоставленными доказательствами, Комиссия Хакасского УФАС России установила следующее.
15.03.2021 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) и на электронной торговой площадке АО "Сбербанк-АСТ" размещена информация о проведении электронного аукциона на Строительство и благоустройство мини-футбольного поля на стадионе им. А.И. Животова, расположенного по адресу: 655770, республика Хакасия, Бейский район, с. Бея, ул. Площадь Советов, 34 "Б" (извещение N 0180300007421000011).
Согласно Протокол рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 24.03.2021 N0180300007421000011-1, заявка ООО "Монолит" признана соответствующей.
05.04.2021 между ООО "Монолит" и Администрацией заключен Контракт.
Цена Контракта составляет: 2 098 680,00 рублей (пункт 2.1 Контракта).
Пунктом 1.1 и 1.2 Контракта установлено, что Подрядчик обязуется выполнить работы по строительству и благоустройству мини-футбольного поля, (далее - Объект), в соответствии с документацией о закупке, проектной документацией, Приложениями N2, N3, к Контракту, Градостроительным кодексом РФ, техническими регламентами, строительными нормами и правилами. Место выполнения работ - 655770, Республика Хакасия, Бейский район, с. Бея, ул. Площадь Советов, д. 34 "Б".
Согласно пункта 3.1 Контракта Подрядчик обязуется выполнить предусмотренные настоящим Контрактом работы в следующие сроки: Сроки выполнения работ - с момента заключения контракта по 31 июля 2021 г., в соответствии с графиком производства работ (Приложение N 1 к Контракту).
Разделом 5 Контракта предусмотрены в том числе следующие обязанности Подрядчика (пункты 5.1.2-5.1.22):
5.1.2. Все работы должны быть выполнены качественно, без отклонений от технических регламентов, Графика производства работ (Приложение N 1 к Контракту) в полном объеме и в сроки, предусмотренные настоящим Контрактом, и сданы Заказчику в состоянии, соответствующем условиям настоящего контракта и СНиП, СанПиН, ГОСТ и иных нормативных документов, регламентирующих выполнение работ по настоящему Контракту.
5.1.3.Поставить на строительную площадку необходимые материалы, оборудование, комплектующие изделия, строительную технику, а также осуществить их приёмку, разгрузку, складирование и хранение.
Поставляемое оборудование должно быть новым, соответствовать техническим характеристикам, стандартам, паспортным данным, испытано. При этом применяемые материалы, оборудование, изделия должны иметь сертификаты соответствия, паспорта качества, пожарные сертификаты и санитарно-эпидемиологическое заключение.
Оборудование поставляется в упаковке, обеспечивающей сохранность при транспортировке, погрузо-разгрузочных работах и хранении.
5.1.4. Для выполнения работ Подрядчик должен иметь квалифицированный персонал, необходимый для выполнения работ.
5.1.5. Подрядчик обязан осуществлять охрану объекта (места проведения работ) и материальных ценностей на объекте (в месте проведения работ) своими или привлеченными силами. Ответственность за сохранность материальных ценностей на территории строительной площадки несет Подрядчик.
Подрядчик обеспечивает охрану Объекта до передачи результата выполненных работ Заказчику. Днем приемки выполненных работ считать дату подписания Акта приемочной комиссии.
5.1.6. Осуществить временное присоединение всех необходимых коммуникаций на период выполнения работ на строительной площадке в точках подключения в соответствии с проектом организации строительства и техническими условиями. Точки подключения и технические условия присоединения временных инженерных коммуникаций на период строительства запрашивает Подрядчик.
Подрядчик оплачивает стоимость потребленной за время проведения работ на Объекте воды, электроэнергии и других энергоносителей, согласно заключенных договоров с поставщиками указанных ресурсов.
5.1.8. При осуществлении работ по настоящему Контракту соблюдать требования закона и иных правовых актов об охране окружающей среды и безопасности строительных работ. Содержание стройплощадки должно отвечать санитарным и гигиеническим нормам. Подрядчик несет ответственность за нарушение указанных требований.
5.1.9. В процессе производства работ на весь период выполнения работ обеспечить содержание и уборку строительной площадки и прилегающей территории с соблюдением норм технической безопасности, пожарной и производственной санитарии, а также чистоту выезжающего транспорта.
5.1.10. Немедленно известить Заказчика и до получения от него указаний приостановить работы при обнаружении:
- возможных неблагоприятных для Заказчика последствий выполнения его указаний;
- иных не зависящих от Подрядчика обстоятельств, угрожающих годности или прочности результатов выполняемой работы, либо создающих невозможность её завершения в срок.
В указанных случаях срок исполнения обязательств по Контракту соответственно продлевается на срок, необходимый для выявления, устранения причин (обстоятельств), что подтверждается соответствующим двухсторонним актом.
5.1.11. Приступать к выполнению последующих работ только после приёмки Заказчиком скрытых работ и составления актов их освидетельствования. Закрытие работ без подтверждения Заказчика не допускается.
Если закрытие этапа работ выполнено без подтверждения Заказчика или он не был информирован об этом или информирован с опозданием, то по его требованию Подрядчик обязан за свой счет вскрыть любую часть скрытых работ согласно указанию Заказчика, а затем восстановить ее.
5.1.12. Вывести в 3-дневный срок со дня приемки выполненных работ Заказчиком за пределы строительной площадки, принадлежащие Подрядчику строительные машины, транспортные средства, инвентарь, инструменты, строительные материалы, другое имущество и строительный мусор.
5.1.13. До передачи результата выполненных работ Заказчику в установленном порядке нести ответственность за риск случайного уничтожения и/или повреждения результата выполненных работ, риск случайного повреждения материалов и иного имущества, кроме случаев, связанных с обстоятельствами непреодолимой силы (форс-мажор).
5.1.21. Своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении Контракта, а также к установленному Контрактом сроку обязан предоставить Заказчику результаты выполнения работы, предусмотренные Контрактом.
5.1.22. Выполнить в полном объеме все свои обязательства, предусмотренные в других статьях настоящего Контракта.
Заказчик, учитывая, что Общество в соответствии с пунктом 3.1 не приступило к выполнению работ, 25.05.2021 направил в адрес Подрядчика претензию, в которой указал следующее:
"В соответствии с графиком производства работ на строительство, работы по установке мини-футбольного поля должны быть окончены в срок до 31.07.2021 г. 1 этап - земляные работы подрядчик должен был закончить в срок до 30.04.20021 г. По состоянию на 17.05.2021 г. работы по вышеуказанному адресу не начаты, срок окончания работ нарушен.
Не соблюдение и нарушение графика производства работ может привести к неисполнению Муниципального контракта в установленные сроки. В соответствии с п. 9.1 муниципального контракта за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств, установленных Контрактом. Стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Контрактом. -
Также в соответствии с пунктом 9.4 муниципального контракта за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в следующем порядке:
а) 10 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей
На основании вышеизложенного предлагаю Вам в ближайшее время ускорить проведение работ на объекте, а также выплатить Администрации Бейского района Республики Хакасия штраф в размере 209 868 рублей.
Также напоминаю Вам, что в силу пункта 12,2 муниципального контракта Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в случае:
- если Подрядчик не приступает своевременно к исполнению Контракта или выполняет работы настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным. В случае расторжения контракта, как следствие является направление заявления о включении в реестр недобросовестных поставщиков.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
По ПРЕТЕНЗИИ необходимо дать обоснованный, письменный ответ"
Из представленных документов Заказчика, Комиссией установлено, что ответа на данную претензию Обществом не было направлено.
Также, в последующем между Заказчиком и Подрядчиком 27.07.2021 было заключено дополнительное соглашение N 3 к муниципального контракта N 0180300007421000011 - 2 от 05.04.2021 года на строительство и благоустройство мини-футбольного поля на стадионе им. А.И. Животова, расположенного по адресу: 655770, республика Хакасия, Бейский район, с. Бея, ул. Площадь Советов, 34 "Б" на основании пункта 9 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе о продлении срока выполнения работ по Контракту по 30 сентября 2021 года.
На основании отчетных документов по исполненным обязательствам, установлено, что Подрядчиком они выполнены на сумму 1406939,69 рублей, что включало в себя приобретение строительных материалов, необходимых для выполнения самих работ Подрядчиком. Заказчик в свою очередь произвел оплату по выполненным обязательствам, что подтверждается Актом о приемке выполненных работ, справкой о стоимости, счетом и платежным поручением.
При этом, Подрядчик независимо от заключенного дополнительного соглашения о продлении срока выполнения работ и приобретенных строительных материалов, так и не приступил к работам.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, а также пункта 12.1 Контракта, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с нормами гражданского законодательства.
Частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе в сфере закупок решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с пунктом 11 части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе в реестр контрактов включается, в том числе, информация о расторжении контракта с указанием оснований его расторжения. Согласно части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе информация, указанная в пункте 11 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе, направляется заказчиками в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в течение пяти рабочих дней с даты расторжения контракта.
При этом согласно части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе Заказчик направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с Законом о контрактной системе участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе.
16.12.2021 на основании пункта 12.2 Контракта, в связи с тем, что Подрядчик не приступил своевременно к исполнению Контракта, Заказчиком принято Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение).
16.12.2021 Решение направлено в адрес Подрядчика по адресу, указанному в Контракте:
- почтой России заказным письмом: 655770, Республика Хакасия, Бейский район, с. Бея, ул. Пл. Советов, д.21, оф.5.
16.12.2021 Решение об одностороннем отказе размещено в ЕИС.
Согласно почтового уведомления, Решение не получено Подрядчиком и вернулось обратным письмом в адрес Заказчика.
Таким образом, датой надлежащего уведомления ООО "Монолит" о принятом Решении, в соответствии с частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе, а именно при невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в ЕИС, Заказчиком признана дата 15.01.2022 и 10-й день для надлежащего выполнения своих обязательств Подрядчиком пришелся на 25.01.2021.
Следовательно, в силу части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, Решение заказчика об одностороннем отказе вступает в силу и Контракт считается расторгнутым с 26.01.2022 года.
Информация о расторжении Контракта размещена в ЕИС 28.01.2022 г., При этом в карточке основания расторжения контракта отражена дата расторжения 25.01.2022.
Таким образом, Заказчиком соблюдена процедура одностороннего отказа от исполнения Контракта.
На основании изложенных обстоятельств дела, Комиссия Хакасского УФАС России приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьёй 766 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объёме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках её начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон. В случае, если государственный или муниципальный контракт заключается по результатам торгов или запроса котировок цен на работы, проводимых в целях размещения заказа на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд, условия государственного или муниципального контракта определяются в соответствии с объявленными условиями торгов или запроса котировок цен на работы и предложением подрядчика, признанного победителем торгов или победителем в проведении запроса котировок цен на работы.
На основании статьи 743 ГК РФ подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
Согласно пункту 2 статьи 450.1 ГК РФ в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
При этом, как указано в пункте 14 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017), Закон о контрактной системе указывает на необходимость закрепить в контракте возможность его расторжения в одностороннем порядке по правилам гражданского законодательства. Основания для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от договора установлены в ГК РФ и подлежат применению. Неуказанние в контракте какого-либо конкретного существенного нарушения обязательства, являющегося основанием для заявления одностороннего отказа, не может свидетельствовать об отсутствии у стороны такого права при наличии соответствующего основания в ГК РФ.
Согласно статьям 309 - 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом, в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
В силу статьи 708 ГК РФ подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного срока, так промежуточных сроков выполнения работы.
Статьей 715 ГК РФ регламентированы права заказчика во время выполнения работы подрядчиком.
Согласно пункту 2 статьи 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Заказчик вправе был рассчитывать на надлежащее исполнение Подрядчиком заключенного контракта на условиях предусмотренных аукционной документацией и предложенной участником закупки ценой контракта. Однако в установленный срок исполнения Контракта, Подрядчик не исполнил надлежащим образом взятые на себя обязательства и даже не приступил к их исполнению.
В силу пункта 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Согласно пункту 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
В адрес антимонопольного органа Подрядчиком не были представлены письменные пояснения, обосновывающие причины неисполнения обязательств по заключенному Контракту.
Оценивая документы и информацию, представленную Заказчиком в материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.
- Заказчиком соблюдена процедура одностороннего отказа от исполнения Контракта, в том числе документально подтверждено, что решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта было направлено в адрес Подрядчика по электронной почте, Почтой России, а также размещено в ЕИС;
- Общество подавая заявку на участие в закупке, приняло участие в электронном аукционе, заключило 05.04.2021 Контракт на заранее известных ему условиях, в том числе ООО "Монолит" при подаче заявки на участие в электронном аукционе имел возможность ознакомиться с проектно- сметной документацией, поскольку документация была размещена Заказчиком на официальном сайте ЕИС в полном объеме. Следовательно, в данном случае Подрядчик осознавал и имел возможность оценить наступление возможных для себя неблагоприятных последствий в случае неисполнения им принятых на себя обязательств;
- Общество не приступило к выполнению работ и не исполнило свои обязательства по Контракту в полном объеме (кроме покупки материалов, которые в настоящее время находятся на ответственном хранении у Заказчика) в установленный срок - до 30.09.2022.
- Заказчик в своей претензии, направленной в адрес Подрядчика, выражал озабоченность по срокам исполнения условий Контракта, однако претензия была проигнорированы Обществом, Подрядчик к работам не приступал, только приобрел необходимые строительные материалы Доказательств обратного в материалы дела не представлено;
В соответствии с частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления Подрядчика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Иными словами, поставщику в течение десяти дней с даты надлежащего уведомления о принятом решении предоставлена возможность устранить нарушения условий по контракту и предпринять действия по исполнению контракта (при этом статьей 191 ГК РФ установлено, что течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которым определено его начало).
Учитывая вышеизложенное, ООО "Монолит" была предоставлена возможность устранить нарушения условий по Контракту неоднократно, учитывая увеличенный срок выполнения работ по соглашению сторон, а также срок который был как до принятия Решения, так после его направления Подрядчику. Однако, в указанный период Общество не устранило нарушения условий Контракта, каких-либо действий, направленных на выполнение и завершение работ по Контракту, не предприняло:
- доказательств возникновения у ООО "Монолит" вследствие непреодолимой силы каких-либо обстоятельств, не позволивших ему исполнить надлежащим образом требования законодательства и условия Контракта, в Хакасское УФАС России не представлено, при этом участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей;
- Подрядчик не обращался к Заказчику о том, что в установленный Контрактом срок невозможно исполнить обязательства;
- Комиссии также не представлено доказательств о принятии Подрядчиком мер для надлежащего исполнения Контракта.
Данные действия (бездействия) ООО "Монолит" Комиссия антимонопольного органа расценивает как недобросовестные и ненаправленные на достижение результата - надлежащее и своевременное выполнение работ, согласно заключенного Контракта. Заказчик не получил результат, на который рассчитывал.
Кроме того, Комиссия антимонопольного органа отмечает, что согласно информации с ЕИС, сведения в отношении ООО "Монолит" уже содержатся в РНП (неоднократно было уже включено на дату рассмотрения обращения), что ещё раз подтверждает недобросовестное поведение Общества при исполнении иных государственных и муниципальных контрактов.
Следует отметить, что РНП, с одной стороны, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры осуществления закупки обязательств. С другой стороны, анализ статьи 104 Закона о контрактной системе позволяет сделать вывод и о том, что реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом предотвращения злоупотреблений в сфере контрактной системы, а, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от действий (бездействия) недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при заключении и исполнении государственных и муниципальных контрактов.
По смыслу Закона включение информации о лице в реестр недобросовестных поставщиков, по сути, является санкцией за недобросовестное поведение поставщика (исполнителя, подрядчика), выразившееся, в том числе, в намеренном нарушении условий контракта.
Лицо, принимая решение об участии в процедуре определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и подавая соответствующую заявку, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям этого Закона.
При рассмотрении вопроса о включении или не включении информации в отношении соответствующего лица в реестр недобросовестных поставщиков, недопустимо ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Следовательно, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое неисполнение лицом условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных, а в ряде случаев неосторожных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона.
В рамках рассмотрения настоящего дела установлено, что основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта послужило неисполнение ООО "Монолит" своих обязательств по Контракту в полном объеме и в определенные сроки, при этом факт ненадлежащего исполнения условий Контракта установлен Комиссией антимонопольного органа на основании исследования и оценки, представленных в материалы дела доказательств и подтверждается материалами дела.
Однозначных, бесспорных доказательств, свидетельствующих о том, что неисполнение ООО "Монолит" условий Контракта произошло по вине Заказчика, ввиду нарушения последним со своей стороны условий Контракта, либо по вине третьих лиц, Обществом также не представлено.
ООО "Монолит" нарушило существенные условия контракта, не обеспечило соблюдение прав Заказчика относительно условий и срока исполнения Контракта, в рамках которого предусматривается эффективное использование бюджетных средств в предусмотренном законодательством порядке и в установленные сроки, что привело к нарушению публичных интересов в правоотношениях по исполнению Контракта.
Основанием для отказа во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр является закрытый перечень случаев, установленный пунктом 15 Правил, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 года N 1078. В данном случае Заказчиком не нарушен порядок принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его Подрядчику и размещения в единой информационной системе; Заказчиком подтвержден факт существенного нарушения условий контракта; Подрядчиком не представлены неоспоримые документальные доказательства (информация и документы), подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта, а также подтверждающие то обстоятельство, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Таким образом, характер допущенного Подрядчиком нарушения существенных условий контракта, наличие в его действиях вины, тяжесть наступивших последствий (неполучение Заказчиком важного для него результата выполненных работ), учитывая наличие в законодательстве о контрактной системе специальной меры ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры проведения закупки обязательств (включение в реестр недобросовестных поставщиков), свидетельствует о необходимости применения данной меры ответственности в отношении ООО "Монолит". Применение в указанном случае такой санкции отвечает требованиям справедливости, соразмерно характеру совершенного деяния.
В соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе и подпунктом (а) пункта 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 года N 1078, Комиссией проведена внеплановая проверка, по результатам которой установлено следующее.
1. В соответствии со статье 42 Закона о контрактной системе Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в ЕИС, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, следующая информация:
- краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Законом о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
В соответствии с частью 5 статьи 63 Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, указываются информация и документы, поименованные в пунктах 1 - 6 данной статьи.
Частью 10 статьи 83.2 Закона о контрактной системе, установлено, что Контракт заключается на условиях, указанных в документации и (или) извещении о закупке, заявке победителя электронной процедуры, по цене, предложенной победителем, либо по цене за единицу товара, работы, услуги, рассчитанной в соответствии с частью 2.1 настоящей статьи, и максимальному значению цены контракта.
Вместе с тем, согласно извещению, которое размещено Заказчиком в ЕИС, в условиях к Контракту Заказчиком указан срок поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг - с момента заключения муниципального контракта до 30 июля 2021 г. При этом в заключенном Контракте предусмотрен отличный от извещения срок выполнения работ - с момента заключения контракта по 31 июля 2021 г., в соответствии с графиком производства работ, которым также предусмотрен срок выполнения работ 31 июля 2021 г.
Вышеизложенное свидетельствует о несоблюдении Заказчиком положений части 10 статьи 83.2 Закона контрактной системе.
2. В соответствии с частью 1 статьи 64 документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении аукциона, должна содержать следующую информацию, указанную в пункте 2 указанной статьи:
требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В перечне документов, которые размещены Заказчиком в ЕИС содержатся: аукционная документация; 02-01-01 Устройство мини-футбольного поля; 02-01-01 ДВ; 02-01-03 ДВ; 02-01-03 Доставка строительных материалов; Сводный сметный расчет 2 098,68 тр; 3-20 Раздел ПД N 1,9,10,10(1) ПЗ, ПБ, ОДИ, ЭЭ; 3-20 Раздел ПД N 2 ПЗУ;3-20 Раздел ПД N 5 ИОС 1;3-20 Раздел ПД N 6 ПОС; 3-20 Раздел ПД N 8 ООС;3-20 Раздел ПД N 12(1) ТБЭ.
В вышеуказанном перечне документов, такой документ отсутствует и в составе Аукционной документации также не содержится сведений о наличии инструкции.
Таким образом, заказчиком не соблюдены требования, предусмотренные к документации об электронном аукционе, что является нарушением пункта 2 части 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Согласно части 11 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что для осуществления заказчиками закупок федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", осуществляющие нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, разрабатывают и утверждают типовые контракты, типовые условия контрактов, которые размещаются в ЕИС и составляют библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов. В случае отсутствия таких типовых контрактов, типовых условий контрактов соответствующие типовые контракты, типовые условия контрактов могут быть разработаны и утверждены федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия их применения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 02.07.2014 N 606 "О порядке разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также о случаях и условиях их применения" утверждены Правила разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 6 Правил типовые контракты, типовые условия контрактов содержат обязательные условия, предусмотренные законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 14 Правил, утвержденные типовые контракты, типовые условия контрактов подлежат применению с учетом пунктов 15 - 17 настоящих Правил, за исключением закупок, указанных в пункте 18 настоящих Правил.
Таким образом, установлено, что применение типовых условий является обязательным при наличии условий для его применения.
Объектом закупки является строительство и благоустройство мини-футбольного поля, в связи с чем Заказчиком установлен в извещении признак, что электронный аукцион проводится на работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, предусматривающих проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, также в локально-сметной документации, являющейся неотъемлемой частью документов к извещению о закупке, содержатся работы по строительству.
Заказчиком в извещении о закупке применен ОКПД2 42.99.29.000 "Работы строительные по строительству гражданских сооружений, не включенные в другие группировки", в свою очередь в приложении N 2, утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 14.01.2020 N 9/пр (далее - Приказ N 9/пр) содержится ОКПД2 "42".
Вместе с тем, установлено, что в нарушение части 11 статьи 34 Закона о контрактной системе при проведении закупки N 0180300007421000011, типовые условия, предусмотренные в Приложении N 1, утвержденные Приказом N 9/пр, Заказчиком не были применены в проекте контракте при размещении извещения о закупке и не содержались в заключенном Контракте.
Вышеизложенное свидетельствует о несоблюдении Заказчиком положений части 11 статьи 34 Закона контрактной системе.
4. Частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт.
Кроме того, в части 2 статьи 34 Закона о контрактной системе указано, что при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 Закона о контрактной системе.
Согласно части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе, Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц.
Во исполнение указанной нормы Постановлением Правительства РФ от 15.05.2017 г. N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление N 570) установлено в том числе следующее:
1. Утвердить прилагаемые:
виды работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства на территории Российской Федерации, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам;
2. Установить, что:
а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства на территории Российской Федерации из числа видов работ, утвержденных настоящим постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке;
б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" настоящего пункта, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять не менее 25 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - с 1 июля 2018 г.
Комиссией установлено, что Заказчиком в аукционной документации в соответствии с требованиями подпункта а) пункта 2 Постановления N 570 не указаны возможные виды и объемы работ по строительству объекта капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по муниципальному контракту.
Кроме того, поскольку в соответствии с положениями Закона о контрактной системе внесение изменений в контракт при его заключении и исполнении сторонами не допускается, то в соответствии с подпунктом б) пункта 2 Постановления N 570, Заказчиком в проект контракта аукционной документации должны быть включены положения относительно:
- необходимости определения подрядчиком конкретных видов и объемов работ из числа возможных видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом а) пункта 2 Постановления N 570, исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, которые в совокупном стоимостном выражении должны составлять не менее 25 процентов цены муниципального контракта;
Вместе с тем, в проекте Контракта положения в соответствии с подпункта б) пункта 2 Постановления N 570 не установлены.
Вышеизложенное свидетельствует о несоблюдении Заказчиком положений пункта 2 Постановления N 570 в нарушение части 2 статьи 110.2.
5. Заказчиком 25.05.2021 была составлена и направлена Подрядчику претензия на нарушение сроков выполнения работ по муниципальному контракту N 0180300007421000011-2.
В нарушение части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе указанная претензия размещена с нарушением срока более 5 рабочих дней, а именно 16.12.2021, что подтверждается сведениями из журнала событий из карточки Контракта в реестре контрактов в ЕИС, а также предоставленной Заказчиком информацией из личного кабинета в ЕИС.
На основании вышеизложенного, Комиссия Хакасского УФАС России, руководствуясь положениями Закона о контрактной системе и Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 года N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года сведения об Обществе с ограниченной ответственностью ООО "Монолит" (ИНН 1902029916, КПП 190201001, ОГРН 1201900001764; местонахождение: 655770, Республика Хакасия, Бейский район, с. Бея, ул. Пл. Советов, д.21, оф.5) и о лице, исполняющего функции единоличного исполнительного органа - директор Толмашов Эдуард Константинович, ИНН 190503561250.
2. Датой включения в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении ООО "Монолит" считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
2. Признать муниципального заказчика - Администрацию Бейского района Республики Хакасия нарушившим часть 10 статьи 83.2, пункт 2 части 1 статьи 64, части 11 статьи 34, часть 2 статьи 110.2, части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе.
3. Передавать материалы дела должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Таблица, содержащая информацию в отношении Общества с ограниченной ответственностью ООО "Монолит" (ИНН 1902029916, КПП 190201001, ОГРН 1201900001764; местонахождение: 655770, Республика Хакасия, Бейский район, с. Бея, ул. Пл. Советов, д.21, оф.5) и о лице, исполняющего функции единоличного исполнительного органа - директор Толмашов Эдуард Константинович, ИНН 190503561250.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||||
26.01.2022 |
31.01.2022 |
31.01.2022 (с изменениями - 02.02.2022) |
0 |
02.02.2022 |
09.02.2022 |
08.02.2022 |
0 |
11.02. 2022 |
11.02.2022 |
0 |
0 |
||
Ведущий заседание Комиссии: |
"_." |
||||||||||||
Члены Комиссии: |
"_." "_." |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 8 февраля 2022 г. N РНП-19-22-26
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.02.2022