Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю закупок в составе:
в присутствии представителей:
от ООО "Хабаровская дорожная строительная компания" - _.
в отсутствие представителей:
от заказчика - КГБУЗ "Детская городская больница" Министерства здравоохранения Хабаровского края (о дате, времени и месте рассмотрения обращения уведомлены надлежащим образом),
рассмотрев материалы дела N7-3/39 по обращению КГБУЗ "Детская городская больница" Министерства здравоохранения Хабаровского края о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Хабаровская дорожная строительная компания" (ИНН 2724236043), а также о генеральном директоре/учредителе общества Шагиняне Пилосе Викторовиче (ИНН 622205208323) в связи с уклонением от заключения контракта при осуществлении закупки путем проведения запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по механизированной уборке снега автотранспортом (извещение N0322300074521000133),
УСТАНОВИЛА:
В рамках рассмотрения поступившего обращения, на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N44-ФЗ), Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила N1078) принято решение о проведении внеплановой проверки, в ходе которой установлено следующее.
Извещение N0322300074521000133 о проведении запроса котировок в электронной форме размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 30.12.2021.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 295 200,00 рублей.
Источник финансирования: Хабаровский край.
Объект закупки: оказание услуг по механизированной уборке снега автотранспортом.
В соответствии с итоговым протоколом от 17.01.2022 в результате подведения итогов закупочная комиссия пришла к решению о признании победителем запроса котировок в электронной форме ООО "Хабаровская дорожная строительная компания".
Согласно протоколу признания участника уклонившимся от заключения контракта от 20.01.2022 закупочная комиссия приняла решение о признании ООО "Хабаровская дорожная строительная компания" уклонившимся от заключения контракта в связи с невыполнением участником закупки требований положений ч. 5 ст. 96 Закона о контрактной системы, а именно: участником закупки не подписан контракт в установленный законом срок.
17.01.2022 заказчиком в единой информационной системе размещен проект контракта. Регламентированный срок для подписания проекта контракта ООО "Хабаровская дорожная строительная компания" 18.01.2022.
ООО "Хабаровская дорожная строительная компания" в установленный законом срок не разместило на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, либо протокол разногласий, предусмотренный ч. 4 ст. 83.2 Закона N44-ФЗ.
Указанное явилось основанием для направления КГБУЗ "Детская городская больница" Министерства здравоохранения Хабаровского края информации об ООО "Хабаровская дорожная строительная компания" (ИНН 2724236043) для включения в реестр недобросовестных поставщиков.
19.01.2022 в Хабаровское УФАС России поступило обращение ООО "Хабаровская дорожная строительная компания" о передаче права заключения контракта участнику, занявшее второе место, по результатам запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по механизированной уборке снега автотранспортом (вх. N7/533 от 19.01.2022).
Согласно ч. 1 ст. 83.2 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем электронной процедуры, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником этой процедуры, заявка которого на участие в этой процедуре признана соответствующей требованиям, установленным документацией и (или) извещением о закупке.
В соответствии с ч.2 ст. 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69, части 8 статьи 82.4, части 23 статьи 83.1 настоящего Федерального закона протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 настоящего Федерального закона, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), информации, предусмотренной пунктом 2 части 4 статьи 54.4, пунктом 7 части 9 статьи 83.1 настоящего Федерального закона, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.
Согласно ч.3 ст. 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо размещает протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи. В случае, если при проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме или электронного аукциона цена контракта снижена на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, победитель соответствующей электронной процедуры одновременно предоставляет обеспечение исполнения контракта в соответствии с частью 1 статьи 37 настоящего Федерального закона или обеспечение исполнения контракта в размере, предусмотренном документацией о соответствующей электронной процедуре, и информацию, предусмотренные частью 2 статьи 37 настоящего Федерального закона, а также обоснование цены контракта в соответствии с частью 9 статьи 37 настоящего Федерального закона при заключении контракта на поставку товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствия, средств для скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, топлива).
В соответствии с ч.4 ст. 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному в соответствии с частью 2 настоящей статьи, размещает на электронной площадке протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронной процедуры. Указанный протокол может быть размещен на электронной площадке в отношении соответствующего контракта не более чем один раз. При этом победитель электронной процедуры, с которым заключается контракт, указывает в протоколе разногласий замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим документации и (или) извещению о закупке и своей заявке на участие в электронной процедуре, с указанием соответствующих положений данных документов.
В соответствии с ч. 13 ст. 83.2 Закона о контрактной системе победитель электронной процедуры (за исключением победителя, предусмотренного частью 14 настоящей статьи) признается заказчиком уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя, или не направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 настоящего Федерального закона (в случае снижения при проведении электронного аукциона или конкурса цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта). При этом заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем признания победителя электронной процедуры уклонившимся от заключения контракта, составляет и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы протокол о признании такого победителя уклонившимся от заключения контракта, содержащий информацию о месте и времени его составления, о победителе, признанном уклонившимся от заключения контракта, о факте, являющемся основанием для такого признания, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт.
В соответствии с ч. 1 ст. 96 Закона о контрактной системе заказчиком, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.
Ч. 5 ст. 96 Закона о контрактной системе установлено, что в случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
В соответствии с извещением о закупке предусмотрено требование к обеспечению исполнения контракта: 5% процентов от начальной (максимальной) цены государственного контракта, что составляет: 14 760 руб. 00 коп.
Таким образом, обеспечение исполнения контракта, в установленном документацией размере, ООО "Хабаровская дорожная строительная компания" не представлено.
В качестве обоснований неподписания контракта, отсутствия документов подтверждающих предоставление обеспечения исполнения контракта, а также ненаправления протокола разногласий представитель ООО "Хабаровская дорожная строительная компания" указал, что работник общества ошибочно направил заявку на участие в запросе котировок без полной проверки условий закупки и выяснения фактических адресов, по которым должна производиться уборка снега.
Доказательств невозможности соблюдения ООО "Хабаровская дорожная строительная компания" положений действующего законодательства по причинам, не зависящим от него, не представлено. При этом, вступая в правоотношения по размещению государственного заказа и принимая на себя публично-правовые обязательства по предоставлению, в том числе, надлежащего обеспечения исполнения контракта либо доказательств собственной добросовестности, участник одновременно принимает на себя и ответственность за действия (бездействия) свои сотрудников, осуществляющих оформление и направление заявки на участие в закупке, поскольку ответственность за итоговый результат (заключение контракта) относится на победителя запроса котировок в электронной форме.
Таким образом, юридическое лицо несет ответственность за действия своих работников, что полностью исключает невозможность применения к нему мер публично-правовой ответственности.
В соответствии с п. 1 Технической части определен перечень объектов:
N п/п |
Место оказания услуг |
Площадь, подлежащая уборке от снега, м |
1 |
Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Вокзальная, 51, Детская поликлиника N 7 |
1970,72 |
2 |
Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Летчиков, д. 3 Стационар |
3457,92 |
3 |
Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Крылова, д. 9, Клинико-диагностическая лаборатория |
1275,88 |
4 |
Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Вокзальная, д. 17, Отделение патологии новорожденных |
1740,98 |
Согласно п. 5.2 проекта контракта место оказания услуг - Российская Федерация, в соответствии с Технической частью.
Ведение реестра недобросовестных поставщиков участников (подрядчиков, исполнителей) является одним из средств, позволяющих заказчикам обеспечить реализацию закрепленного в части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе принципа ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок (пункт 42 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017).
Как следует из части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, одним из оснований включения сведений о поставщиках (подрядчиках, исполнителях) в реестр является уклонение участника закупки от заключения контракта.
Принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом контрактной системе закупок, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям указанного закона, в том числе приведших к невозможности заключения контракта с ним как с лицом, признанным победителем аукциона. Действуя в рамках заключения контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на социально значимые цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
В данном случае уклонение от заключения контракта выражалось в допущенном ООО "Хабаровская дорожная строительная компания" бездействии, когда участник запроса предложений, не проявляя в должной степени заботливости и осмотрительности, не принимает необходимых мер по последовательному и неукоснительному соблюдению регламентированной законом процедуры заключения контракта, создавая тем самым условия, не позволяющие заказчику с оптимальными издержками добиться заданных результатов, что ведет к неэффективному использованию бюджетных средств.
Также Комиссия Хабаровского УФАС России отмечает, что подача заявки означает, что участник процедуры закупки изучил документацию о закупке (включая все приложения к ней), а также изменения, внесенные в документацию о конкурентной закупке, и разъяснения к ней и согласен с условиями участия в закупке, содержащимися в извещении и документации о закупке.
При этом в любом случае, действия хозяйствующего субъекта при осуществлении им предпринимательской деятельности должны осуществляться в установленном законом порядке.
П. 14 Правил установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил: а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований: к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт; к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта; б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
В ходе рассмотрения дела обстоятельств, указанных в п. 14 Правил не установлено, таким образом основания для принятия решения об отказе во включении ООО "Хабаровская дорожная строительная компания" в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют.
Поскольку участник закупки - ООО "Хабаровская дорожная строительная компания" обязанное соблюдать действующее законодательство, не приняв необходимых мер по соблюдению норм Закона о контрактной системе, не проявил необходимую степень заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обстоятельств и условиям гражданского оборота, Комиссия Хабаровского УФАС России
РЕШИЛА:
Включить сведения, представленные КГБУЗ "Детская городская больница" Министерства здравоохранения Хабаровского края об ООО "Хабаровская дорожная строительная компания" (ИНН 2724236043), а также о генеральном директоре/учредителе общества Шагиняне Пилосе Викторовиче (ИНН 622205208323) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведения запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по механизированной уборке снега автотранспортом (извещение N0322300074521000133), сроком на два года.
Настоящее решение может быть обжаловано в трехмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 2 февраля 2022 г. N РНП-27-42
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.02.2022