Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: |
Члены Комиссии: |
в присутствии представителя заказчика - Арбитражного суда Приморского края Герасимова Геннадия Дмитриевича по доверенности от 23.12.2021 N 18,
в отсутствие представителя заявителя - общества с ограниченной ответственностью "МД-КОНСАЛТИНГ" (о дате, времени и месте рассмотрения Общество уведомлено надлежащим образом),
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "МД-КОНСАЛТИНГ" (далее - ООО "МД-КОНСАЛТИНГ", Общество) и материалы дела N 027/06/64-78/2022,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - Хабаровское УФАС России) поступила жалоба ООО "МД-КОНСАЛТИНГ" на действия заказчика - Арбитражного суда Приморского края (далее также - заказчик) при проведении электронного аукциона N 0120100010422000001 на выполнение работ по выборочному капитальному ремонту помещений здания Арбитражного суда Приморского края.
Заявитель в жалобе указывает, что заказчиком в аукционной документации неправомерно установлено требование к участникам закупки о наличии действующей лицензий Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, при том что работы по монтажу/демонтажу средств обеспечения пожарной безопасности не являются самостоятельным объектом закупки.
На основании ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), Хабаровским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки, по результатам которой установлено следующее.
Извещение N 0120100010422000001 о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 19.01.2022.
Объект закупки: выполнение работ по выборочному капитальному ремонту помещений здания Арбитражного суда Приморского края.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 7 019 100,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок: 27.01.2022 09:00 (МСК+7).
Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя): 28.01.2022.
В ходе проведения внеплановой проверки заказчиком представлен мотивированный отзыв по существу жалобы, согласно которому считает жалобу необоснованной в полном объеме.
Изучив материалы дела N 027/06/64-78/2022, выслушав представителя заказчика, Комиссия Хабаровского УФАС России пришла к следующим выводам.
П. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Ч. 6 ст. 31 Закона N 44-ФЗ установлено, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона N 44-ФЗ.
Как следует из анализа спорной закупки, в извещении и документации об аукционе заказчик установил требование о том, что участник закупки (подрядчик) обязан иметь действующую лицензию Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а именно: лицензию на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
В соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию.
Согласно законодательству Российской Федерации о лицензировании ряд работ или услуг могут выполняться исключительно лицами, обладающими соответствующей лицензией. В случае если в один лот со строительными работами включены иные работы или услуги, для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии и которые могут выполняться (оказываться) посредством привлечения иных лиц (субподрядчиков), обладающих соответствующей лицензией, то установление требования о выполнении таких работ или услуг лицом, осуществляющим строительство, лично, и, соответственно, установление требования о предоставлении в составе заявки на участие в торгах копии соответствующей лицензии не требуется.
В соответствии с ч. 1 ст. 706 Гражданского кодекса Российской Федерации, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
В аукционной документации и в частности в проекте контракта, являющегося неотъемлемой частью аукционной документации, заказчиком не установлен запрет привлекать субподрядные организации для выполнения работ.
Как установлено Комиссией Хабаровского УФАС России, согласно документации об электронном аукционе заказчиком проводится выборочный капитальный ремонт помещений здания Арбитражного суда Приморского края, в том числе, должны быть выполнены работы по демонтажу и монтажу извещателя, громкоговорителя или звуковой колонки пожарной сигнализации (Локальный сметный расчет (Смета) N 4).
В рассматриваемом случае работы по монтажу/демонтажу средств обеспечения пожарной безопасности не являются самостоятельным объектом закупки, а должны выполняться исполнителем наряду с иными работами по капитальному ремонту Арбитражного суда Приморского края, в связи с чем требование заказчика о предоставлении участником закупки копии лицензии на монтаж, техническое обслуживание и ремонт средств обеспечения пожарной безопасности является необоснованным и нарушающим ч. 6 ст. 31 Закона N 44-ФЗ.
Следовательно, жалоба ООО" МД-Консалтинг" признается Комиссией Хабаровского УФАС России обоснованной.
В ходе внеплановой проверки также установлено следующее.
Заказчиком в аукционной документации помимо требования к участникам закупки о наличии действующей лицензий Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий установлено наличие действующих лицензий ФСТЭК России на осуществление мероприятий и (или) оказание услуг в области защиты государственной тайны и ФСБ России на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
Правоотношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации, регламентируются Федеральным законом Российской Федерации от 21.07.1993 "О государственной тайне" (далее - Закон о государственной тайне).
Согласно абз. 1 ст. 2 Закона о государственной тайне государственная тайна - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.
Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержден Указом Президента Российской Федерации от 30.11.1995 N 1203 "Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне".
В соответствии с абз. 1 ст. 27 Закона о государственной тайне допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляется путем получения ими в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.
П. 1 Положения о лицензировании деятельности предприятий, учреждений, организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и или оказанием услуг по защите государственной тайны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.1995 N 333 (далее также - Положения о лицензировании), установлено, что лицензированию подлежат работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны.
Согласно абз. 4 ч. 2 Положения о лицензировании деятельности органами, уполномоченными на ведение лицензионной деятельности на право осуществления мероприятий и (или) оказания услуг в области защиты государственной тайны являются в том числе Федеральная служба безопасности Российской Федерации и ее территориальные органы (далее также - ФСБ России), Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (далее также - ФСТЭК России).
Предметом контракта является выполнение работ по выборочному капитальному ремонту помещений здания Арбитражного суда Приморского края. Данные работы не имеют отношения ни к одному из пунктов перечня сведений, составляющих государственную тайну, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 30.11.1995 N 1203.
Из положений аукционной документации и в частности проекта контракта невозможно прийти к выводу, что подрядчиком будут выполняться работы, которые требуют наличия у участника закупки действующей лицензии ФСБ России на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, а также действующей лицензии ФСТЭК России на осуществление мероприятий и (или) оказание услуг в области защиты государственной тайны. Заказчик не указал, какие именно объекты являются секретными или для доступа на какие объекты требуется наличие лицензии ФСБ на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, а также лицензии ФСТЭК России на осуществление мероприятий и (или) оказание услуг в области защиты государственной тайны.
Установление требования о предоставлении участником закупки в составе заявки на участие в закупке копий таких лицензий является нарушением ч. 6 ст. 31 Закона N 44-ФЗ.
Таким образом, в действиях заказчика - Арбитражного суда Приморского края установлено нарушение ч. 6 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, ответственность за которое предусмотрена ч. 4.1 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая выявленные в ходе проведения внеплановой проверки нарушения требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи заказчику предписания об устранении допущенных нарушений.
На основании изложенного, Комиссия Хабаровского УФАС России, руководствуясь ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "МД-КОНСАЛТИНГ" на действия заказчика - Арбитражного суда Приморского края при проведении электронного аукциона N 0120100010422000001 на выполнение работ по выборочному капитальному ремонту помещений здания Арбитражного суда Приморского края - обоснованной.
2. Признать заказчика - Арбитражный суд Приморского края нарушившим ч. 6 ст. 31 Закона N 44-ФЗ.
3. Выдать предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении административного дела.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его оглашения.
Председатель Комиссии: |
Члены Комиссии:
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 3 февраля 2022 г. N 7-1/9
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.02.2022