Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю закупок в составе:
Председатель Комиссии: |
Члены Комиссии: |
в присутствии представителей заказчика - краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения г. Комсомольска-на-Амуре "Городская больница" имени М.И. Шевчука министерства здравоохранения Хабаровского края Голосюк Веры Ивановны по доверенности от 11.01.2022 N 4/21, Ильиной Любови Анатольевны по доверенности от 11.01.2022 N 1/22, Пыхаловой Юлии Геннадьевны по доверенности от 11.01.2022 N 3/21,
в отсутствие представителей общества с ограниченной ответственностью "ЭКИЗПРО" (о дате, времени и месте рассмотрения заказчик Общество уведомлено надлежащим образом),
рассмотрев материалы дела N 7-3/43 по обращению заказчика - краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения г. Комсомольска-на-Амуре "Городская больница" имени М.И. Шевчука министерства здравоохранения Хабаровского края (далее - КГБУЗ г. Комсомольска-на-Амуре "Городская больница" имени М.И. Шевчука, заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об обществе с ограниченной ответственностью "ЭКИЗПРО" (ИНН 9729300224) (далее - ООО "ЭКИЗПРО", Общество) и учредителе (генеральном директоре) Общества Волкове Станиславе Олеговиче (ИНН 212904160807) в связи с односторонним отказом от исполнения контракта от 21.06.2021 N 3021 на выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации на капитальный ремонт по объекту: "КГБУЗ "Городская больница N2, здание Поликлиника N1", расположенная по адресу: г. Комсомольск - на - Амуре, ул. Культурная, 16 (реестровый номер 2272601107721000220), заключенного по результатам электронного аукциона N 0122200002521003021, и факта ненадлежащего исполнения условий контракта участником осуществления закупки - ООО "ЭКИЗПРО".
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - Хабаровское УФАС России) поступило обращение заказчика - КГБУЗ г. Комсомольска-на-Амуре "Городская больница" имени М.И. Шевчука о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "ЭКИЗПРО" (ИНН 9729300224) и учредителе (генеральном директоре) Общества Волкове Станиславе Олеговиче (ИНН 212904160807) в связи с односторонним отказом от исполнения контракта от 21.06.2021 N 3021 на выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации на капитальный ремонт по объекту: "КГБУЗ "Городская больница N2, здание Поликлиника N1", расположенная по адресу: г. Комсомольск - на - Амуре, ул. Культурная, 16 (реестровый номер 2272601107721000220), заключенного по результатам электронного аукциона N 0122200002521003021, и факта ненадлежащего исполнения условий контракта участником осуществления закупки - ООО "ЭКИЗПРО".
В рамках рассмотрения поступившего обращения, на основании ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ в редакции, действовавшей на дату проведения закупки), постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 1078) Хабаровским УФАС России проведена внеплановая проверка, в ходе которой установлено следующее.
КГБУЗ г. Комсомольска-на-Амуре "Городская больница" имени М.И. Шевчука проведен электронный аукцион на выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации на капитальный ремонт по объекту: "КГБУЗ "Городская больница N2, здание Поликлиника N1", расположенная по адресу: г. Комсомольск - на - Амуре, ул. Культурная, 16.
Извещение N 0122200002521003021 о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 19.05.2021.
Начальная (максимальная) цена контракта: 2 369 558,92 рублей.
21.06.2021, по результатам проведенного электронного аукциона, между Учреждением и победителем закупки ООО "ЭКИЗПРО" заключен контракт N 3021 на выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации на капитальный ремонт по объекту: "КГБУЗ "Городская больница N2, здание Поликлиника N1", расположенная по адресу: г. Комсомольск - на - Амуре, ул. Культурная, 16 (реестровый номер 2272601107721000220) (далее - контракт). Цена контракта составляет 890 166,00 рублей (п. 2.1 контракта) (снижение от НМЦК составило 62,43 %).
В соответствии с п. 1.1 контракта предметом контракта является выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации на капитальный ремонт по объекту: "КГБУЗ "Городская больница N2, здание Поликлиника N1", расположенная по адресу: г. Комсомольск - на - Амуре, ул. Культурная, 16" (далее - Работы, Объект, проектная документация). Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательства выполнить Работы в соответствии с Технической частью (Приложение 1), являющейся неотъемлемой частью настоящего контракта, в сроки, установленные в настоящем контракте.
Согласно Технической части (Приложение N 1 к контракту) перечень и объем выполняемых Работ указан в Задании на выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации на капитальный ремонт по объекту: КГБУЗ "Городская больница N2" Здание Поликлиника N1, расположенной по адресу: г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Культурная,16 (далее - Задание на проектирование).
В соответствии с п. 9 Задания на проектирование в состав выполняемых работ входит техническое обследование здания (обмерные работы и обследование конструкций помещений подлежащих ремонту, обследование систем инженерного обеспечения). Разработка проектной и рабочей документации.
П. 15 Задания на проектирование установлено, что на стадии проектирования Подрядчик обязан согласовать с Заказчиком до составления сметной документации основные технические решения и перечень строительных материалов и изделий, допустимых для применения в соответствии с нормативными требованиями. Предусмотреть поочередное выполнение работ на объекте. Очередность капитального ремонта помещений согласовать с Заказчиком.
Результатом выполнения работы согласно Технической части (Приложение N 1 к контракту) являются проектная документация, рабочая документация, выполненные в полном объеме и надлежащего качества, при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости.
Согласно п. 16.2 Задания на проектирование заказчик за счет своих средств проходит в КГБУ "Госэкспертиза Хабаровского края" государственную экспертизу проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости (далее - Государственная экспертиза). Подрядчик: осуществляет совместно с Заказчиком техническое сопровождение документации при ее согласовании во всех необходимых ведомствах и организациях в том числе при прохождении Государственной экспертизы; отрабатывает замечания, выданные КГБУ "Госэкспертиза Хабаровского края", в установленные Заказчиком сроки. По замечаниям КГБУ "Госэкспертиза Хабаровского края" Подрядчик обязан вносить корректировки в проектную и рабочую документацию с обязательным предоставлением Заказчику откорректированной проектной и рабочей документации. После получения положительного заключения Государственной экспертизы Подрядчик в электронную и печатную версию проектной и рабочей документации обязан внести все корректировки и исправления по замечаниям, выданным КГБУ "Госэкспертиза Хабаровского края" и передать Заказчику по акту приема-передачи откорректированную проектную и рабочую документацию. Подрядчик обеспечивает устранение замечаний в течение 10 дней для получения Заказчиком положительного заключения Государственной экспертизы. Результатом работы Подрядчика по объекту является проектная и рабочая документация выполненная в полном объеме и надлежащего качества, при наличии положительного заключения Государственной экспертизы проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости. В случае получения отрицательного заключения Государственной экспертизы (по вине Подрядчика) Подрядчик обязан за свой счет провести повторную Государственную экспертизу.
В соответствии с п. 5.1 контракта срок выполнения (завершения) Работ: начало выполнения Работ - с момента заключения контракта, окончание Работ - не позднее чем через 90 дней с момента заключения контракта.
П. 11.1 контракта установлено, что контракт вступает в силу со дня его заключения Сторонами и действует до 31.12.2021 г., а в части гарантийных обязательств - до полного их исполнения Сторонами.
В соответствии с п. 13.1 контракта расторжение контракта допускается по соглашению Сторон, на основании решения суда, в случае одностороннего отказа одной из сторон от исполнения контракта в случаях, когда такой отказ допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями контракта. Порядок принятия Сторонами решения об одностороннем отказе от исполнения контракта устанавливается Федеральным законом N 44-ФЗ.
В силу п. 13.2.1 контракта Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случае просрочки выполнения Работ более чем на 30 дней.
Как следует из обращения заказчика, работы, предусмотренные контрактом, Подрядчиком (ООО "ЭКИЗПРО") до настоящего времени не выполнены, документы, являющиеся результатом выполнения работы заказчику не переданы.
Материалами дела установлено, что 22.06.2021, 09.07.2021, 12.07.2021 Подрядчиком (ООО "ЭКИЗПРО") письмами исх. NN 136/ЭК, 193/ЭК, 194/ЭК у заказчика запрошены исходные данные для выполнений работ по разработке проектной и рабочей документации в рамках заключенного контракта.
В ответ на письмо ООО "ЭКИЗПРО" от 09.07.2021 N 193/ЭК заказчик проинформировал Общество о том, что в соответствии с п. 9 технического задания на проектирование необходимо предварительно произвести техническое обследование здания (обмерные работы и обследование конструкций помещений, подлежащих ремонту, обследование инженерного обеспечения) и о необходимости прибытия сотрудника Общества на объект для рассмотрения и составления дефектных ведомостей, поскольку от этого напрямую зависит качественное исполнение условий контракта.
26.07.2021 письмом исх. N 247/ЭК Общество уведомило заказчика о том, что направляет к заказчику своего сотрудника для обследования здания и просит обеспечить его допуск на объект с 26.07.2021 по 31.07.2021.
В дальнейшем согласно письмам от 19.08.2021 исх. N 358/ЭК, от 31.08.2021 исх. N б/н, от 30.09.2021 исх. N 472/ЭК Обществом направлялась в адрес заказчика частично исполненная документация для согласования, однако, в связи с тем, что Обществом так и не были представлены в полном объеме документы, являющиеся результатом выполнения работы, в адрес Подрядчика (ООО "ЭКИЗПРО") заказчиком 19.11.2021 направлена претензия исх. N 01/07-14-2332 о необходимости представить готовые документы на проверку.
В ответ на указанную претензию 19.11.2021 в адрес заказчика поступил ответ Общества (исх. N 665/ЭК), в котором Общество сообщает о том, что признает допущенную просрочку исполнения принятых в рамках контракт обязательств и гарантирует завершения работ в полном объеме.
29.11.2021 заказчиком направлена очередная претензия исх. 01/07-14-2379 о необходимости сообщить информацию о планируемой дате завершения работ.
В ответ на указанную претензию 02.12.2021 в адрес заказчика поступил ответ Общества (исх. N 724/ЭК), в котором Общество сообщает о том, что в связи со сложной эпидемиологической ситуацией, связанной с распространением коронавирусной инфекции, которая повлияла на осуществление деятельности компании, у компании возникли определенные затруднения с исполнением обязательств по контракту и завершение работ не представляется возможным в силу объективных причин.
Невыполнение условий контракта в установленный контрактом срок явились основанием для принятия заказчиком 10.12.2021 решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено заказчиком в ЕИС 10.12.2021 и направлено в адрес Подрядчика (ООО "ЭКИЗПРО") Почтой России заказным письмом с уведомлением (почтовый идентификатор 68100866005202). Контракт расторгнут 27.01.2022.
Проанализировав представленные заказчиком документы, а также информацию, размещенную в ЕИС, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
В соответствии с абз. 1 ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Из п. 1 ст. 401 ГК РФ следует, что лицо признается виновным в неисполнение обязательства, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, не приняло всех мер для надлежащего исполнения обязательства.
Пунктом 2 ст. 401 ГК РФ установлено, что отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В силу п. 3 ст. 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Согласно разъяснениям, указанным в абз. 4 п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - постановление Пленума ВС РФ N 7) вина должника в нарушении обязательства предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства доказывается должником.
В соответствии с п. 8 постановления Пленума ВС РФ N 7 в силу п. 3 ст. 401 ГК РФ для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер. Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях. Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий. Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
Пунктом 1 ст. 450.1 ГК РФ установлено, что предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (ст. 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
В силу требований ч. 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с ч. 12 ст. 95 Закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Как установлено Комиссией Хабаровского УФАС России, 10.12.2021 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено заказчиком в ЕИС 10.12.2021 и направлено в адрес Подрядчика (ООО "ЭКИЗПРО") Почтой России заказным письмом с уведомлением (почтовый идентификатор 68100866005202). Контракт расторгнут 27.01.2022.
При определении даты вступления в силу решения об одностороннем отказе от исполнения договора, заказчик исходил с даты надлежащего уведомления Подрядчика (ООО "ЭКИЗПРО").
Согласно отчету об отслеживании почтового отправления (почтовый идентификатор 68100866005202) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта получено Обществом 16.01.2022.
Таким образом, датой надлежащего уведомления Подрядчика (ООО "ЭКИЗПРО") является 16.12.2021.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика, об одностороннем отказе от исполнения контракта.
С даты надлежащего уведомления Подрядчика (ООО "ЭКИЗПРО") о принятии решения об одностороннем отказе от исполнения договора, заказчиком определена и рассчитана дата расторжения договора 27.01.2022. Согласно информации ЕИС Контракт расторгнут с 27.01.2022.
В десятидневный срок с даты надлежащего уведомления Подрядчика (ООО "ЭКИЗПРО") о принятом решении об одностороннем отказе исполнения контракта не устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.
Обстоятельств, объективно препятствующих выполнению работ, в ходе внеплановой проверки не установлено.
При этом после принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта ООО "ЭКИЗПРО" не предприняло мер к надлежащему исполнению условий контракта.
При принятии решения об участии в закупочной процедуре участник (ООО "ЭКИЗПРО") самостоятельно просчитывает свои риски.
Также, Комиссия Хабаровского УФАС России учитывает, что Общество не представило надлежащих доказательств невозможности исполнения контракта, обоснования причин неисполнения, в материалы дела не представлены доказательства фактической компенсации заказчику убытков в виде уплаты неустойки (пени, штрафов).
Таким образом, ООО "ЭКИЗПРО" допущено существенное нарушение условий контракта.
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона N 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Исходя из положений данной нормы, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной в целях обеспечения исполнения лицами принятых на себя обязательствах в рамках осуществления процедуры закупок. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав лица на участие в течение установленного срока в процедурах торгов по осуществлению государственных и муниципальных закупок.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона N 44-ФЗ, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств.
Недобросовестное поведение поставщика заключается в неоднократном нарушение сроков выполнения работ (оказания услуг, поставки товаров), отказе поставщика (подрядчика, исполнителя) от выполнения условий контракта, введения заказчика в заблуждение относительно соответствия выполняемых работ (услуг) условиям документации и требованиям контракта.
Принимая участие в закупке, ООО "ЭКИЗПРО" осуществляет предпринимательскую деятельность, которая в соответствии со ст. 2 ГК РФ, является самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами.
При этом в любом случае, действия хозяйствующего субъекта при осуществлении им предпринимательской деятельности должны осуществляться в установленном законом порядке.
Поскольку хозяйствующий субъект ООО "ЭКИЗПРО", обязанный соблюдать действующее законодательство, отказался (уклонился) от надлежащего исполнения контракта, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о недобросовестности действий вышеуказанного субъекта.
Обстоятельств, предусмотренных п. 15 Постановления N1078 не установлено.
Исходя из вышеизложенного, руководствуясь ст. 104 Закона N 44-ФЗ, постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", Комиссия Хабаровского УФАС России,
РЕШИЛА:
Включить сведения, представленные заказчиком - КГБУЗ г. Комсомольска-на-Амуре "Городская больница" имени М.И. Шевчука об ООО "ЭКИЗПРО" (ИНН 9729300224) и учредителе (генеральном директоре) Общества Волкове Станиславе Олеговиче (ИНН 212904160807) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом от исполнения контракта от 21.06.2021 N 3021 на выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации на капитальный ремонт по объекту: "КГБУЗ "Городская больница N2, здание Поликлиника N1", расположенная по адресу: г. Комсомольск - на - Амуре, ул. Культурная, 16 (реестровый номер 2272601107721000220), заключенного по результатам электронного аукциона N 0122200002521003021, сроком на два года.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в трехмесячный срок со дня его принятия.
Председатель Комиссии: |
|
Члены Комиссии: |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 3 февраля 2022 г. N РНП-44
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.02.2022