резолютивная часть решения оглашена 10.02.2022 г.
Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия) в составе:
в присутствии представителей
в отсутствии,
рассмотрев, в режиме видео-конференц связи, жалобу Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении открытого конкурса в электронной форме (далее - Конкурс), руководствуясь ст.105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N727/14,
Установила:
В Кабардино-Балкарское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Конкурса.
Рассмотрев доводы, изложенные в жалобе Заявителя, письменные пояснения, изучив материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
20.12.2021 19:45 (27.12.2021 18:04, 10.01.2022 18:14, 13.01.2022 18:14 и 20.01.2022 17:30 размещены изменения) в единой информационной системе в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru (Наименование и адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" РТС-Тендер, http://www.rts-tender.ru) опубликован открытый конкурс в электронной форме с начальной (максимальной) ценой контракта - руб. В извещении о проведении конкурса предусмотрено: Дата и время начала срока подачи заявок 20.12.2021 19:45; Дата и время окончания срока подачи заявок 04.02.2022 09:00; Дата и время рассмотрения и оценки первых частей заявок 07.02.2022 18:00; Дата подачи окончательных предложений 09.02.2022; Дата и время рассмотрения и оценки вторых частей заявок 14.02.2022 18:00.
Согласно доводу жалобы, Заказчиком установлен ненадлежащий порядок оценки заявок.
В силу ч.4 ст.32 Закона о контрактной системе (в ранее действующей редакции на момент размещения аукциона) в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
В соответствии с действующей редакцией ч.4 ст.32 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
В соответствии с ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе (в ранее действующей редакции на момент размещения аукциона) порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила, утвержденные ПП N1085).
Согласно действующей редакции ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила утвержденные ПП N2604).
При осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом (п.11 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе).
Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом (п.4 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе).
Конкурсной документацией установлены следующие показатели и коэффициент значимости критерия "Квалификация участника закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий): Общая стоимость исполненных контрактов (договоров) - 50% (далее - Показатель N1); Общее количество исполненных контрактов (договоров) - 25% (далее - Показатель N2); Наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров) (далее - Показатель N3).
В соответствии с документацией по Показателям оценивается:
2.1. Показатель "Общая стоимость исполненных контрактов (договоров)".
2.1.1. При оценке по данному показателю учитывается информация участника открытого конкурса в электронной форме по общей стоимости исполненных контрактов (договоров).
Виды контрактов (договоров):
- контракт, предметом которого является подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства;
- контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства.
Виды объектов капитального строительства: объекты капитального строительства (за исключением линейных объектов).
2.1.2. Подтверждением опыта участника открытого конкурса в электронной форме является представление в составе заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме следующих документов:
- копий исполненных контрактов и (или) договоров, в которых указаны установленный срок выполнения работ и их стоимость, при этом стоимость каждого исполненного контракта (договора) должна составлять не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
- копий актов приемки выполненных работ, в которых указана их окончательная стоимость и которыми подтверждается приемка заказчиком работ, выполненных в полном объеме, копия разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (если получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, предусмотрено градостроительным законодательством РФ), при этом срок исполнения (с учетом правопреемства) по контрактам (договорам) не должен превышать 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
При оценке учитываются только контракты (договоры), по которым участник закупки выступал в качестве генерального подрядчика.
2.1.3. Лучшим условием является наибольшее значение показателя и количество баллов, присуждаемых по показателю (НЦБi), определяется по формуле:
НЦБi = КЗх100х(Кi/Kmax),
где КЗ - коэффициент значимости показателя;
Кi - предложение участника закупки, заявка которого оценивается;
Kmax - максимальное предложение из предложений по показателю критерия оценки, сделанных участниками закупки.
В случае отсутствия в составе оцениваемой заявки сведений по оцениваемому показателю начисляется 0 баллов.
2.2. Показатель "Общее количество исполненных контрактов (договоров)".
2.2.1. При оценке по данному показателю учитывается информация участника открытого конкурса в электронной форме по общему количеству исполненных контрактов (договоров).
Виды контрактов (договоров):
- контракт, предметом которого является подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства;
- контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства.
Виды объектов капитального строительства: объекты капитального строительства (за исключением линейных объектов).
2.2.2. Подтверждением опыта участника открытого конкурса в электронной форме является представление в составе заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме следующих документов:
- копий исполненных контрактов и (или) договоров, в которых указаны установленный срок выполнения работ и их стоимость, при этом стоимость каждого исполненного контракта (договора) должна составлять не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
- копий актов приемки выполненных работ, в которых указана их окончательная стоимость и которыми подтверждается приемка заказчиком работ, выполненных в полном объеме, копия разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (если получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, предусмотрено градостроительным законодательством РФ), при этом срок исполнения (с учетом правопреемства) по контрактам (договорам) не должен превышать 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
При оценке учитываются только контракты (договоры), по которым участник закупки выступал в качестве генерального подрядчика.
2.2.3. Лучшим условием является наибольшее значение показателя и количество баллов, присуждаемых по показателю (НЦБi), определяется по формуле:
НЦБi = КЗх100х(Кi/Kmax),
где КЗ - коэффициент значимости показателя;
Кi - предложение участника закупки, заявка которого оценивается;
Kmax - максимальное предложение из предложений по показателю критерия оценки, сделанных участниками закупки.
В случае отсутствия в составе оцениваемой заявки сведений по оцениваемому показателю начисляется 0 баллов.
2.3. Показатель "Наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров).".
2.3.1. При оценке по данному показателю учитывается информация участника открытого конкурса в электронной форме по наибольшей цене одного из исполненных контрактов (договоров).
Виды контрактов (договоров):
- контракт, предметом которого является подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства;
- контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства.
Виды объектов капитального строительства: объекты капитального строительства (за исключением линейных объектов).
2.3.2. Подтверждением опыта участника открытого конкурса в электронной форме является представление в составе заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме следующих документов:
- копия исполненного контракта или договора, в которой указаны установленный срок выполнения работ и его стоимость, при этом стоимость каждого исполненного контракта (договора) должна составлять не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
- копий актов приемки выполненных работ, в которых указана их окончательная стоимость и которыми подтверждается приемка заказчиком работ, выполненных в полном объеме, копия разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (если получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, предусмотрено градостроительным законодательством РФ), при этом срок исполнения (с учетом правопреемства) по контракту (договору) не должен превышать 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
При оценке учитываются только контракты (договоры), по которым участник закупки выступал в качестве генерального подрядчика.
2.3.3. Лучшим условием является наибольшее значение показателя и количество баллов, присуждаемых по показателю (НЦБi), определяется по формуле:
НЦБi = КЗх100х(Кi/Kmax),
где КЗ - коэффициент значимости показателя;
Кi - предложение участника закупки, заявка которого оценивается;
Kmax - максимальное предложение из предложений по показателю критерия оценки, сделанных участниками закупки.
В случае отсутствия в составе оцениваемой заявки сведений по оцениваемому показателю начисляется 0 баллов.
Для расчета итогового рейтинга по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" количество баллов по каждому показателю суммируется и умножается на коэффициент значимости критерия.
Итоговый рейтинг заявки вычисляется как сумма рейтингов по каждому критерию оценки заявки.
Победителем признается участник закупки, заявке которого присвоен самый высокий итоговый рейтинг. Заявке такого участника закупки присваивается первый порядковый номер. Последующие номера присваиваются заявкам на участие в открытом конкурсе в электронной форме по мере уменьшения суммарного количества баллов.
При равных количествах баллов нескольких заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме меньший номер присваивается заявке на участие в открытом конкурсе в электронной форме, которая была получена раньше.
В соответствии с абзацем 1, 2, 3 и 4 пунктом 2 Правил, утвержденных ПП N2604: "оценка" - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок; "критерии оценки" - предусмотренные частью 1 статьи 32 Федерального закона критерии оценки заявок, в соответствии с которыми осуществляется оценка заявок в отношении цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги, расходов на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ (далее - расходы), качественных, функциональных и экологических характеристик объекта закупки (далее - характеристики объекта закупки), квалификации участников закупки, в том числе наличия у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (далее соответственно - квалификация участников закупки, характеристика квалификации участников закупки); "значимость критерия оценки" - вес критерия оценки в процентах в совокупности всех критериев оценки, установленных в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке); "показатель оценки" - вид расхода, вид характеристики объекта закупки и вид характеристики квалификации участников закупки, детализирующие оценку заявок по соответствующему критерию оценки.
Согласно пункту 24 Правил, утвержденных ПП N2604, для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки: а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов; б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов; в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта; г) наличие у участников закупки деловой репутации; д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с пунктом 28 Правил, утвержденных ПП N2604, в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения: а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки: общая цена исполненных участником закупки договоров; общее количество исполненных участником закупки договоров; наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров; б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом "а" настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном пунктом 20 настоящего Положения; в) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению: устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя); устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров); может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек); г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок; д) к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом; е) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "д" пункта 31, подпунктом "г" пункта 32 и подпунктом "г" пункта 33 настоящего Положения. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.
В соответствии с правовой позицией изложенной в письме ФАС России от 8 декабря 2021 г.: Таким образом, пунктом 27(2) Правил предусмотрены особые требования к показателям Критерия оценки и порядку подтверждения наличия опыта выполнения работ, связанных с предметом контракта, устанавливаемые при осуществлении закупок работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта).
Главой VI Правил, утвержденных ПП N2604, установлены особенности оценки заявок при осуществлении закупок отдельных видов товаров, работ, услуг (п.31-36), объект закупки не подпадает под указанные особенности.
Согласно правовой позиции Минфина России, изложенной в письмах от 17.04.2020 г. N 24-05-05/30961, от 15.11.2017 N 24-02-06/75876, заказчик самостоятельно устанавливает показатели, раскрывающие содержание соответствующего критерия оценки.
Кроме того, за непредоставление указанных документов участник получает ноль баллов по Критерию, но при этом его заявка не отклоняется и рассматривается, и может быть признана соответствующей требованиям документации.
С учетом требований Закона о контрактной системе и Правил, утвержденных ПП N2604 в целях соблюдения принципа обеспечения конкуренции Заказчик, Уполномоченный орган обосновал и установил соответствующий показатель, раскрывающие содержание соответствующего критерия оценки.
Комиссия приходит к выводу, что положение документации о минимальной стоимости контрактов/договоров, представляемых к оценке по Критерию участниками закупки с учетом объекта закупки, не ограничивает количество участников и не влечет ограничения конкуренции.
Кроме того, заявитель на заседание Комиссии явку представителей не обеспечил, доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода, не представил, в связи с чем Комиссия приходит к выводу, что довод заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.99, 105 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Решила:
1.Признать жалобу Заявителя необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 11 февраля 2022 г. N 007/06/42-77/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.02.2022