Резолютивная часть решения оглашена 03 февраля 2022 года
В полном объеме решение изготовлено 08 февраля 2022 года
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Черенковой Е.Б.
Фадеевой Н.В. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
рассмотрев обращение Областного государственного казенного учреждение Челябинской области "Центр обработки вызовов Системы 112 - Безопасный регион" о включении сведений об Обществе с ограниченной ответственностью "НИКА", его участниках, членах коллегиального органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа (далее - ООО "НИКА", Общество, Подрядчик) в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта, заключенного по итогам проведения электронного аукциона на поставку офисной мебели (извещение N 0369200037921000032) (далее - аукцион, закупка), в присутствии (посредством видеоконференцсвязи):
- представителей Областного государственного казенного учреждения Челябинской области "Центр обработки вызовов Системы 112 - Безопасный регион" (далее - Учреждение, Заказчик): Бетеневой Е.Г., действующей на основании доверенности б/н от 10.03.2021;
- представителя ООО "НИКА": Мурзина И.Ю., действующего на основании доверенности б/н от 27.12.2021,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с частью 2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в ред. от 02.07.2021, действовавшей до 31.12.2021) (далее - Закон о контрактной системе) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России, Антимонопольный орган) поступило обращение заказчика о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об ООО "НИКА" в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта на поставку офисной мебели (извещение N 0369200037921000032).
Согласно представленным документам 24.12.2021 заказчик и ООО "НИКА" заключили контракт N 0032 на поставку офисной мебели (извещение N 0369200037921000032) по цене контракта 871 748,42 рублей.
Как следует из заявления заказчика, обязательства на поставку офисной мебели Обществом не исполнено, в связи с чем, 13.01.2022 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Сведения о включении общества в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) направлены заказчиком в антимонопольный орган 28.01.2022.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения заказчика, Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, пришла к следующим выводам.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Как следует из части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе, информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
При этом в силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с пунктами 11.2 и 11.3 контракта N 0032 предусмотрена возможность отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Таким образом, контрактом предусмотрена возможность заказчика расторгнуть контракт в одностороннем порядке в соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Согласно части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Из совокупного толкования части 13 статьи 95, части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта, информация о котором размещается заказчиком в единой информационной системе в течение пяти рабочих дней с даты расторжения контракта.
Так, заказчиком 13.01.2022 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, 14.01.2022 указанное решение размещено в ЕИС во вкладке "Информация об исполнении (о расторжении) контракта" и 14.01.2022 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта направлено ООО "НИКА" посредством АО "Почта России".
Как следует из материалов дела и подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 45411365794849, решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта ожидает вручения с 17.01.2022.
Из документов, представленных сторонами в материалы дела, следует, что 14.01.2022 Заказчиком получено требование Общества об отмене решения об одностороннем отказе от исполнения контракта от 13.01.2022.
В этой связи датой надлежащего уведомления Подрядчика о решении об одностороннем отказе от исполнения контракта Заказчик считает 14.01.2022, контракт расторгнутым - 25.01.2022, информация о расторжении контракта размещена заказчиком в ЕИС в разделе "Информация об исполнении (о расторжении) контракта".
При рассмотрении вопроса о включении общества в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольным органом установлено следующее.
Между заказчиком и ООО "НИКА" 24.12.2021 посредством электронного документооборота заключен контракт N 0032 на поставку офисной мебели (реестровый номер в ЕИС N 2745326143721000062) (далее - контракт).
В соответствии с пунктами 1.1 и 1.2 контракта Поставщик обязуется поставить офисную мебель (далее Товар) для нужд ОГКУ "ЦОВ 112 - Безопасный регион", а Заказчик обязуется принять и оплатить Товар в соответствии с условиями Контракта. Поставка Товара и Прав должна быть осуществлена в соответствии с Техническим заданием (Приложение 1) и Спецификацией (Приложение N 2), являющимися неотъемлемой частью Контракта.
В силу пункта 1 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
На основании части 1 статьи 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Исходя из абзаца второго пункта 2 статьи 450 ГК РФ следует, что существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В соответствии с частью 2 статьи 523 ГК РФ нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
- поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
- неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
Согласно пункту 1.3 контракта срок поставки товара: 10 календарных дней с момента подписания Контракта. С учетом даты заключения контракта и положений статьи 193 ГК РФ товар должен быть поставлен Обществом в срок до 10.01.2022 включительно.
Из пояснений представителей заказчика и из содержания решения об одностороннем отказе от исполнения контракта от 13.01.2022 следует, что, в нарушение условий контракта обязательства по нему подрядчиком в объеме, предусмотренном условиями контракта, не выполнены.
При рассмотрении доказательств, представленных сторонами, Комиссией установлено следующее.
1. 11.01.2022 г., заказчик направляет поставщику письмо N 8 с предложением о расторжении контракта в связи с тем, что лимиты, выделенные Учреждению на оплату по контракту, 30.12.2021 отозваны в полном объеме и о принятии решения об одностороннем отказе от исполнения контракта Заказчика в связи с утратой интереса.
В ответ поставщик направил письмо N 12 от 12.01.2022 г., которым сообщал о том, что пунктом 3.5. контракта предусмотрено: в случае изменения лимитов бюджетных средств, не позднее 14 (четырнадцати) календарных дней со дня доведения до Заказчика суммы скорректированных лимитов, Заказчик направляет в адрес Поставщика 2 (два) экземпляра подписанного Дополнительного соглашения об изменении цены к настоящему Контракту, при этом новая цена Контракта не должна противоречить фактически исполненной части настоящего Контракта. Общество отмечает, что изменение лимитов является основанием для заключения соглашения об изменении цены, но не для расторжения контракта.
Поставщиком направлено письмо N 14 от 14.0.2022 о том, что поставка по контракту будет осуществлена 17.01.2022, в связи с чем, Общество просит письменно подтвердить готовность заказчика к приемке товара по контракту, указав должностное лицо, наделенное соответствующими полномочиями.
В ответ заказчик направляет уведомление N 31 от 14.01.2022 г., которым поставщику отказано в поставке товара.
С учетом пояснений сторон и анализа представленных ими документов Комиссия приходит к следующим выводам.
1. Из содержания решения от 13.01.2022 следует, что основанием для одностороннего отказа от исполнения контракта является утрата интереса для кредитора, вследствие просрочки должника, предусмотренная статьей 405 ГК РФ.
Комиссия отмечает, что данное основание не предусмотрено для одностороннего отказа от исполнения контракта в порядке, предусмотренном законодательством о контрактной системе.
Более того, пунктом 6 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе изменение условий контракта допускается в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом.
Следовательно, уменьшение лимита бюджетных обязательств является основанием для изменения условий контракта по соглашению сторон, но не для одностороннего отказа от исполнения контракта Заказчиком.
Комиссия отмечает, что положения пункта 6 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе находят отражения в пункте 3.5 контракта.
2. В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Основания для одностороннего отказа от исполнения договора поставки предусмотрены статьей 523 ГК РФ.
Согласно части 2 статьи 523 ГК РФ существенным нарушением договора поставки товара поставщиком являются поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок и/или неоднократное нарушение сроков поставки товаров.
Из указанного следует что однократное нарушение сроков исполнения обязательств не относится к существенным.
Заказчиком доказательств неоднократности нарушения сроков поставки Обществом Комиссии не представлены.
Кроме того, Комиссия отмечает, что на дату принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта просрочка поставки составляла 3 календарных дня.
На основании изложенного, Комиссия не усматривает оснований для расторжения контракта Заказчиком.
3. В соответствии с частью 14 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Из документов, представленных в материалы дела, следует, что 14.01.2022 письмом N 14 Общество уведомило Заказчика о готовности осуществить поставку товара в полном объеме, предусмотренном контрактом, 17.01.2022, то есть в пределах десятидневного срока для отмены решения Заказчиком.
Вместе с тем, Заказчиком Обществу отказано в приемке товара (в связи с утратой интереса), что нарушает право поставщика, предусмотренное частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 15 Постановления Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078), орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр в том числе:
- заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
- поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Таким образом, принимая во внимание:
- отсутствие доказательств существенного нарушения обязательств по контракту Обществом;
- намерение Общества поставить товар по контракту в течение десятидневного срока, предусмотренного частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе -
проанализировав обстоятельства дела в совокупности и взаимосвязи, Комиссия Челябинского УФАС России, не усматривает достаточных оснований для принятия решения о включении сведений об ООО "НИКА" в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078,
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Областным государственным казенным учреждением Челябинской области "Центр обработки вызовов Системы 112 - Безопасный регион" о включении сведений об Обществе с ограниченной ответственностью "НИКА", его участниках, членах коллегиального органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта, заключенного по итогам проведения электронного аукциона на поставку офисной мебели (извещение N 0369200037921000032), в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
2. По результатам внеплановой проверки признать в действиях Заказчика нарушение частей 9 и 14 статьи 95 Закона о контрактной системе (в ред. от 02.07.2021, действовавшей до 31.12.2021).
3. Обязательное для исполнение предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы жалобы должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
В.А. Ливончик |
Члены Комиссии |
Е.Б. Черенкова |
|
Н.В. Фадеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 8 февраля 2022 г. N 074/06/104-191/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.02.2022