Резолютивная часть решения оглашена 04 февраля 2022 года
В полном объеме решение изготовлено 09 февраля 2022 года
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления -начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Черенковой Е.Б. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Фадеевой Н.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев обращение Индивидуального предпринимателя Байковой Александры Юрьевны (далее - Заявитель) на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку расходных материалов для стентирования сонных артерий (извещение N 0869200000222000001), при участии в заседании Комиссии посредством видеконференцсвязи:
- представителей Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Челябинская областная клиническая больница" (далее - заказчик) Игнатова В.А., Демидовой Е.В., действующих на основании доверенностей б/н от 10.01.2022;
- представителя ГКУ "Центр организации закупок Челябинской области" (далее - Учреждение, уполномоченный орган): начальника юридического отдела Учреждения Пичуговой Т.В., действующей на основании доверенности N 03 от 08.04.2021, юрисконсульта юридического отдела Учреждения Паровик А.А., действующей на основании доверенности N 04 от 08.04.2021;
- представителя Заявителя: Леоновой О.А., действующей на основании доверенности N 6/22 от 28.01.2022;
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 28.01.2022 поступила жалоба заявителя по вопросу нарушения заказчиком норм законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона на поставку расходных материалов для стентирования сонных артерий (извещение N 0869200000222000001) (далее - закупка, аукцион).
Из сведений, размещенных в Единой информационной системе, следует, что Заявителем жалоба N 202200146956000131 отозвана Заявителем 03.02.2022 в 10:20.
Согласно представленным документам, уполномоченное учреждение 21.01.2022 объявило о проведении аукциона путем опубликования в единой информационной системе в сфере закупок извещения N 0869200000222000001 об осуществлении закупки.
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 390 000,00 рублей.
В соответствии с протоколом проведения электронной закупки от 31.01.2022 на участие в закупке поступило две заявки.
В соответствии с Протоколом подведения итогов по электронному аукциону N 0869200000222000001 от 31.01.2022 снижение НМЦК составило 0,5 %.
На дату проведения заседания Комиссии контракт не заключен.
По мнению Заявителя, характеристикам, указанным в Техническом задании соответствует товар только одного производителя - Стент для сонной артерии CGuard. "ИнспаэрМД Лтд." Изготовитель Израиль, InspireMD Ltd., 4 Menorat Hamaor St., 67448 Tel Aviv, Israel, что не соответствует пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, и является нарушением статьи 8 Закона о контрактной системе.
Представители заказчика с доводами заявителя не согласились, указали следующее.
Данные расходные материалы приобретаются для выполнения операций на внутренних сонных артериях, принимающих участие в кровоснабжении головного мозга. Одним из осложнений данной операции является эмболия элементами атеросклеротической бляшки в артерии головного мозга. Эмболия, как правило, происходит за счет протрузии бляшки через ячейки имплантированного стента. Данное осложнение приводит к глубокой инвалидизации пациента, нарушается функция понимания и продукции речи, возникают глубокие парезы в конечностях, а некоторых случаях смерть. В борьбе за снижение осложнений при стентировании сонных артерий каротидные стенты эволюционировали. В практику внедрены стенты имеющие различные варианты противоэмболической защиты. Такие стенты показали преимущество в безопасности и лучших исходах в ряде крупных международных, исследованиях.
В качестве доказательств Заказчиком приведена статья, где описываются и сравниваются два наиболее используемых двуслойных стента - CGUARD и CASPER, характеристики которых признаны сопоставимыми.
Кроме того, по мнению Заказчика, на сегодняшний день зарегистрированы иные стенты, имеющие в своей конструкции те или иные элементы противоэмболической защиты.
При этом, Заказчик отмечает, что использование двухслойных стентов оправдано на сегодняшний день с точки зрения безопасности пациента.
Доводы обращения Заявителя Заказчик считает необоснованными.
Уполномоченный орган представил письменные пояснения и указал следующее.
Распоряжением Правительства Челябинской области от 08.05.2020 г. N 294-рп "О централизации отдельных закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Челябинской области" Уполномоченный орган наделен полномочиями на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с п. 4 Порядка взаимодействия заказчиков с уполномоченным учреждением при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденным распоряжением Правительства Челябинской области от 08.05.2020 г. N 294-рп Заказчики формируют и направляют в Уполномоченный орган заявки на организацию процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с приложением следующих документов:
1) решение заказчика о проведении процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя), принятое в соответствии с утвержденным планом-графиком закупок;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта;
3) утвержденное заказчиком описание объекта закупки (техническое задание);
4) контактная информация об исполнителе (исполнителях), ответственном (ответственных) за соответствующую заявку, со стороны заказчика;
5) проект контракта.
Описание объекта закупки (Техническое задание) является приложением к извещению об осуществлении закупки (п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе) и размещается ответственным должностным лицом Уполномоченного учреждения на основании направленной Заказчиком заявки на определение поставщика.
Таким образом, поскольку Заказчик в целях определения поставщика определяет потребность в товарах, а также осуществляет описание объекта закупки (описание закупаемых товаров) при размещении извещения о проведении электронного аукциона для закупки N 0869200000221000001 использованы документы и информация, которая была направлена и подписана ответственным должностным лицом Заказчика в составе заявки на организацию процедуры определения поставщика.
Доводы обращения Заявителя Уполномоченный орган считает необоснованными.
Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
Как следует из пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги требованиям заказчика. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.
Тем самым реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.
Документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе в части описания объекта закупки.
Вместе с тем, формирование лотов (по группам, классам, видам и иным единицам), а также определение их содержания (с обязательным указанием отдельных условий оказания соответствующих услуг), является правом заказчика, при этом, подобное объединение не должно входить в противоречие с общими принципами Закона о контрактной системе, в том числе в части конкуренции.
Согласно части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Исходя из содержания части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе, порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В пункте 5 Правил N 145 указано, что заказчик вправе указать в плане закупок, плане-графике закупок, формах обоснования закупок, извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.
Согласно пункту 6 Правил N 145 в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 данных Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Из описания объекта закупки следует, что по позиции 1 Технического задания к поставке требуется товар, предусмотренный кодом КТРУ 32.50.22.190-02539 "Стент для сонной артерии непокрытый металлический".
При описании объекта закупки использованы характеристики, предусмотренные КТРУ, а также характеристики товара, которые не предусмотрены в позиции каталога, в соответствии с потребностью Заказчика.
При этом, Техническим заданием предусмотрено обоснование необходимости использования такой информации: "Система доставки RX (быстрой смены) делает имплантацию стента более управляемой_Стенты с открытой ячейкой обладают большей конформностью, гибкостью, что повышает их доставляемость и дает возможность имплантации в извитые участки артерии, кроме того показатель "металл/артерия" у данной категории стентов меньше, что достоверно снижает риск рестеноза_.Наличие протовоэмболической защиты препятствует протрузии бляшки сквозь ячейки стента, что способствует снижению эпизодов дистальной эмболии и снижает риск возникновения такого грозного осложнения как периоперационный ишемический инсульт_Наличие рентген контрастных маркеров способствует более точному позиционированию стента и делает имплантацию более управляемой_Стенты с матричной структурой обладают большей конформностью, гибкостью, что повышает их доставляемость и дает возможность имплантации в извитые участки артерии".
Из указанного следует, что описание объекта закупки не противоречит статьи 33 Закона о контрактной системе и положениям Правил.
Заявителем не представлены доказательства того, что совокупность указанных характеристик соответствует единственному торговому наименованию единственного производителя.
Комиссия отмечает, что каталог производителя CGuard. "ИнспаэрМД Лтд.", представленный Заявителем в составе жалобы, не доказывает отсутствие характеристик, указанных в Техническом задании, в соответствующих товарах иных производителей.
В соответствии с протоколом проведения электронной закупки от 31.01.2022 на участие в закупке поступило две заявки.
Из содержания заявок на участие в аукционе следует, что Заявитель принял участие в аукционе.
Доказательства нарушения как прав Заявителя, так и прав второго участника аукциона, ИП Байковой А.Ю. не представлены.
На основании изложенного, доводы Заявителя не находят своего подтверждения, не доказаны.
Комиссия, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Доводы обращения ИП Байковой А.Ю. не находят подтверждения, не доказаны.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Е.Б. Черенкова
Н.В. Фадеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 9 февраля 2022 г. N 074/06/99-295/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.02.2022