Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченным учреждением - ГКУ КК "Дирекция государственных закупок" проводился электронный аукцион: "Строительства центра единоборств по ул. Ленина, 247/1 в ст. Полтавской Красноармейского района" (извещение N 0818500000821008887). Заказчик - МКУ МО Красноармейский район "КРАСНОАРМЕЙСКАЯ КАПСТРОЙ".
Начальная (максимальная) цена контракта - 100 626 260,44 рублей.
В соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно ч. 2, ч. 3, ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Согласно ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 2) ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию: документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
Согласно ч. 1 ст. 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, информацию и электронные документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Согласно ч. 2 ст. 69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
Согласно ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 или 3.1, 5, 8.2 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
3) предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 7 ст. 69 Закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 настоящей статьи, не допускается.
В соответствии с протоколом N0818500000821008887-1С рассмотрения единственной заявки на участие в аукционе в электронной форме от 14.01.2022 г. отраслевой комиссией уполномоченного учреждения принято решение признать заявку ООО "МАЯК" (Заявка N111262488) несоответствующей требованиям Закона о контрактной системе и документации электронного аукциона. В соответствии с пунктами 1, 2 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе: непредставление документов и информации, которые предусмотрены частью 2 статьи 31, пунктом 3 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе и положениями позиции 23 раздела 1 документации аукциона в электронной форме, а именно: не представлена информация, подтверждающая опыт исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта). Участником представлен договор генподряда N М-12/17 от 24.11.2017 г. "Строительство комплекса многоквартирных жилых домов в 7 мкр. Г. Магас". В качестве подтверждения исполнения вышеуказанного договора, участником во второй части заявки не представлено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (в представленном разрешении на ввод объекта в эксплуатацию от 07.09.2021 г. отсутствует печать органа, выдавшего его). Кроме того, в актах о приемке выполненных работ по форме КС-2 отсутствуют все обязательные реквизиты. установленные ч. 2 ст. 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающих стоимость исполненного договора генподряда N М-12/17 от 24.11.2017 (в акте 4/3 от 26.02.2018 г. отсутствие подписи, печати заказчика, в актах 6/2 от 15.05.2018, 7/3 от 30.04.2018, 8/1 от 30.05.2018, 9/2-9/4 от 15.06.2018 отсутствует последний лист с суммой выполненных работ по акту, подписями и печатями).
Заказчиком в пункте 23 Раздела 1 документации электронного аукциона "Информационная карта" установлено требование в соответствии с пунктом 2 приложения N 1 Постановления Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (для требования к участникам закупок в соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ): "Наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта). При этом стоимость такого одного исполненного контракта (договора) должна составлять: - не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей; - не менее 40 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 100 млн. рублей; - не менее 30 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 500 млн. рублей".
Документы для подтверждения соответствия участников закупки данным дополнительным требованиям:
"копия исполненного контракта (договора);
копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке".
В качестве подтверждения наличия опыта выполнения работ участником - ОБЩЕСТВОМ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "МАЯК" оператором электронной площадки направлены Заказчику электронные документы (их копии), подтверждающие соответствие участника электронного аукциона дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Заявитель указал, что при копировании и размещении документов на электронной площадке, Актов выполненных работ допущена техническая ошибка. При этом приложены справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3, подтверждающее стоимость, объемы выполненных работ и затрат. НМЦК закупки составляет 100 626 260, 44 руб., стоимость контракта (договора) должна составлять не менее 40% (123 361 417,20) начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка. ООО "МАЯК" представлен опыт на сумму 308 403 543, 00 руб., даже, если не учитывать вышеуказанные Акты, то подтвержденный опыт, представленный ООО "МАЯК" превышает необходимый в качестве подтверждения опыт успешного выполнения строительных работ.
Аналогичные доводы указаны Арбитражным судом Краснодарского края в решении по делу А32-3394/2021.
Согласно п.2 приложения N 1 Постановления Правительства N 99 при выполнении работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, за исключением линейного объекта, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей, участник закупки должен предоставить:
- копия исполненного контракта (договора);
- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Согласно письму ФАС России от 22.05.2020 NИА/43260/20, Постановлением N 99 не предъявляются требования к форме и порядку оформления документов, представляемых участниками закупки в составе заявки для целей подтверждения требуемого в соответствии с Постановлением N 99 опыта выполнения работ, в связи с чем соблюдение (несоблюдение) формы/оформления представленного таким участником документа, по мнению ФАС России, не может являться формальным основанием для отказа в допуске такого участника к участию в закупке.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Градостроительным кодексом Российской Федерации N 190-ФЗ (далее - ГрК РФ) разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного ч.1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее- требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. В силу ч. 7 ст. 51 ГрК РФ в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с ч.4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления, Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом", Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос".
Согласно абзацу 7 письма ФАС России ФАС России от 11.09.2019 NМЕ/79668/19 "О рассмотрении обращения": "По вопросу о порядке предоставления в составе заявки копии разрешения на ввод объекта в эксплуатацию ФАС России обращает внимание, что согласно статье 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдается застройщику и не может рассматриваться подтверждением о соответствии требованиям Постановления N 99 лица, которое выполняло отдельные виды строительных работ в качестве субподрядчика".
В подтверждение опыта выполнения аналогичных предмету закупки работ Заявитель представил во второй части заявки договор подряда N М-12/17 от 24.11.2017, стоимость которого составляет 308 403 543, 00 руб.
Как установлено Комиссией Краснодарского УФАС России, ООО "МАЯК" в числе документов представило копию разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 10.08.2018 N06301000-59-2018. Недостоверность данного разрешения документально не подтверждена.
Таким образом, Комиссия Краснодаркого УФАС России, из совокупного анализа представленных вместе со второй частью заявки документов, руководствуясь пунктом 2.4 Приложения N1 к Постановлению Правительства N 99, приходит к выводу, что оснований для признания заявки ООО "МАЯК" не соответствующей требованиям документации по основаниям, указанным в протоколе N N0818500000821008887-1С рассмотрения единственной заявки на участие в аукционе в электронной форме от 14.01.2022 г, у отраслевой комиссии не имелось, в связи с чем, отраслевой комиссией уполномоченного учреждения при проведении электронного аукциона допущены нарушения положения ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе, выразившиеся в незаконном признании заявки ООО "МАЯК" не соответствующей требованиям аукционной документации.
Допущенные нарушения содержат признаки правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.30 КоАП.
Комиссия, руководствуясь ч.1, 2, 6 ст. 69 и на основании ч. 22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. По результатам внеплановой проверки в указанных действиях уполномоченного учреждения - ГКУ КК "Дирекция государственных закупок" (отраслевой комиссии) установлены нарушения ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе.
2. Уполномоченному учреждению - ГКУ КК "Дирекция государственных закупок" (отраслевой комиссии) Заказчику - МКУ МО Красноармейский район "КРАСНОАРМЕЙСКАЯ КАПСТРОЙ" выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 4 февраля 2022 г. N ВП-17/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.02.2022