Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Управление, Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
<--------->;
Членов Комиссии:
<--------->;
<--------->,
Заказчик, должным образом уведомленный о месте и времени рассмотрения жалобы, представителя для участия в рассмотрении не представил,
при участии в формате ВКС:
от Заявителя - представителя по доверенности;
рассмотрев жалобу ООО ЧОО "Илир" (ИНН: 2461029990) на действия Заказчика - ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по ЯНАО" Министерства труда и социальной защиты РФ (ИНН: 8901016120), при осуществлении закупки способом электронного аукциона на "Оказание услуг по централизованной охране объекта с помощью пульта централизованной охраны (ПЦО) в г. Новый Уренгой, ул. Таежная, д. 27 А, кв. 6,7,8", начальная (максимальная) цена контракта - 47 000,00 рублей (извещение N 0190100003222000007) на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок Российской Федерации - www.zakupki.gov.ru (далее - Аукцион, Официальный сайт) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Управление, через Единую информационную систему в сфере закупок (далее- ЕИС), поступила жалоба Заявителя (вход. N 612 от 03.02.2022) на действия Заказчика.
Заявитель считает, что положения аукционной документации противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением об Аукционе, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение размещено в единой информационной системе в сфере закупок на Официальном сайте;
2) дата и время начала подачи заявок - 27.01.2022 13:29 (МСК+2);
3) дата и время окончания подачи заявок - 04.02.2022 09:00 (МСК+2);
4) дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги - 04.02.2022;
5) дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 07.02.2022;
Жалоба подана в соответствии с Законом о контрактной системе, с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Из жалобы Заявителя следует:
- в Техническом задании Заказчиком неправомерно установлено требование о наличии у победителя закупки транспортных средств оснащенных сигнальными громкоговорящими устройствами.
- в п. 1.1. Контракта установлено, что предметом контракта является оказание "Исполнителем" услуг по централизованной охране объекта, расположенного по адресу: г. Новый Уренгой, ул. Таежная, д. 27 А, кв. 6,7,8 при помощи средств охранной сигнализации путем приема сообщений о срабатывании ТСО, поступивших на ПЦО и реагирования нарядов полиции на тревожные сообщения. Частная охранная организация не имеет и не может иметь в своем распоряжении нарядов полиции, для оказания 3 (третьего) вида охранных услуг частные охранные организации располагают мобильными группами (группами быстрого реагирования). Таким образом исходя из установленного Заказчиком предмета контракта, ни одна из частных охранных организаций не соответствует предмету контракта
Заказчик представил в управление мотивированное возражение на жалобу Заявителя согласно которому, с доводами жалобы он не согласен, считает, что при описании объекта закупки и требований к участнику действовал в соответствии с действующим законодательством.
В результате рассмотрения жалобы, представленных материалов и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с частью 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Из первого довода жалобы Заявителя следует, что в техническом задании являющимся приложением N 1 к Извещению установлено требование о наличии у участников лицензии на осуществление частной охранной деятельности.
В соответствии с пунктом 32 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 06.12.2021, с изм. от 30.12.2021) "О лицензировании отдельных видов деятельности" частная охранная деятельность является отдельным лицензируемым видом деятельности.
Деятельность частных охранных организаций регулируется Законом РФ от 11.03.1992 N 2487-1 (ред. от 27.12.2019) "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации".
В соответствии со статьей 3 Закона N 2487-1 установлены 7 видов услуг, которые могут быть оказаны частными охранными организациями.
Положением о лицензировании частной охранной деятельности утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.06.2011 N 498 для каждого вида вышеперечисленных охранных услуг установлены самостоятельные лицензионные требования.
Предметом контракта в соответствии с положениями извещения является охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию, что в свою очередь является 3 (третьим) видом охранных услуг.
Пунктом 5 Положения о лицензировании частной охранной деятельности установлены лицензионные требования для получения разрешения на оказание 3 (третьего) вида охранных услуг, среди которых наличие у соискателя лицензии (лицензиата) транспортных средств, а в случае использования транспортных средств, имеющих специальную раскраску, информационные надписи и знаки, - наличие согласования с органами внутренних дел в установленном порядке (пп.4).
В пункте 4.2. ГОСТа Р 59044-2020 установлено, что транспортные средства, предназначенные для передвижения мобильных групп охраны (групп быстрого реагирования), должны состоять на балансе соответствующей частной охранной организации и должны быть зарегистрированы за ней в органах внутренних дел, а также иметь специальную раскраску, информационные надписи и знаки, согласованные с органами внутренних дел в установленном Правительством Российской Федерации порядке, которые должны включать в себя следующую информацию, изложенную на русском языке:
- аббревиатуру МГО или ГБР либо полное наименование "Мобильная группа охраны" или "Группа быстрого реагирования" соответственно;
- наименование частной охранной организации;
- название города (населенного пункта), в котором зарегистрирована охранная организация;
- телефон дежурного подразделения частной охранной организации с круглосуточным режимом работы, по которому имеется возможность незамедлительно связаться с оперативным дежурным, осуществляющим руководство работой мобильной группы охраны (группы быстрого реагирования).
Транспортные средства, предназначенные для передвижения мобильных групп охраны (групп быстрого реагирования), следует оборудовать средствами видеофиксации, автоматически включающимися при запуске двигателя автомобиля и охватывающими полосу по направлению движения (через лобовое стекло).
Более того действующее законодательство никаких требований к транспортным средствам, задействованным для оказания 3 (третьего) вида охранных услуг не предъявляет.
Однако Заказчик в Техническом задании являющимся приложением N 1 к Извещению устанавливает, что транспортные средства должны быть оснащены сигнальными громкоговорящими устройствами (Далее по тексту-СГУ).
На данный довод Заказчик пояснил, что указанное требование не противоречит положениям Федерального закона РФ от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ), поскольку предъявляется требование в части специальной правоспособности согласно ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ, ст. 1 Закона РФ от 11 марта 1992 года N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон РФ от 11.03.1992 г. N 2487-1).
Требования к дежурным группам (группам быстрого реагирования) в части оснащения автотранспортом, форменным обмундированием со специальными нашивками, табельным оружием, специальными средствами и радиостанциями, предусмотренные нормами Закона от 11.03.1992 г. N 2487-1, Постановлением Правительства РФ от 23 июня 2011 года N 498 "О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности", Постановлением Правительства РФ N 587 от 14.08.1992 г. "Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности" и ГОСТом Р 59044-2020. "Национальный стандарт Российской Федерации. Охранная деятельность. Оказание охранных услуг, связанных с принятием соответствующих мер реагирования на сигнальную информацию технических средств охраны. Общие требования" (далее - ГОСТ Р 59044-2020).
Согласно доводам Заявителя лицензионные требования к транспортному средству мобильных групп охраны (групп быстрого реагирования), установленные п. 4.2 ГОСТа Р 59044-2020 являются достаточными.
Однако, Законом от 11.03.1992 г. N 2487-1, а также иными нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность частных охранных организаций не установлен запрет о применении иного технического оборудования транспортных средств мобильных групп охраны (групп быстрого реагирования).
Закон о контрактной системе не содержит норм, ограничивающих право Заказчика включать в извещение (документацию) о проведении конкурентного способа закупки требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, равно как и норм, обязывающих Заказчика устанавливать в этой документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров, работ, услуг.
Таким образом, из приведенных положений Закона о контрактной системе следует, что Заказчики, осуществляющие закупку в соответствии с требованиями указанного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом сформулировать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, обеспечить приобретение товара с необходимыми Заказчику характеристиками, довести до сведения участников закупки сведения о характеристиках требуемого товара, в наибольшей степени удовлетворяющих потребности Заказчика, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
При формировании извещения (документации) о проведении конкурентного способа закупки Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющего его потребностям.
Изложенное соответствует правовому подходу, содержащемуся в определении Верховного суда Российской Федерации от 30 октября 2014 года N304-КГ 14-3003, согласно которому заказчику предоставлено право на установление в аукционной документации требований к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют его потребностям, при этом сам по себе факт установления определенных характеристик к товару не свидетельствует об ограничении количества участников размещения заказа.
Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС изучив размещенную на официальном сайте ЕИС конкурсную документацию, представленные на заседание документы и сведения, установила следующее.
В соответствии с п. 2 Технического задания являющегося приложением к извещению об электронном аукционе установлены дополнительные характеристики, такие как: "дежурная группа должна быть оснащена: автотранспортом с СГУ (сигнальные громкоговорящие устройства), форменным обмундированием со специальными нашивками, табельным вооружением, специальными средствами, радиостанциями (в том числе носимой)".
При осуществлении закупки Заказчик вправе не только выбрать ее предмет, но и обязан определить его и описать в соответствии с нормами Закона о контрактной системе именно таким образом, чтобы участник закупки смог подать заявку на участие в торгах, соответствующую объективным и обоснованным требованиям Заказчика. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать требования к товару, так как Закон о контрактной системе не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в документацию об аукционе требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, так и норм, обязывающих заказчика устанавливать в документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров.
В соответствии с правовой позиции, сформированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 28.12.2010 N11017/10 по делу А06-6611/2009 основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Согласно Обзору судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденному Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017 г. (далее - Обзор) в силу статьи 6 Закона о контрактной системе к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.
Возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии), исходя из положений пункта 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения требований Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Более того, согласно пункту 1 Обзора по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Таким образом, Заявителем ограничивающий характер данного условия в рассматриваемом случае доказан не был. Само по себе несогласие Заявителя не может быть признано фактором ограничения конкуренции и злоупотреблением права со стороны Заказчика.
При таких обстоятельствах довод жалобы не нашел своего правового подтверждения и является необоснованным.
В отношении второго довода Заявителя Комиссия сообщает, что в соответствии с ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
Согласно ч. 4 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В п. 1.1 проекта контракта являющегося Приложением N3 к извещению о проведении электронного аукциона, относящегося к разделу 1 контракта "Предмет контракта" указано, что "Исполнитель" оказывает услуги по централизованной охране объекта, расположенного по адресу: г. Новый Уренгой, ул. Таежная, д. 27 А, кв. 6,7,8 при помощи средств охранной сигнализации путем приема сообщений о срабатывании ТСО, поступивших на ПЦО и реагирования нарядов полиции на тревожные сообщения, поступающие с объектов (помещений) "Заказчика" (далее - Объект) на ПЦО "Исполнителя" на основании лицензии на осуществление частной охранной деятельности N _______ от ______ г., а "Заказчик" принимает на себя обязательства по созданию надлежащих условий для исполнения обязательств "Исполнителем" и своевременной оплате предоставляемых им услуг.
Заявитель сообщает, что требование о реагировании нарядов полиции указанное в наименовании объекта закупки является не исполнимым, так как охранные организации не имеют в своем распоряжении нарядов полиции.
Между тем Комиссия обращает внимание на тот факт, что само по себе наименование объекта контракта не является обязанностью Исполнителя по контракту и является не верной интерпретацией Заявителя данного пункта.
Разделом 5 контракта предусмотрена обязанность Исполнителя, в соответствии с которым Исполнитель обязан:
5.1. В порядке, установленном Контрактом, инструкцией по эксплуатации средств охранной сигнализации объекта, принимать под охрану и снимать с охраны объекты "Заказчика" в определенное время.
5.2. При поступлении тревожного извещения с охраняемого объекта в период времени, когда объект находится под централизованным наблюдением, незамедлительно направить для его осмотра наряд быстрого реагирования.
5.3. При наличии признаков проникновения на объект посторонних лиц принять меры к задержанию правонарушителей, сообщить в ОМВД России по г. Новый Уренгой, "Заказчику" и обеспечить неприкосновенность места происшествия до прибытия следственно-оперативной группы и представителей "Заказчика".
5.4. Информировать "Заказчика" о выявленных недостатках в инженерно-технической укреплённости объекта (помещения) и неисправностях ТСО, установленных на охраняемом объекте, а также давать "Заказчику" предписания для их устранения.
5.5. При изменении юридического статуса, местонахождения либо банковских реквизитов письменно информировать об этом "Заказчика" в срок не позднее 15 (Пятнадцати) дней с момента изменения.
5.6. При поступлении сообщения о срабатывания ТСО, в случае обнаружении пожара на объекте "Заказчика", "Исполнитель" сообщает о возгорании в пожарную часть.
Исходя из условий пятого раздела контракта Исполнитель обязан только взаимодействовать с правоохранительными органами при определенных обстоятельствах, а не иметь в своем штате таковые подразделения.
При таких обстоятельствах довод жалобы не нашел своего правового подтверждения и является необоснованным.
Руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО ЧОО "Илир" (ИНН: 2461029990) на действия Заказчика - ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по ЯНАО" Министерства труда и социальной защиты РФ (ИНН: 8901016120), при осуществлении закупки способом электронного аукциона на "Оказание услуг по централизованной охране объекта с помощью пульта централизованной охраны (ПЦО) в г. Новый Уренгой, ул. Таежная, д. 27 А, кв. 6,7,8", начальная (максимальная) цена контракта - 47 000,00 рублей (извещение N 0190100003222000007), необоснованной.
Председатель Комиссии: <--------->
Члены Комиссии: <--------->
<--------->
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 9 февраля 2022 г. N 089/06/33-77/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.02.2022