Комиссия Белгородского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная в соответствии с приказом Белгородского УФАС России от 27.01.2022 N 34 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок для рассмотрения жалобы ООО "ГАРАНТ-ЗАУРАЛЬЕ"", (далее - Комиссия), в составе: председатель Комиссии: - заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок Белгородского УФАС России; члены Комиссии:- заместитель начальника отдела контроля закупок Белгородского УФАС России,- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок Белгородского УФАС России, при участии представителя уполномоченного органа - управления муниципальных закупок администрации Ракитянского района Белгородской области:, представителя заказчика - администрации Ракитянского района Белгородской области -, в отсутствии представителей заявителя - ООО "ГАРАНТ-ЗАУРАЛЬЕ" (о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлено надлежаще), рассмотрев материалы дела N 031/06/105-27/2022 по жалобе ООО "ГАРАНТ-ЗАУРАЛЬЕ" на действия/бездействие заказчика (уполномоченного органа) при проведении электронного аукциона "Оказание услуг по аттестации информационной системы на соответствие требованиям безопасности информации" (закупка N 0126300033822000002) (далее - Электронный аукцион), проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Белгородское УФАС России поступила жалоба ООО "ГАРАНТ-ЗАУРАЛЬЕ" на положения извещения об Электронном аукционе.
Из жалобы следует, что действия заказчика/уполномоченного органа при проведении Электронного аукциона не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, а именно:
- Заказчиком включены в один лот программное обеспечение и выполнение услуг по аттестации информационной системы на соответствие требованиям безопасности информации, которые не имеют какую-либо технологическую и (или) функциональную связь. Данное обстоятельство ведет к ограничению числа участников закупки, так как участие в закупки могут принять только участники, имеющие лицензию на проведение аттестации информационных систем.
- Заказчиком не даны разъяснения на запрос, направленный в день размещения извещения об Электронном аукционе, то есть 20.01.2022 года.
Уполномоченный орган, заказчик представили возражения на жалобу ООО "ГАРАНТ-ЗАУРАЛЬЕ" с доводами, изложенными в жалобе, не согласны, просят признать жалобу необоснованной.
На заседании Комиссии представители заказчика, уполномоченного органа поддержали доводы, изложенные в своих возражениях на жалобу ООО "ГАРАНТ-ЗАУРАЛЬЕ", считают жалобу необоснованной.
Комиссия, рассмотрев жалобу ООО "ГАРАНТ-ЗАУРАЛЬЕ", представленные возражения, заслушав доводы участвующих лиц, приходит к следующим выводам.
На официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 20.01.2022 размещены извещение об Электронном аукционе и электронные документы.
Объект закупки - оказание услуг по аттестации информационной системы на соответствие требованиям безопасности информации.
Начальная (максимальная) цена контракта - 249 500,00 рублей.
На момент рассмотрения жалобы ООО "ГАРАНТ-ЗАУРАЛЬЕ" контракт по результатам Электронного аукциона не заключен.
1. В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, в том числе: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
При этом из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Согласно пояснениям Заказчика целью услуг по аттестации информационных систем персональных данных на соответствие требованиям безопасности информации в администрации Ракитянского района Белгородской области является приведение в полное соответствие с нормами Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" объектов информатизации администрации Ракитянского района Белгородской области, на которых функционируют информационные системы персональных данных.
Из описания объекта закупки следует, что необходимо провести разработку организационно-распорядительной и технической документации по защите информации в информационной системе персональных данных, включающей базу данных с персональными данными, информационные технологии и технические средства. С целью автоматизации данных мероприятий Исполнитель предоставляет право на использование программного обеспечения для управления процессами и мероприятиями по защите информации согласно Спецификации, что в дальнейшем позволит Заказчику в процессе работы автоматизировать процессы защиты информации и производить актуализацию документов по защите информации в автоматизированном виде. Также с целью выполнения требований законодательства РФ в области защиты информации Исполнитель проводит внедрение (установку, настройку) предоставляемого программного обеспечения. В соответствии с п. 4 д) положения о лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2012 г. N 79 данный вид работ проводится организациями - лицензиатами ФСТЭК России.
Таким образом, описанием объекта закупки предусмотрены не только работы по аттестации информационных систем, но и сопутствующие услуги по защите информации, содержащей персональные данные. Данные услуги необходимы для приведения в соответствие требованиям Федерального законодательства информационных систем администрации Ракитянского района, чтобы на них получить аттестат соответствия требованиям безопасности информации в рамках приказа ФСТЭК России от 29 апреля 2021 г. N 77.
Согласно специальным требованиям и рекомендаций по технической защите конфиденциальной информации, утвержденными приказом Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации от 02 марта 2001 года N 282-ДСП необходимо проводить учет съемных носителей информации на магнитной или оптической основе (магнитные диски, съемные накопители информации, съемные пакеты дисков, иные магнитные, оптические или магнито-оптические диски, магнитные ленты и т.п.), а также распечаток текстовой, графической и иной информации на бумажной или пластиковой (прозрачной) основе осуществляется по карточкам или журналам установленной формы. В соответствии с этим учет может быть произведен автоматизировано с использованием средств вычислительной техники (пункт 5.4.4. Специальных требований и рекомендаций по технической защите конфиденциальной информации).
В соответствии с Приказом ФАПСИ от 13 июня 2001 года N 152 необходимо осуществлять поэкземплярный учет используемых СКЗИ, эксплуатационной и технической документации к ним. В Администрации Ракитянского района в информационных системах персональных данных эксплуатируются средства криптографической защиты информации учет которых планируется с использованием средств автоматизации, а именно программного обеспечения для управления процессами и мероприятиями по защите информации, в которое вносятся сведения об используемых средствах криптозащиты информации во время проведения аттестационных испытаний на соответствие требованиям безопасности информации, которые устанавливает федеральное законодательство.
Согласно статьи 22 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ Администрация Ракитянского района обязана уведомлять уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных (Роскомнадзор) о своем намерении осуществлять обработку персональных данных. Уведомление направляется в виде документа на бумажном носителе или в форме электронного документа и подписывается уполномоченным лицом. В связи с данной необходимостью администрация, для своевременного информирования уполномоченного органа с использованием программного обеспечения для управления процессами и мероприятиями по защите информации, будет осуществлять подачу уведомления в Роскомнадзор (автозаполнение полей по указанным критериям).
Согласно п. 8 и п. 8.14 приказа ФСТЭК от 18 февраля 2013 года N 21 "Об утверждении состава и содержание организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных" необходимо проводить выявление инцидентов и реагирование на них, что обеспечивается Программным обеспечением для управления процессами и мероприятиями по защите информации
Программное обеспечение для управления процессами и мероприятиями по защите информации является инструментом, который позволит автоматизировать защиту информации в Администрации Ракитянского района, что позволит избежать множество бумажных версий документов, перейти в электронный формат разработки документов, что в дальнейшем избавит от ошибок и позволит своевременно исполнять законодательство.
Исключив данное программное обеспечение из объекта закупки, администрация будет вынуждена проводить отдельную закупку по поставке программного обеспечения, его интеграции и наполнению документацией в рамках услуг, которые предусмотрены закупкой 0126300033822000002, что в последствии приведёт к нецелевому расходованию бюджетных средств. Как сказано ранее, в соответствии с п. 4 п.п. д) положения о лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2012 г. No 79 данный вид работ проводится организациями - лицензиатами ФСТЭК России. Тем самым для интеграции и наполнения документацией программного обеспечения для управления процессами и мероприятиями по защите информации допускаются только лицензиаты ФСТЭК России, т.е. Исполнители, что и в рассматриваемой закупке. В свою очередь требования в необходимости программного обеспечения для управления процессами и мероприятиями по защите информации никаким образом не ограничивает участников, в реестре отечественного ПО представлены как минимум 4 продукта, которые выполняют заявленный функционал:
- DocShell (Запись в реестре N 5835 от 20.09.2019 );
- АльфаДок (Запись в реестре N 4174 от 11.12.2017);
- SAFE-DOC.com (Запись в реестре N 5152 от 26.02.2019);
- Кит-Журнал (Запись в реестре N 2147 от 08.11.2016).
Кроме того на участие в Электронном аукционе было подано 2 заявки, признанные соответствующими извещению об Электронном аукционе.
С учетом вышеизложенного, Комиссия не находит оснований для вывода об обоснованности довода жалобы.
2. В соответствии с частью 5 статьи 42 Закона о контрактной системе любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
Согласно информации, отображенной на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок, было подано три запроса на разъяснения положений извещения об Электронном аукционе. На все поступившие запросы Заказчиком размещены разъяснения.
С учетом вышеизложенного, Комиссия не находит оснований для вывода об обоснованности довода жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном главой 6 Закона о контрактной системе, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Заявитель, надлежаще уведомленный о времени и месте рассмотрения жалобы, на заседание Комиссии не явился, доводов, опровергающих выводы заказчика не представил.
Кроме того, на основании части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе в сфере закупок к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Из приведенных норм Закона о контрактной системе следует, что обязанность доказывания нарушения своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что положения документации об Электронном аукционе нарушили права и законные интересы ООО "ГАРАНТ-ЗАУРАЛЬЕ", привели к нарушению принципов проведения закупок товаров, а также ограничили количество участников закупки заявителем в материалы дела не представлено.
В соответствии с пунктом 3.33 "Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, Комиссия принимает решение на основании представленных документов и сведений.
Руководствуясь статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ГАРАНТ-ЗАУРАЛЬЕ" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 2 февраля 2022 г. N 031/06/105-27/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.02.2022