Инспекция Белгородского УФАС России, созданная в соответствии с приказом Белгородского УФАС России от 27.01.2022 N 35, при участии представителей: заказчика - ОГКУ "Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Белгородской области", уполномоченного органа - управления государственного заказа и лицензирования Белгородской области (с 01.01.2022 преобразовано в управление по регулированию контрактной системы в сфере закупок Белгородской области), в отсутствии представителя заявителя - ООО "ЭТЭО"" (о дате и месте проведения внеплановой проверки надлежаще уведомлено), проведя внеплановую проверку соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на поставку оборудования для ликвидации разливов нефти (закупка N 0126200000421006991) (далее - Электронный аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В Белгородское УФАС России посредством электронной почты поступила жалоба ООО "ЭТЭО" (вх.N 248э от 26.01.2022) на действия аукционной комиссии при проведении Электронного аукциона.
В жалобе заявитель полагает, что аукционная комиссия неправомерно отказала заявителю в допуске к участию в Электронном аукционе.
Из жалобы также следует, что документация об Электронном аукционе содержит ненадлежащую инструкцию по заполнению заявки на участие в Электронном аукционе, состоящую из двух частей, противоречащих друг другу, что вводит участника закупки в заблуждение.
Кроме того, заявитель в жалобе указал, что является производителем продукции, закупаемой заказчиком. При этом согласно технической документации (паспорт бона зимнего "АГИС 150/10 Зима") показатель "Общая высота бона над ледовым покровом" бона зимнего является конкретным значением и составляет 700 мм. При указанных обстоятельствах, требование заказчика к надледной высоте секций от 0,2 до 0,7 м, содержащееся в документации об Электронном аукционе, установлено некорректно.
Поданная жалоба не соответствует требованиям, установленным части 4 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
В силу части 4 статьи 105 Закона о контрактной системе при проведении электронных процедур жалоба может быть подана в контрольные органы в сфере закупок, предусмотренные частью 3 настоящей статьи, исключительно с использованием единой информационной системы путем формирования и размещения в этой системе следующей информации:
1) наименование контрольного органа в сфере закупок, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, в который подается жалоба на действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля;
2) наименование участника закупки в соответствии с информацией, включенной в единый реестр участников закупок;
3) идентификационный код закупки, за исключением случаев, при которых в соответствии с настоящим Федеральным законом указание такого кода не предусмотрено, а также случаев подачи жалобы на действия (бездействие) оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, совершенные при аккредитации участника закупки на электронной площадке, специализированной электронной площадке, при размещении на электронной площадке предварительного предложения. Указание нескольких идентификационных кодов закупки (за исключением кодов закупок, предусмотренных статьями 25 и 26 настоящего Федерального закона) не допускается;
4) наименование субъекта (субъектов) контроля, действия которого (которых) обжалуются;
5) указание на обжалуемые действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, доводы жалобы;
6) номер реестровой записи в реестре контрактов, заключенных заказчиками, или в реестре договоров, заключенных заказчиками, предусмотренных Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", - в отношении контракта или договора, предусмотренных частью 2.1 статьи 31 настоящего Федерального закона, стоимость и срок исполненных обязательств по которым соответствуют требованиям указанной части (в случае установления требований в соответствии с частью 2.1 статьи 31 настоящего Федерального закона) и информация об исполнении которых в соответствии с настоящим Федеральным законом размещена в единой информационной системе.
На основании подпункта "а" пункта 2 части 8 статьи 105 Закона о контрактной системе 27.01.2022 Белгородским УФАС России принято решение об отказе в принятии жалобы к рассмотрению по существу в связи с тем, что жалоба подана с нарушением требований настоящей статьи.
Инспекция, проведя в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе и Постановлением N1576 внеплановую проверку, приходит к следующим выводам.
На официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 21.12.2021 размещено извещение и документация о проведении Электронного аукциона.
Объект закупки - поставка оборудования для ликвидации разливов нефти.
Начальная (максимальная) цена контракта - 695 223,00 рублей.
На дату вынесения решения по результатам проведения внеплановой проверки контракт по результатам Электронного аукциона заключен.
1. Из протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N 0126200000421006991 от 18.01.2022 следует, что участнику закупки с идентификационным номером заявки 111293767 отказано в допуске к участию в Электронном аукционе со следующим обоснованием: Несоответствие информации, предусмотренной подпунктом "б" пункта 2 части 3 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" значениям, установленным документацией об аукционе, а именно: в заявке участника закупки в п. 2 "Бон заградительный зимний" в подп. "Надледная высота секций, м" указано:0,7 м, в то время как в документации электронного аукциона требовалось "Надледная высота секций, м": от 0,2 до 0,7 м; (п.2 ч.4 ст. 67 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Приложение N1 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе, Приложение N5 "Требования к содержанию и составу заявки, инструкция по ее заполнению" к документации об электронном аукционе").
Такие действия аукционной комиссии являются правомерными по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Из части 3 статьи 67 Закона о контрактной системе следует, что по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
В силу части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Комиссией установлено, что аналогичные требования содержаться в Приложении N5 "Требования к содержанию и составу заявки, инструкция по ее заполнению" к документации об Электронном аукционе.
Так, в Приложении 1 "Описание объекта закупки" (далее - Спецификация) по позиции 2 Бон заградительный зимний указано, что надледная высота секций должна быть от 0,2 до 0,7 метра.
Согласно инструкции по заполнению, содержащейся в строке Надледная высота секций позиции 2 Бон заградительный Спецификации, значение показателя указывается неизменно.
Вместе с тем, в заявке с идентификационным номером 111293767, указано, что надледная высота секций бона заградительного зимнего составляет 0,7 м, что не соответствует требованиям документации об Электронном аукционе.
При указанных обстоятельствах действия аукционной комиссии, выразившиеся в отказе в допуске ООО "ЭТЭО" к участию в Электронном аукционе, являются правомерными.
2. Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из смысла указанных выше норм следует, что заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, определяя такие характеристики закупаемого товара, которые будут иметь существенное значение для последующего использования закупаемого товара.
Анализ документов, размещенных в ЭИС, показал следующее.
В Спецификации, среди прочего содержатся следующие спорные характеристики требуемого к поставке товара.
По позиции 2 Бон заградительный зимний указано, что надледная высота секций должна быть от 0,2 до 0,7 м.
На заседании Инспекции представители заказчика и уполномоченного органа указали на обстоятельства, послужившие основанием для возникшей потребности заказчика в части надледной высоты секций. А именно: боны заградительные зимние предназначены для локализации растекания нефти и нефтепродуктов на водной поверхности в зимний период и ледяном покрове при толщине льда, достаточной для безопасного проведения работ при аварийных разливах.
Применение бона зимнего защитного для ликвидации розливов нефти целесообразно при толщине льда от 0,2 до 1,0 метра.
При этом минимальная толщина льда, на которой возможно безопасное нахождение людей на ледяной поверхности - 0,2 метра.
Принцип работы бонов заградительных зимних заключается в установке соединенных между собой секций в ледовый канал на пути растекания нефтяного пятна с целью локализации и последующего сбора нефтепродуктов.
Бон состоит из нескольких секций, каждый комплект которых снабжается с обоих концов соединительными стойками, обеспечивающими соединение (разъединение) секций между собой.
Из пояснений заказчика и уполномоченного органа следует, что собранное ограждение вертикально устанавливается в ледяной прорези на специальные кронштейны с регулировкой глубины установки бонов в зависимости от толщины льда. Показатель "Надледная высота секций" указывает на возможность регулировки высоты секций относительно поверхности льда. В соответствии с требованиями документации об электронном аукционе секции должны подниматься и опускаться на требуемую высоту от 0,2 до 0,7 м. Необходимость в такой регулировке высоты секций обусловлена различной толщиной льда, его характеристиками, наличием (отсутствием) снежного покрова, погодными условиями, степенью локализации нефтяного разлива и прочими соответствующими факторами. В этой связи необходимая глубина стоек, а также надледная высота секций бона определяется специалистом непосредственно при его установке. Таким образом, надледная высота секции зависит от толщины льда.
При указанных обстоятельствах конструкция секций бона должна позволять их подъем и опускание на заданную высоту, что и отражено в Спецификации.
При этом представителями уполномоченного органа представлены в материалы дела 3 заявки на участие в Электронном аукционе, из которых одна заявка содержит предложение о поставке по позиции 2 Спецификации оборудования полностью соответствующего требованиям документации об Электронном аукционе оборудования (производитель - ЛЕССОРБR, Россия).
Кроме того, представителями уполномоченного органа также представлены в материалы дела три коммерческих предложения, в том числе ООО "Композит", содержащих предложения о поставке оборудования, соответствующего требованиям документации об Электронном аукционе.
Из технических характеристик, содержащихся в представленной заказчиком копии паспорта бона заградительного зимнего модели БЗз-10/1500 производителя ООО "Композит", следует, что надледная высота секции - от 0,2 до 0,7 м.
Таким образом, характеристики требуемого к поставке товара соответствуют как минимум товару, производимому двумя различными производителями.
При указанных обстоятельствах Инспекция не может прийти к выводу о том, что требование, содержащееся в позиции 2 Спецификации к бону заградительному зимнему в части надледной высоты секций - от 0,2 до 0,7 м является некорректным.
3. В силу пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать среди прочего требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.
Согласно пункту 5 Инструкции по заполнению заявки (Приложение N 5 "Требования к содержанию и составу заявки, инструкция по ее заполнению") при подготовке заявки на участие в аукционе участник закупки должен руководствоваться описанием объекта закупки и инструкцией по заполнению заявки, содержащейся в иных положениях документации (при наличии). При описании характеристик товаров, работ, услуг не допускается использование словосочетаний типа "должен быть", "должен представлять", а также формулировок "не более", "не менее", "" и так далее при описании показателей характеристик, за исключением случаев, когда показатель не имеет конкретного значения в соответствии с нормативно-технической документацией или в инструкции по заполнению конкретных показателей, указанной в Приложении N1 к документации об аукционе "Описание объекта закупки" не указано иное.
В соответствии с инструкцией, приведенной в Спецификации, в отношении показателя "Надледная высота секций: от 0,2 до 0,7 м" значение показателя указывается неизменно.
Таким образом, инструкция, содержащаяся в Спецификации и Приложении N 5 "Требования к содержанию и составу заявки, инструкция по ее заполнению" согласуются друг с другом.
В соответствии с частью 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном главой 6 Закона о контрактной системе, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Кроме того, на основании части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе в сфере закупок к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Из приведенных норм Закона о контрактной системе следует, что обязанность доказывания нарушения своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы.
В соответствии с пунктом 3.33 "Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия принимает решение на основании представленных документов и сведений.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Постановлением N1576 Инспекция Белгородского УФАС России
РЕШИЛА:
Информация, о нарушении законодательства о контрактной системе, содержащаяся в обращении ООО "ЭТЭО", не нашла своего подтверждения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 8 февраля 2022 г. (ключевые темы: документация об электронном аукционе - участники закупок - контрактная система в сфере закупок - спецификация - товарный знак)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.02.2022