Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступила жалоба (вх. 1055) 27.01.2022 года ООО "Медикана Фарм" на действия Государственного казенного учреждения Управление материально-технического обеспечения Министерства здравоохранения Республики Башкортостан при определении поставщика путем проведения электронного аукциона
N 0801200000222000040 "Реагенты диагностические для проведения пренатальной диагностики для анализатора Cobas 6000".
По мнению Заявителя, Заказчиком нарушен Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно закупочная документация составлена с нарушением действующего Законодательства Российской Федерации.
Информация о поступлении жалобы в соответствии с ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе размещена в единой информационной системе.
В соответствии с выданным Башкортостанским УФАС России уведомлением о приостановлении процедуры определения поставщика до рассмотрения жалобы по существу и запросом необходимой информации, Заказчиком была представлена информация по электронному аукциону N 0801200000222000040.
Комиссия Башкортостанского УФАС России (далее - Комиссия) изучив и рассмотрев представленные материалы дела, установила следующее.
Заявитель в жалобе указывает, что Заказчиком не подтверждается наличие анализатора Cobas 6000, для которого закупаются диагностические реагенты в соответствии с техническим заданием по закупке N 0801200000222000040.
Согласно требованиям технического задания Заказчик закупает следующие товары:
Наименование закупки: Реагенты диагностические для проведения пренатальной диагностики для анализатора Cobas 6000
ОКДП2: 21.20.23.110 Реагенты диагностические
N п/п |
Наименование товара |
Основные требования, технические и функциональные характеристики |
Единица измерения показателя |
Требуемое значение показателя (диапазон) |
Обоснование включения показателя в описание объекта закупки |
Ед. измерения |
Кол-во |
1 |
Раствор промывочный |
1.1 Концентрированный промывающий или очищающий раствор, предназначенный для использования как расходный материал на борту автоматических или полуавтоматических приборов, который используются в процессе подготовки, окрашивания и/или анализа клинических лабораторных образцов. |
|
наличие |
|
уп |
29 |
|
|
1.2.Назначение: системный раствор для промывки измерительной ячейки автоматических иммунохимических анализаторов. |
|
Для анализатора Cobas с 311 и платформ модульных cobas 6000, cobas 8000 |
|
|
|
|
|
1.3.Объем реагента: |
Кубический сантиметр; миллилитр |
2000 5000 |
|
|
|
|
|
1.4.Состав: |
|
|
Необходимость, связанная с методикой выполнения теста.
|
|
|
|
|
1.4.1.КОН |
ммоль/л |
не менее 176 |
|
||
|
|
1.4.2.детергент |
% |
1,0 |
|
||
|
|
1.4.3 консервант |
|
наличие |
|
||
|
|
1.4.4.Стабильность на борту анализатора |
дней |
не менее 5 |
Длительное использование повышает экономическую эффективность работы лаборатории. |
|
|
|
|
1.5.Фасовка |
флакон |
не менее 2 |
Необходимость, связанная с методикой выполнения теста. |
|
|
|
|
1.6.Объем флакона |
л |
не менее 2 |
|
||
2 |
Буфер для предварительной промывки М |
Концентрированный промывающий или очищающий раствор, предназначенный для использования как расходный материал на борту автоматических или полуавтоматических приборов, который используются в процессе подготовки, окрашивания и/или анализа клинических лабораторных образцов. |
|
наличие |
|
уп |
13 |
2.1. Назначение: раствор для предварительной промывки и удаления потенциально интерферирующих веществ на автоматических иммунохимических анализаторах. |
|
Для анализатора Cobas с 311 и платформ модульных cobas 6000, cobas 8000 |
|
||||
|
2.2.Объем реагента: |
Кубический сантиметр;^миллилитр |
2000 5000 |
|
|||
|
2.3.Состав: |
|
|
Необходимость, связанная с методикой выполнения теста.
|
|||
|
2.3.1.Фосфатный буфер |
ммоль/л |
не менее 10 |
||||
|
2.3.2. Хлорид натрия |
ммоль/л |
не менее 20 |
||||
|
2.3.3. Детергент |
% |
0,1 |
||||
|
2.3.4. Консервант |
|
наличие |
||||
|
2.4. Кислотность |
pH |
7 |
||||
|
2.5.Стабильность реагента на борту анализатора |
недель |
не менее 4 |
Длительное использование повышает экономическую эффективность работы лаборатории. |
|||
|
2.6.Фасовка |
флакон |
не менее 5 |
Необходимость, связанная с методикой выполнения теста. |
|||
|
2.7.Объем флакона |
мл |
не менее 600 |
Необходимость, связанная с методикой выполнения теста. |
|||
3 |
Раствор для проведения фоновой пробы |
3.1. Назначение: раствор для калибровки автоматических иммунохимических анализаторов при проведении профилактического обслуживания. |
|
|
|
уп |
1 |
3.2 Состав, реагент 1 |
|
|
Необходимость, связанная с методикой выполнения теста.
|
||||
3.2.1 Фосфатный буфер |
ммоль/л |
300 |
|||||
3.2.2 Трипропиламин |
ммоль/л |
180 |
|||||
3.2.3 Детергент |
% |
0,1 |
|||||
3.2.4 Консервант |
|
наличие |
|||||
3.2.5 Кислотность |
pH |
6,8 |
|||||
3.3 Состав, реагент 2: |
|
наличие |
Необходимость, связанная с методикой выполнения теста. |
||||
3.3.1 Фосфатный буфер |
ммоль/л |
300 |
|
||||
3.3.2 Трис (2,2'-бипиридил) рутений (II)- комплекс |
нмоль/л |
10 |
|
||||
3.3.4 Консервант |
|
наличие |
|
||||
3.3.5 Кислотность |
pH |
6,8 |
|
||||
3.4 Фасовка |
флакон |
не менее 2 |
|
||||
3.5 Объем флакона |
мл |
не менее 50 |
|
||||
3.6 Совместимость с оборудованием Cobas, имеющимся у Заказчика |
|
наличие |
|
Заявитель в жалобе приводит довод, согласно которому у Заказчика отсутствует подтверждение наличия анализатора Cobas 6000. Однако, представителем Заказчика в адрес УФАС по РБ представлен договор безвозмездного пользования оборудования N 0433/KL/21 от 19.10.2021, согласно которому оборудованием, передаваемым Пользователю по Договору, является в том числе иммунохимический модуль Cobas 000 e 601 module. Так же представителем Заказчика представлены: акт ввода оборудования в эксплуатацию, подписанный представителем ООО "Рош Диагностика Рус" (являющегося официальным импортером продукции "Roche" в России и лицензиатом компании Ф. Хоффман-Ля Рош Лтд.), протокол обучения персонала, подтверждающий факт обучения работе с прибором Cobas 6000 (Core Unit, e 601). Также в составе материалов дела присутствует инвентарная карточка учета нефинансовых активов N 3 от 28.01.2022 г., подтверждающая наличие анализатора Cobas 6000 (Core Unit, e 601).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Основной задачей Закона о контрактной системе, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения закупок, сколько выявление в результате аукциона участника, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения закупок.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о контрактной системе участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Таким образом, участником данной закупки может являться любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, готовые поставить товар, отвечающий требованиям документации об электронном аукционе и удовлетворяющий потребностям Заказчика вне зависимости от того, является ли такой участник производителем товара, являющегося объектом данной закупки.
Товар может быть предложен Заказчику различными поставщиками товара, круг которых не ограничен искусственным образом.
Указание Заказчиком определенных требований к товару обусловлено потребностями Заказчика и не свидетельствует о том, что включение рассматриваемых требований в аукционную документацию влечет ограничение количества участников закупки, так как товар соответствующего качества и свойств может быть предложен несколькими поставщиками.
Заявитель имеет равные возможности с другими хозяйствующими субъектами участвовать в закупке, целью которой является обеспечение нужд Заказчика, и предложить необходимый товар на условиях, предусмотренных аукционной документацией.
Поскольку основной целью Закона о контрактной системе является удовлетворение потребностей Заказчика, а не интересов хозяйствующих субъектов, то указанные в техническом задании параметры товара, и отсутствие такого товара у отдельных производителей либо иных хозяйствующих субъектов не является ограничением количества участников аукциона.
Включение в аукционную документацию требований, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, предлагаемые товары которых не отвечают таким требованиям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в аукционе. Спорные требования являются одинаковыми для всех участников аукциона, не создают преимущества кому-либо из них и не могут ограничивать доступ к участию в торгах.
Кроме того, возможное сужение круга участников закупки, по мнению Заявителя, само по себе не может расцениваться как нарушение Закона о контрактной системе. Принцип запрета необоснованного ограничения круга участников закупки, Заказчиком не нарушен.
Аукционная документация разработана в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе в сфере закупок, исходя из потребностей Заказчика. Установленные ст.33 Закона о контрактной системе требования Заказчиком соблюдены. Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности Заказчика относительно требований к поставляемому товару.
По общему правилу указание заказчиком в документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Заказчик при описании объекта закупки в документации о закупке должен использовать, если это возможно, стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии (пункт 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе)
Из буквального толкования названных положений следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны, таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
Представитель Заказчика представил документы, подтверждающие наличие анализатора Cobas 6000, соответственно техническое задание о закупке реагентов для подобного анализатора составлено в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, в частности с п. 1 ч. 1 ст. 33, которая допускает проведение закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком.
Согласно Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (ред. от 17.03.2016) "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Зарегистрировано в Минюсте России 27.02.2015 N 36262, к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Заявитель не представил достаточных доказательств, что документация об аукциона составлена с нарушением норм действующего Законодательства Российской Федерации.
Довод Заявителя жалобы признается необоснованным.
Комиссия отдела контроля закупок Башкортостанского УФАС в ходе рассмотрения жалобы ООО "Медикана Фарм" пришла к выводу о наличии признаков возможного нарушения положений Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", поскольку Заказчиком представлен договор передачи анализатора Cobas 6000 в безвозмездное пользование от коммерческой организации ООО "Рош Диагностика Рус". Данный факт может свидетельствовать о нарушении положений Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Комиссия отдела контроля закупок Башкортостанского УФАС приняла решение о передаче материалов дела по жалобе ООО "Медикана Фарм" на рассмотрение в соответствующее подразделение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан для принятия мер антимонопольного реагирования.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Медикана Фарм" необоснованной.
2. Передать материалы дела по жалобе ООО "Медикана Фарм" на рассмотрение в соответствующее подразделение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан для принятия мер антимонопольного реагирования
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 2 февраля 2022 г. N ТО002/06/105-118/2022 (ключевые темы: участники закупок - антимонопольный орган - техническое задание - расходный материал - аукционная документация)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.02.2022