Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
с участием в заседании представителей по доверенностям:
от Заказчика -
от Уполномоченного органа -
в отсутствие представителя Заказчика, извещенного о времени и месте заседания Комиссии надлежащим образом,
Заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 969, от 27.01.2022) на действия заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по осуществлению охранных функций в помещениях филиалов ГБУ ЛО "МФЦ".
Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещено 29.12.2021 г. на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 44 227 663, 20 руб.
Как следует из жалобы, Заявитель оспаривает положения конкурсной документации.
Представитель Заказчика возражал против доводов Заявителя, просил признать жалобу необоснованной.
На момент рассмотрения жалобы контракт Заказчиком не заключен.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования (часть 1 статьи 54.1 Закона о контрактной системе).
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Пунктом 2 той же части установлено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать:
1) наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги;
2) информацию о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
3) порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
4) предусмотренные статьей 54.4 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме;
5) информацию о возможности заказчика изменить условия контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом;
6) информацию о возможности заказчика заключить контракты, указанные в части 10 статьи 34 настоящего Федерального закона, с несколькими участниками закупки на выполнение составляющих объект закупки двух и более поисковых научно-исследовательских работ в отношении одного предмета и с одними и теми же условиями контракта, указанными в конкурсной документации, с указанием количества указанных контрактов. В этом случае в качестве начальной (максимальной) цены контракта указывается начальная (максимальная) цена одного контракта. При этом начальная (максимальная) цена всех контрактов на выполнение поисковых научно-исследовательских работ является одинаковой и их общая начальная (максимальная) цена равняется сумме начальных (максимальных) цен всех таких контрактов;
7) порядок предоставления участникам закупки разъяснений положений конкурсной документации, даты начала и окончания срока такого предоставления;
8) критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом;
9) размер и условия обеспечения исполнения контракта, а также каждого контракта в случаях, предусмотренных пунктом 6 настоящей части, исходя из общей начальной (максимальной) цены пропорционально количеству указанных контрактов с учетом требований части 6 статьи 96 настоящего Федерального закона;
10) информацию о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта, срок, в течение которого победитель открытого конкурса в электронной форме или иной его участник, с которым заключается контракт в соответствии с настоящим Федеральным законом, должен подписать контракт, условия признания победителя открытого конкурса в электронной форме или данного участника уклонившимися от заключения контракта;
11) информацию о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 25 статьи 95 настоящего Федерального закона.
В доводах жалобы Заявитель указывает, что Заказчиком установлен некорректный порядок оценки заявок участников открытого конкурса в электронной форме.
Пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 3 Правил "Оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Согласно пункту 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
В соответствии с пунктом 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 27.1 и 27.4 настоящих Правил):
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Комиссия установила, что Заказчиком в конкурсной документации установлен следующий порядок оценки заявок участников открытого конкурса в электронной форме по нестоимостному критерию оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации":
"Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема".
При оценке по данному показателю анализируется информация об опыте участника по успешному оказанию услуг.
Количество баллов заявки участника определяется согласно информации, представленной в заявках участников, с присвоением количества баллов, в соответствии со шкалой оценки по показателю "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" в Таблице N5.
Таблица N5
Опыт участника по успешному оказанию услуг |
Представлены сведения: 1) об общем количестве исполненных договоров (контрактов) в количестве более 7 штук на общую сумму более 55 миллионов рублей и представлены подтверждающие документы; 2) |
100 |
Представлены сведения: 1) об общем количестве исполненных договоров (контрактов) в количестве более 6 штук на общую сумму более 47 миллионов рублей и представлены подтверждающие документы; 2) |
84 |
|
Представлены сведения: 1) об общем количестве исполненных договоров (контрактов) в количестве более 5 штук на общую сумму более 39 миллионов рублей и представлены подтверждающие документы; 2) |
70 |
|
Представлены сведения: 1) об общем количестве исполненных договоров (контрактов) в количестве более 4 штук на общую сумму более 31 миллионов рублей и представлены подтверждающие документы; 2) |
56 |
|
Представлены сведения: 1) об общем количестве исполненных договоров (контрактов) в количестве более 3 штук на общую сумму более 23 миллионов рублей и представлены подтверждающие документы; 2) |
42 |
|
Представлены сведения: 1) об общем количестве исполненных договоров (контрактов) в количестве более 2 штук на общую сумму более 15 миллионов рублей и представлены подтверждающие документы; 2) |
28 |
|
Представлены сведения: 1) об общем количестве исполненных договоров (контрактов) в количестве более 1 штуки на общую сумму более 7 миллионов рублей и представлены подтверждающие документы; 2) |
14 |
|
Отсутствие сведений об опыте участника по успешному оказанию услуг или несоответствие предоставленных документов заданным условиям. |
0 |
1) Сведениями является представленная информация об общем количестве и общей сумме исполненных договоров (контрактов) на оказание охранных услуг, заключенных с государственными/муниципальными Заказчиками в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", обязательства по которым, в соответствии с их условиями, полностью исполнены участником закупки по данным ЕИС.
2) В подтверждение предоставляются электронные образы или электронные документы: контракты (договора) на оказание охранных услуг, успешно исполненных Участником закупки, включая все листы, приложения и изменения (дополнения) к ним, акт (-ы) выполненных работ, содержащий (содержащие) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учёте" и подтверждающий (подтверждающие) стоимость исполненного контракта (договора). Контракты (договоры) должны быть исполнены в срок с 01.01.2017 г. по дату окончания срока подачи заявок в настоящем конкурсе. В случае отсутствия в составе заявки и (или) несоответствия требованиям документации контракта (договора), и/или акта (актов) выполненных работ такой контракт (договор) не учитывается при оценке заявки по данному показателю критерия. В случае несоответствия сумм, указанных в исполненных контрактах/договорах и актах выполненных работ к таким контрактам/договорам, комиссия не будет учитывать такой контракт (договор) при оценке баллов по настоящему показателю критерия оценки. В случае если сумма выполненных работ, рассчитанная по актам выполненных работ, не совпадает с ценой представленного контракта (договора), и при этом отсутствует дополнительное соглашение об изменении цены контракта (договора), выполненные работы по такому контракту (договору) при оценке не учитываются. Если участником вообще не представлены документы, подлежащие представлению участниками закупки в составе заявки для оценки конкурсной комиссией по показателю - такой заявке по данному показателю присваивается 0 баллов. При этом отсутствие этих документов не является основанием для признания заявки на участие в конкурсе не соответствующей требованиям конкурсной документации.
Оценке не подлежат контракты, не удовлетворяющие требованиям данного раздела документации. Оценке не подлежат контракты (договоры), работы по которым продолжаются и/или не выполнены (являются незавершенными).
Сведения о об общем количестве и общей сумме исполненных договоров (контрактов) по могут быть оформлены в виде таблицы, содержащей все сведения в соответствии с настоящим абзацем конкурсной документации по рекомендованной форме документации электронного конкурса "Образцы форм" (Приложение N2 к Информационной карте).
6. В случае включения в состав заявки документов, содержащих персональные данные физических лиц, к заявке обязательно прилагается электронный образ согласия каждого лица на обработку персональных данных, в виде отдельного документа с подписью специалиста, дающего право Заказчику на обработку его персональных данных, оформленный в соответствии с требованиями Федерального закона N 152-ФЗ от 27.07.2006 "О персональных данных".
Контракты (договора) должны быть исполнены в полном объеме в соответствии с условиями, установленными в контрактах (договорах) на дату окончания подачи заявок по данной закупке, при этом стоимость каждого такого контракта (договора) должна составлять не менее четырех миллионов рублей.
В случае если исполненный контракт/договор со всеми приложениями (при наличии) заключен и подписан сторонами в письменной форме на бумажном носителе и/или в случае, если акт (-ы) выполненных работ, содержащий (содержащие) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете" и подтверждающий (подтверждающие) стоимость исполненного контракта (договора) составлены и подписаны сторонами в письменной форме на бумажном носителе, предоставляется электронный образ документа. В случае если исполненный контракт/договор со всеми приложениями (при наличии) и/или акт (-ы) выполненных работ, содержащий (содержащие) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете" и подтверждающий (подтверждающие) стоимость исполненного контракта (договора), составлены и подписаны сторонами в форме электронного документа, подписанного усиленными электронными подписями сторон, предоставляется электронный документ.
7. Баллы начисляются в случае, если заявка содержит все предусмотренные по критерию (показателю) подтверждающие документы, если их предоставление является обязательным, согласно пунктам 5 и 6 настоящего раздела документации. Все предоставляемые в рамках критерия "квалификация участника закупки" подтверждающие документы должны предоставляться в виде электронных образов полных документов, с полностью читаемым текстом, со всеми приложениями (в случае наличия) и дополнениями (в случае наличия), если иное не указано в описании требований к подтверждающим документам по соответствующему оцениваемому параметру.
В случае не предоставления какого-либо из перечисленных документов в отношении каждого из показателей, комиссия не засчитывает наличие баллов по данному показателю.
8. Отсутствие документов, подтверждающих квалификацию участника, не является основанием для отклонения заявки участника. Для оценки представленных документов необходима возможность соотношения информации, содержащейся в документах, приложенных к заявке. В связи с этим, в интересах участников, заказчик рекомендует присваивать файлам таких документов имена, позволяющие членам единой комиссии определить, ориентировочное содержание такого файла (например, "договор_номер_дата_", "договор_номер_дата_продолжительность_деятельности_2018_г.", "охранникр_ФИО") или сведения о том, к какому показателю критерия оценки "квалификация участника закупки" относится указанный файл.
9. Заказчик оставляет за собой право проверить достоверность сведений по предоставленным участником данным. Недостоверной информацией признаются противоречивые сведения (сведения, не соответствующие друг другу, сведения, не соответствующие действительности). При выявлении фактов предоставления недостоверной информации Единая комиссия Заказчика будет осуществлять действия, предусмотренные соответствующим законодательством Российской Федерации. Предоставленные участником закупки иные документы и сведения, предоставление которых порядком оценки заявок не установлено, оценке не подлежат.
Обращаем внимание участников конкурса: при наличии недостоверной информации в составе конкурсной заявки заказчик обязан расторгнуть контракт (если такая заявка выиграет в конкурсе) с победителем конкурса и направить информацию о таком участнике в реестр недобросовестных поставщиков, см. п. 15, 16 ст. 95 ФЗ N 44-ФЗ".
Согласно пунктам 10 и 11 Правил оценки заявок в документации о закупке в отношении не стоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание не стоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по не стоимостным критериям оценки. Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев.
Заказчиком в конкурсной документации в рамках спорного показателя предусмотрена зависимость между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями. При этом, зависимость имеет пропорциональную градацию.
Указанный порядок оценки определяет лучшее предложение из представленных Участниками. Кроме того, отсутствие документов, подтверждающих квалификацию участника, не является основанием для отклонения заявки участника.
Таким образом, установленное минимальное значение цены к принимаемому к оценке заявок контракту не противоречит требованиям Правил.
На основании изложенного, а также учитывая тот факт, что Заявитель явку представителей на заседание Комиссии не обеспечил, материалов и сведений в обоснование довода в составе жалобы не предоставил, Комиссия приходит к выводу, что доводы жалобы Заявителя не нашли своего подтверждения.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу АНО "ДОЗОР" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 4 февраля 2022 г. N 047/06/54.3-261/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.02.2022