Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
с участием в заседании представителей по доверенностям:
от Специализированной организации -
в отсутствие представителей Заявителя, Заказчика, извещенных о времени и месте заседания Комиссии надлежащим образом,
Заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 994, от 27.01.2022) на действия заказчика при проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме на поставку круп и прочих товаров для нужд муниципальных образовательных учреждений Кировского муниципального района Ленинградской области на 2022 год.
Извещение о проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме размещено 08.12.2021 г. на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 6 703 217, 98 руб.
Как следует из жалобы, Заявитель оспаривает положения конкурсной документации.
Представитель Специализированной организации возражал против доводов Заявителя, просил признать жалобу необоснованной.
На момент рассмотрения жалобы контракт Заказчиком не заключен.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Указанные в жалобе доводы не находят своего подтверждения, поскольку подача жалобы Заявителем была произведена 27.01.2022 г., тогда как 27.01.2022 г. в 21:35 Заказчиком внесены изменения в извещение N 0145300005421000293 об осуществлении закупки до даты рассмотрения жалобы Заявителя.
В ходе внеплановой проверки Комиссией установлено, что Заказчиком установлен следующий порядок оценки:
"Для оценки заявок участников конкурса Заказчик в конкурсной документации устанавливает следующие критерии:
1) стоимостной критерий оценки: Цена контракта;
2) нестоимостной критерий оценки: Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки.
Таблица 1
Критерий оценки |
Значимость критерия оценки |
Цена контракта |
70% |
Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки |
30% |
Оценка заявок участников конкурса по стоимостному критерию
Коэффициент значимости критерия: 0,7.
Максимальное количество баллов по критерию оценки - 100.
Количество баллов, присуждаемых по критерию оценки "Цена контракта" (ЦБi), определяется по формуле:
а) в случае если Цmin> 0,
, где:
ЦБi - количество балов по критерию оценки "цена контракта", присуждаемых i-й заявке;
Цmin - минимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки, руб.;
Цi - предложение участника закупки, заявка которого оценивается, руб.;
б) в случае если Цmin< 0,
, где:
ЦБi- количество балов по критерию оценки "цена контракта", присуждаемых i-й заявке;
Цmаx - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки, руб.;
Цi - предложение участника закупки, заявка которого оценивается, руб.
Рейтинг заявки по критерию оценки "Цена контракта" представляет собой оценку в баллах, получаемую участником конкурса по результатам оценки по критерию оценки с учетом коэффициента значимости критерия оценки 0,7.
Для получения оценки (значения в баллах) по отдельному показателю для каждой заявки вычисляется среднее арифметическое оценок в баллах, присвоенных всеми членами конкурсной комиссии по соответствующему показателю.
Победителем признается участник конкурса, заявке (предложению) которого присвоен самый высокий итоговый рейтинг. Заявке (предложению) такого участника конкурса присваивается первый порядковый номер. При равенстве оценок по всем критериям предпочтение отдается заявке, которая поступила ранее.
Определение победителя:
= + %, где:
- итоговая оценка текущей заявки
- количество баллов по стоимостному критерию, присуждаемых i-й заявке
- количество баллов по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", присуждаемых i-й заявке.
Оценка заявок участников конкурса по нестоимостным критериям.
Порядок оценки заявок по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
Коэффициент значимости критерия: 0,3.
Порядок оценки заявок по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки". В рамках критерия оценки оценка осуществляется по показателю "Качество товаров (качество работ, качество услуг)", выраженное в предложении о качественных характеристиках объекта закупки. Максимальное количество баллов по критерию оценки - 100.
Оценка заявок по нестоимостному критерию осуществляется на основании сведений, предоставленных в предложениях участников закупки.
Оценка по критерию производится по следующей шкале:
Таблица 2
N п/п |
Наименование показателя |
Значимость показателя / коэффициент значимости |
Значение показателя |
Шкала оценки в баллах |
Количество баллов с учетом коэффициента значимости показателя |
1 |
Качество товаров (качество работ, качество услуг), выраженное в предложении о качественных характеристиках объекта закупки |
100 % / 1,00 |
Отсутствие предложения о качественных характеристиках объекта закупки |
0 |
0 |
Наличие предложения о качественных характеристиках объекта закупки, в котором приведено описание характеристик по этапам поставки |
Начисляется 10 баллов за каждую описанную характеристику |
10 |
|||
Наличие предложения о качественных характеристиках объекта закупки по всем этапам поставки продуктов питания, при этом описаны все установленные характеристики |
100 |
100 |
Для получения оценки (значения в баллах) по показателю для каждой заявки вычисляется среднее арифметическое оценок в баллах, присвоенных всеми членами конкурсной комиссии по показателю.
Для получения итогового рейтинга по заявке рейтинг (), присуждаемый этой заявке по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", умножается на соответствующую указанному критерию значимость.
В рамках показателя "Качество товаров (качество работ, качество услуг)" оценивается наличие или отсутствие, а также соответствие описания участника конкурса порядка поставки круп и прочих товаров для нужд муниципальных образовательных учреждений Кировского муниципального района Ленинградской области на 2022 год, качественных характеристик (предложения о качестве товаров (качестве работ, качестве услуг)), требованиям, изложенным в конкурсной документации со всеми приложениями, являющимися неотъемлемой частью конкурсной документации, а именно наличие в заявке участника конкурса описания по каждой характеристике, влияющей на качество товаров (качество работ, качество услуг),предложения о качестве товаров (качестве работ, качестве услуг),в отношении, в том числе, организационно-технических мероприятий - комплекса мер и технологических решений, применяемых при поставке товаров, определяющих порядок исполнения требований технического задания.
Оценка заявки участника конкурса по показателю "Качество товаров (качество работ, качество услуг)" осуществляется согласно представленному участником конкурса предложению о качественных характеристиках объекта закупки в отношении описания оцениваемых характеристик по этапам поставки товаров, (приведены ниже по тексту настоящего пункта под сноской *) по рекомендуемой форме "Предложение о качественных характеристиках объекта закупки". Предложение участника конкурса о качественных характеристиках объекта закупки разрабатывается участником конкурса в том числе на основании технического задания, проекта контракта.
* Под описанием характеристики материально-технической базы на этапе хранения продуктов питания понимается предоставление участником сведений о складском (-их) помещении (-ях), предназначенного (-ых) для хранения продуктов питания с описанием обеспечиваемых условий хранения продуктов питания. Под описанием характеристики организационно-технических мероприятий на этапе перевозки продуктов питания до места назначения понимается предоставление участником сведений о комплексе мер и технологических решений, применяемых при перевозке продуктов питания до пункта назначения. Под описанием характеристики организационно-технических мероприятий на этапе передачи/приёмки продуктов питания понимается предоставление участником сведений о комплексе мер и технологических решений, применяемых при передаче и приемке продуктов питания. Под описанием характеристики используемого оборудования на этапе хранения продуктов питания понимается предоставление участником сведений об оборудовании, используемом при хранении продуктов питания, с указанием технических характеристик такого оборудования. Под описанием характеристики, используемых на этапе перевозки продуктов питания до места назначения транспортных средств понимается предоставление участником сведений о применяемых при транспортировке продуктов питания транспортных средствах, с указанием технических характеристик таких транспортных средств. Под описанием характеристики используемого оборудования, машин, чистящих (и других) средств на этапе уборки и санитарной обработки транспортных средств понимается предоставление участником сведений о специализированном оборудовании, машинах, чистящих (и других) средствах, применяемых при санитарной обработке транспортных средств, используемых при оказании услуг. Под описанием характеристики привлекаемых на этапе хранения продуктов питания трудовых ресурсов понимается предоставление участником сведений о реальной рабочей силе, задействованной при оказании услуг, обладающей необходимыми навыками, а также сертификатами, лицензиями, образованием и иными документами, наличие которых может требоваться исходя из оказываемых услуг. Под характеристикой привлекаемых трудовых ресурсов на этапе перевозки продуктов питания до места назначения понимается предоставление участником сведений о реальной рабочей силе, задействованной при оказании услуг, обладающей необходимыми навыками, а также сертификатами, лицензиями, образованием и иными документами, наличие которых может требоваться исходя из оказываемых услуг. Под характеристикой привлекаемых на этапе передачи/приёмки продуктов питания трудовых ресурсов понимается предоставление участником сведений о реальной рабочей силе, задействованной при оказании услуг, обладающей необходимыми навыками, а также сертификатами, лицензиями, образованием и иными документами, наличие которых может требоваться исходя из оказываемых услуг. Под характеристикой контроля качества продуктов питания (бракеража) на этапе хранения продуктов питания понимается предоставление участником сведений о действиях (комплексе мер), направленных на оценку органолептических свойств (запаха, цвета, вкуса, внешнего вида, консистенции и др.) продуктов питания с последующей утилизацией непрошедших бракеражную проверку продуктов питания.
Форма "Предложение о качественных характеристиках объекта закупки"
Участник закупки предлагает поставить товары, являющиеся объектом закупки, на следующих условиях.
Графа 1 |
Графа 2 |
Графа 3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Порядок заполнения формы "Предложение о качественных характеристиках объекта закупки": участник в графе 1 указывает номер этапа поставки. В графе 2 формы указывается наименование этапа поставки. В графе 3 участник предоставляет наименования характеристик, влияющих на качество товаров (качество работ, качество услуг) и приводит описание оцениваемых характеристик по соответствующему этапу поставки.
В случае, если участником конкурса в "Предложении о качественных характеристиках объекта закупки" указывается, что товары будут поставляться в соответствии со всеми требованиями, указанными в техническом задании, и/или в соответствии с нормативными документами, и участником конкурса не предлагается описание качества товаров (качества работ, качества услуг) в отношении оцениваемых характеристик, и/или участником конкурса в "Предложении о качественных характеристиках объекта закупки" указывается, что описание качества товаров (качества работ, качества услуг) в отношении оцениваемых характеристик будет соответствовать требованиям, указанными в техническом задании, и/или нормативным документам без представленного Участником описания о качественных характеристиках объекта закупки, то соответствующее описание признается не представленным участником конкурса.
Описание каждой оцениваемой характеристики по этапам поставки товаров, предлагаемое участником конкурса в составе заявки, должно содержать наименование соответствующей характеристики, не должно противоречить конкурсной документации со всеми приложениями, являющимися неотъемлемой частью конкурсной документации, а должно быть раскрыто на основании остальных оцениваемых характеристик в части их взаимодополняемости и невозможности противоречия друг другу.
При формировании "Предложения о качественных характеристиках объекта закупки" для каждой оцениваемой характеристики по этапам поставки участник закупки должен не повторить требования конкурсной документации со всеми приложениями, являющимися неотъемлемой частью конкурсной документации, и/или положения нормативной документации, а представить описание о качественных характеристиках объекта закупки с учетом соответствующих требований/положений и имеющихся у участника закупки конкурентных качеств".
Комиссия установила, что указанный порядок рассмотрения и оценки заявок участников закупки не позволяет выявить лучшее предложение условий исполнения контракта, поскольку указанная шкала является неправомерной ввиду отсутствия указания об объеме описываемых характеристик по этапам выполнения работ и количеству присуждаемых баллов за такое описание ("Начисляется 10 баллов за каждую описанную характеристику").
Вместе с тем Комиссия обращает внимание, что в соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе (в редакции от 01.01.2022) порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки устанавливается постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2604), в связи с чем при внесении изменений в извещение о проведении закупки Заказчику необходимо учитывать Постановление N 2604.
В связи с тем, что внесение изменений в извещение Заказчиком осуществлено 27.01.2022 г., то есть после вступления в силу Закона о контрактной системе в редакции от 01.01.2022 г., то при изменении извещения Заказчику необходимо руководствоваться Постановлением N 2604.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что в действиях Заказчика усматриваются признаки нарушения пункта 4 части 2 статьи 42, части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "МИРНЫЙ-55" необоснованной;
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 4 части 2 статьи 42, части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе;
3. Выдать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений путем отмены протоколов, составленных в ходе осуществления закупки, внесения изменений в извещение об осуществлении закупки;
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 3 февраля 2022 г. N 047/06/56.1-265/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.02.2022