Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
с участием в заседании представителей по доверенностям:
от Уполномоченного органа - Администрация муниципального образования Гатчинский муниципальный район Ленинградской области:
в отсутствие представителей Заказчика - Муниципальное казенное учреждение "Управление строительства Гатчинского муниципального района Ленинградской области" и Заявителя - ООО "МИРНЫЙ-55", извещенного о времени и месте заседания Комиссии надлежащим образом,
Заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 1018 от 31.01.2022) на действия субъекта контроля при проведении открытого конкурса в электронной форме на разработку проектно-сметной документации, в том числе изыскательские работы по объекту "Реконструкция административного здания, расположенного по адресу: Ленинградская область, г. Гатчина, проспект 25 Октября, д.16, литер Б".
Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещено 31.12.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 10 800 000,00 руб.
Как следует из жалобы, Заявитель оспаривает положения конкурсной документации.
Представитель Уполномоченного органа возражал против доводов Заявителя, просил признать жалобу необоснованной.
На момент рассмотрения жалобы контракт Заказчиком не заключен.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования (часть 1 статьи 54.1 Закона о контрактной системе).
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Пунктом 2 той же части установлено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать:
1) наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги;
2) информацию о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
3) порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
4) предусмотренные статьей 54.4 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме;
5) информацию о возможности заказчика изменить условия контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом;
6) информацию о возможности заказчика заключить контракты, указанные в части 10 статьи 34 настоящего Федерального закона, с несколькими участниками закупки на выполнение составляющих объект закупки двух и более поисковых научно-исследовательских работ в отношении одного предмета и с одними и теми же условиями контракта, указанными в конкурсной документации, с указанием количества указанных контрактов. В этом случае в качестве начальной (максимальной) цены контракта указывается начальная (максимальная) цена одного контракта. При этом начальная (максимальная) цена всех контрактов на выполнение поисковых научно-исследовательских работ является одинаковой и их общая начальная (максимальная) цена равняется сумме начальных (максимальных) цен всех таких контрактов;
7) порядок предоставления участникам закупки разъяснений положений конкурсной документации, даты начала и окончания срока такого предоставления;
8) критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом;
9) размер и условия обеспечения исполнения контракта, а также каждого контракта в случаях, предусмотренных пунктом 6 настоящей части, исходя из общей начальной (максимальной) цены пропорционально количеству указанных контрактов с учетом требований части 6 статьи 96 настоящего Федерального закона;
10) информацию о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта, срок, в течение которого победитель открытого конкурса в электронной форме или иной его участник, с которым заключается контракт в соответствии с настоящим Федеральным законом, должен подписать контракт, условия признания победителя открытого конкурса в электронной форме или данного участника уклонившимися от заключения контракта;
11) информацию о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 25 статьи 95 настоящего Федерального закона.
В доводах жалобы Заявитель указывает, что Заказчиком установлен ненадлежащий порядок рассмотрения и оценки заявок участников открытого конкурса в электронной форме.
Пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила, Постановление Правительства РФ N 1085).
В соответствии с пунктом 3 Правил "Оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Согласно пункту 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Согласно пункту 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 27(1) и 27(4) настоящих Правил):
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Комиссией установлено, что Заказчиком выделены критерии:
Критерий "Цена контракта" - значимость в размере 60% (ценовой);
Критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" - значимость в размере 40% (неценовой).
В свою очередь неценовой критерий разделен на 4 показателя, имеющий следующий весь:
N п/п |
Показатели критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" |
Значимость показателя |
Максимальное количественное значение (в баллах) |
1 |
Опыт участника закупки по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема |
30% |
100 |
2 |
Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании |
30% |
100 |
3 |
Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами |
15% |
100 |
4 |
Деловая репутация участника закупки |
25% |
100 |
По Показателю 1 "Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема" (далее - показатель N1).
По данному показателю оценивается общая стоимость исполненных участником закупки контрактов (договоров) (дата заключения: не ранее 01.01.2019) на выполнение работ, связанных с изысканиями, проектированием, обоснованием инвестиций, заключенных в рамках Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ или Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 18.07.2011 N 223-ФЗ.
Комиссия считает, что действия Заказчика фактически ограничивает конкуренцию по показателю N1 в связи с установлением в документации именно даты заключения контрактов, которые будут подлежат зачету.
То есть, согласно документации опытом участника по успешному выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема считается успешно исполненные контракты с даты заключения: не ранее 01.01.2019.
Вместе с тем наличие опыта работы, связанного с предметом контракта, предполагает, что участник закупки ранее мог заключить контракты сопоставимого характера и объема, и завершить их исполнение в 2020-2021 гг., при этом из конкурсной документации следует, что подобные контракты к оценки приниматься не будут.
Комиссия обращает внимание, что конкурсная документация не содержит обоснования наличия каких-либо уникальных особенностей при исполнении услуг по контрактам в части не именно их исполненным в определенном промежутке, а в части срока их заключения.
По Показателю N 2 "Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании" (далее - показатель N2).
Оценка по показателю исходит из следующей таблицы в документации:
N п/п |
Требование по показателю "Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании" |
Количество баллов, присуждаемое за соответствие требованию |
1 |
Наличие лицензированного специализированного программного обеспечения версий AutoСad 2013 и выше не менее чем для 3-х рабочих мест. Наличие для сметных расчетов программы "Smeta Wizard", имеющей сертификат Госстроя России. |
100 |
2 |
Наличие лицензированного специализированного программного обеспечения версий AutoСad 2013 и выше не менее чем для 3-х рабочих мест или Наличие для сметных расчетов программы "Smeta Wizard", имеющей сертификат Госстроя России. |
50 |
3 |
Документы и/или сведения не представлены и/или не в полном объеме и/или не соответствует уровням шкалы оценки 1 и 2 |
0 |
Комиссия соглашается с доводом Заявителя, что установленный порядок оценки является непропорциональным, поскольку отсутствуют зависимость между представленными сведениями и количеством начисляемых баллов.
В частности, Комиссия исходит из того, что объект закупки: "Разработка проектно-сметной документации, в том числе изыскательские работы по объекту "Реконструкция административного здания, расположенного по адресу: Ленинградская область, г. Гатчина, проспект 25 Октября, д.16, литер Б".
Наличие лицензированного специализированного программного обеспечения версий AutoСad 2013 действительно способствует успешному выполнению работ данного вида, вместе с тем требование "не менее чем для 3-х рабочих мест" без возможности получить баллы на 2 или 1 рабочее место, является ограничением конкуренции со стороны Заказчика.
По показателю N 3 "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами" (далее - показатель N3).
По данному показателю оценивается наличие у участника закупки штатных сотрудников, имеющих высшее инженерно-строительное образование, опыт практической работы в сфере изысканий и (или) проектирования каждого из сотрудников не менее 5 лет и наличие членства в национальном реестре специалистов в области, инженерных изысканий и (или) проектирования (НОПРИЗ).
Информация, подтверждающая наличие у участника закупки штатных соответствующих сотрудников: фамилия, имя, отчество сотрудника (полностью); сведения об образовании; идентификационный номер записи в Национальном реестре специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования.
В случае непредоставления или предоставления не в полном объеме информации и документов, подтверждающих обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами, либо наличия в них недостоверной информации, начисление баллов не производится.
При отсутствии в заявке на участие в конкурсе предложения об обеспеченности участника закупки трудовыми ресурсами участник закупки получает 0 баллов по данному показателю.
Комиссия признает вышеуказанные положения ограничивающими круг потенциальных участников, поскольку оценивается исключительно наличие "штатных" сотрудников, что не позволяет представить сведения о сотрудниках, работающих по гражданско-правового договора (в документации возможность учета таких сотрудников отсутствует). При этом сам по себе факт оформления взаимоотношений работника и организации посредством заключения гражданско-правового договора не свидетельствует о меньшей квалификации указанного работника.
Кроме того, установленный Заказчиком минимальный порог необходимого стажа "не менее 5 лет" является ненадлежащим условием, поскольку Заказчиком по показателю N3 оценивается именно обеспеченность Участника трудовыми ресурсами, а не их квалификация и стаж работы.
Также документация не позволяет получить баллы участникам, представившим сведения о наличии в штате сотрудников со стажем, к примеру, 4 года и 10 месяцев.
По показателю 4 "Деловая репутация участника закупки" (далее - показатель N4) оценке, согласно документации, подлежит следующее.
N п/п |
Требование по показателю "Деловая репутация участника закупки" |
Количество баллов, присуждаемое за соответствие требованию |
1 |
- Срок деятельности участника закупки не менее восьми лет. - Отсутствие судебных решений, вынесенных против участника закупки в отношении неисполнения и (или) ненадлежащего исполнения им обязательств по контрактам (договорам) за период с 01.01.2019 по дату окончания подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме. Проверка достоверности наличия судебных решений осуществляется согласно данным реестра арбитражных дел по адресу http://kad.arbitr.ru. - Отсутствие в реестре контрактов, заключенных заказчиками в рамках Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ, и (или) реестре договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки в рамках Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 18.07.2011 N 223-ФЗ, сведений об одностороннем расторжении контракта (договора) со стороны заказчика по причине неисполнения и (или) ненадлежащего исполнения обязательств участником закупки за период с 01.01.2019 по дату окончания подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме. Проверка сведений осуществляется согласно данным единой информационной системе в сфере закупок по адресу www.zakupki.gov.ru. |
100 |
2 |
- Срок деятельности участника закупки не менее шести лет. - Отсутствие судебных решений, вынесенных против участника закупки в отношении неисполнения и (или) ненадлежащего исполнения им обязательств по контрактам (договорам) за период с 01.01.2019 по дату окончания подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме. Проверка достоверности наличия судебных решений осуществляется согласно данным реестра арбитражных дел по адресу http://kad.arbitr.ru. - Отсутствие в реестре контрактов, заключенных заказчиками в рамках Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ, и (или) реестре договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки в рамках Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 18.07.2011 N 223-ФЗ, сведений об одностороннем расторжении контракта (договора) со стороны заказчика по причине неисполнения и (или) ненадлежащего исполнения обязательств участником закупки за период с 01.01.2019 по дату окончания подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме. Проверка сведений осуществляется согласно данным единой информационной системе в сфере закупок по адресу www.zakupki.gov.ru. |
50 |
3 |
- Срок деятельности участника закупки не менее четырех лет. - Отсутствие судебных решений, вынесенных против участника закупки в отношении неисполнения и (или) ненадлежащего исполнения им обязательств по контрактам (договорам) за период с 01.01.2019 по дату окончания подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме. Проверка достоверности наличия судебных решений осуществляется согласно данным реестра арбитражных дел по адресу http://kad.arbitr.ru - Отсутствие в реестре контрактов, заключенных заказчиками в рамках Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ, и (или) реестре договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки в рамках Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 18.07.2011 N 223-ФЗ, сведений об одностороннем расторжении контракта (договора) со стороны заказчика по причине неисполнения и (или) ненадлежащего исполнения обязательств участником закупки за период с 01.01.2019 по дату окончания подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме. Проверка сведений осуществляется согласно данным единой информационной системе в сфере закупок по адресу www.zakupki.gov.ru. |
20 |
4 |
Документы и/или сведения не представлены и/или не в полном объеме и/или не соответствует уровням шкалы оценки 1, 2 и 3 |
0 |
По "сроку деятельности участника закупки не менее четырех лет" показателя N4, Комиссия отмечет следующее.
Подтверждением срока деятельности участника служат сведения, содержащиеся в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц - для юридического лица, выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей - для физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя.
Вместе с тем, сам факт регистрации юридического лица сроком не менее 4 года, не свидетельствует о его совершенной деловой репутации и фактически ограничивает рынок участников.
С одной стороны, Заказчик в рамках показателя N1 принимает контракты, исключительно заключённые не ранее 2019 года, с другой стороны ставит срок регистрации в показателе N4 не менее 4 года.
Там образом, факт номинальной регистрации юридического лица не могут случить надлежащим подпоказателем, вышеуказанное подтверждается решением по делу А56-162138/2018 с участием ленинградского УФАС: "С учетом анализа приведенных положений конкурсной документации и перечня представляемых документов по каждому фактору оценки Управление пришло к выводу, что фактор оценки "1.1" ("срок присутствия на рынке") необоснованно дает преимущество тем участникам закупки, которые раньше начали осуществлять свою деятельность вне зависимости от их профессиональных способностей и успехов; более успешные участники закупки (исполнившие большее число контрактов), несмотря на наличие множества благодарственных писем, не могут быть оценены выше того участника, который формально раньше начал свою хозяйственную деятельность".
По "отсутствию судебных решений, вынесенных против участника закупки в отношении неисполнения и (или) ненадлежащего исполнения им обязательств по контрактам (договорам) за период с 01.01.2019 по дату окончания подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме" показателя N4.
С одной стороны, Заказчик указывает "срок деятельности участника закупки не менее четырех лет", с другой стороны ставит "отсутствию судебных решений" в показателе N4 с 01.01.2019.
Кроме того, в документации не раскрываются критерии отнесения "судебных решений, вынесенных против участника".
Указанные положения в совокупности не позволяют выявить лучшие предложения, поскольку при недобросовестных действиях определенного заказчика, расторгшего контракт в одностороннем порядке (в отсутствие законных оснований), участник уже не получит каких-либо баллов (даже при условии обжалования одностороннего расторжения контракта со стороны Заказчика).
Более того, в ситуации длящегося судебного процесса или обжаловании в апелляционной и кассационной инстанции не указано альтернатив.
Фактически в документации не раскрывается ситуации, при которой кассационная инстанция отменит судебные акты, вынесенные против исполнителя.
Кроме того, указанные критерии не способствуют выявлению лучшего предложения, поскольку Участник, имеющий значительное количество расторгнутых в одностороннем порядке контрактов и значительное количество судебных решений, вынесенных не в пользу Участника, за период до 01.01.2019 года, сможет получить 100 баллов по рассматриваемому критерию, а Участник, имеющий всего 1 контракт, расторгнутый в одностороннем порядке Заказчиком за период с 01.01.2020 года (даже при условии обжалования данного решения), не получит каких-либо баллов, при том что в дальнейшем судебный акт может быть отменен вышестоящей инстанцией.
Уполномоченный орган приводит довод о том, что порядок оценки не препятствовал участию в конкурсе, не предрешал исход закупки, не создавал преимущества конкретному лицу, кроме того, Заявитель не принимал участие в закупке.
Вместе с тем, Уполномоченный орган не учел, что в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать: критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Комиссия пришла к выводу, что документация Заказчика не способствует определению лучшего исполнителя и не раскрывает все структурные элементы из которых она состоит, как и имеет явные диспропорции по показателям не относящиеся к критериям, в связи с чем в действиях Заказчика усматривается нарушение требований части 2 статьи 8, пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе в части установления ненадлежащего порядка оценки заявок.
Относительно довода о том, что податель жалобы не является участником данной закупки, Комиссия отмечает, что данное обстоятельство не влияет на правомерность принятого решения, в том числе потому, что жалоба была подана на положения документации.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "МИРНЫЙ-55" обоснованной;
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 2 статьи 8, пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системы;
3. Выдать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений путем отмены протоколов, в случае их составления, внесения изменений в конкурсную документацию;
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 4 февраля 2022 г. N 047/06/54.3-275/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.02.2022