Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
с участием в заседании представителей по доверенностям:
от Заказчика - "Государственное бюджетное учреждение культуры Ленинградской области "Музейное агентство":
от Уполномоченного органа - Комитет государственного заказа Ленинградской области:
от Заявителя - ООО "Аик Энерго":
Заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 1013 от 31.01.2022) на действия аукционной комиссии Заказчика при проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме на разработку проектно-сметной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия "Большой Амбар" в составе ОКН "Ансамбль Ивангородской крепости" в рамках софинансирования международного проекта ER3 "Развитие уникального приграничного ансамбля крепостей Нарвы и Ивангорода, как единого культурного и туристического объекта, 2-ой этап" в рамках программы приграничного сотрудничества "Россия-Эстония 2014-2020 год".
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 14.12.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 10 840 000,00 рублей.
На момент рассмотрения жалобы контракт Заказчиком не заключен.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Под конкурсом с ограниченным участием в электронной форме понимается конкурс, при проведении которого информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, соответствующих предъявленным к участникам закупки единым требованиям и дополнительным требованиям (часть 1 статьи 56.1 Закона о контрактной системе).
Согласно части 4 статьи 56.1 Закона о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса в электронной форме с учетом особенностей, определенных ст. 56.1 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 8 статьи 56.1 Закона о контрактной системе заявка на участие в конкурсе с ограниченным участием в электронной форме признается не соответствующей требованиям, установленным конкурсной документацией, в случаях, предусмотренных частью 4 статьи 54.7 настоящего Федерального закона, а также в случае несоответствия участника требованиям, установленным конкурсной документацией в соответствии с частью 2 статьи 31 настоящего Федерального закона.
В доводах жалобы Заявитель указывает, что, по его мнению, несоответствие заявки N 7343 (ООО "АИК ЭНЕРГО") требованиям, установленным п.3 ч.4 ст. 54.7, п. 3 ч.6 ст. 45 Закона о контрактной системе, подпункту 3 пункта 7.2.1 общей части конкурсной документации определено Заказчиком неправомерно, поскольку с 01.01.2022 вступила в силу редакция Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" N 81.
Комиссия не находит доводы жалобы обоснованными на основании следующих обстоятельств.
Из материалов дела следует, что Обществом (заявка N 7343) в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе с ограниченным участием в электронной форме на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия "Большой Амбар" в составе ОКН "Ансамбль Ивангородской крепости" в рамках софинансирования международного проекта ER3 "Развитие уникального приграничного ансамбля крепостей Нарвы и Ивангорода, как единого культурного и туристического объекта, 2-ой этап" в рамках программы приграничного сотрудничества "Россия-Эстония 2014-2020 год" была представлена банковская гарантия N 10323754 от 13.01.2022 (далее - Банковская гарантия).
Срок действия обеспечения заявки согласно условиям Банковской гарантии, представленной Заявителем в качестве обеспечения заявки установлен по 18 февраля 2022 года включительно.
Заказчиком в соответствии со ст.54.7, ст.56.1 Закона о контрактной системе были рассмотрены вторые части заявок и принято решение о несоответствии заявки участника требованиям, установленным п.3 ч.4 ст. 54.7, п. 3 ч.6 ст. 45 Закона о контрактной системе, подпункту 3 пункта 7.2.1 общей части конкурсной документации.
В связи с чем, в принятии Банковской гарантии отказано, а Общество признано несоответствующим требованиям ч. 1 ст. 31, ч. 6 ст 45 Закона о контрактной системе и конкурсной документации.
В протоколе рассмотрения и оценки вторых частей заявок от 25.01.2022 N 0145200000421001653-2 указано следующее обоснование решения: "в части нарушения требований ч.1 ст. 31, ч. 6 ст. 45 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ и п. 2.4 общей части конкурсной документации участник конкурса с ограниченным участием в электронной форме не предоставил надлежащее обеспечение заявки, а именно основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком является несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в части срока действия банковской гарантии)".
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005 "О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"" обязательства поставщика (подрядчика, исполнителя), обеспеченные банковской гарантией, возникают перед заказчиком, и уплата денежной суммы по банковской гарантии осуществляется в отношении заказчика.
На основании части 2 статьи 44 Закона о контрактной системе в редакции, действующей на дату размещения извещения о закупке обеспечение заявки на участие в конкурсе или аукционе может предоставляться участником закупки в виде денежных средств или банковской гарантии. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе осуществляется участником закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Закона о контрактной системе заказчик в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимает банковские гарантии. Учитывая, что Законом о контрактной системе предусмотрено, признание Заказчиком участника закупки уклонившимся в случае не исполнения требований статьи 44 Закона о контрактной системе, обеспечение заявки в виде банковской гарантии, предполагает истребование суммы банковской гарантии Заказчиком в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) своих обязательств.
В соответствии с пунктом 3 части 6 статьи 45 Закона о контрактной системе основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком является несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документации о закупке, проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Комиссией установлено, что в соответствии с ч. 4 ст. 44 Закона о контрактной системе в редакции, действующей на дату размещения извещения о закупке банковская гарантия, выданная участнику закупки банком для целей обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе, должна соответствовать требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона. Срок действия банковской гарантии, предоставленной в качестве обеспечения заявки, должен составлять не менее чем два месяца с даты окончания срока подачи заявок.
Согласно подпункту 2) пункта 2.4 части 2 Общей части конкурсной документации К-348/21 установлено: Срок действия банковской гарантии, предоставленной в качестве обеспечения заявки, должен составлять не менее чем два месяца с даты окончания срока подачи заявок.
Согласно данным ЕИС, дата и время окончания срока подачи заявок: 17.01.2022 08:00 (МСК).
Таким образом, Комиссия не находит оснований для признания в действиях Заказчика и Уполномоченного органа нарушений Закона о контрактной системе на которые ссылается Заявитель, ввиду того, что срок действия банковской гарантии не соответствовал требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в части срока действия банковской гарантии уменьшенной Обществом на 1 месяц).
В отношении довода Заявителя о том, что пункт 4 статьи 44 Закона о контрактной системе в действующей редакции N 81, указывает на то, что обеспечение заявки на участие в закупке может предоставляться участником закупки в виде денежных средств или независимой гарантии, предусмотренной статьей 45 настоящего Федерального закона. Выбор способа обеспечения осуществляется участником закупки самостоятельно. Срок действия независимой гарантии должен составлять не менее месяца с даты окончания срока подачи заявок.
Участник не учел того, что извещение N 0145200000421001653 и конкурсная документация N К-348/21 размещены Заказчиком 14.12.2021 в ЕИС, Заказчик формировал документацию исходя из действующей на тот момент редакции Закона о контрактной системе N 79, ввиду чего, участники, должны соблюдать требования размешенной документации Заказчика, а к спорным отношениям применима именно редакция Закона о контрактной системе N79, которой и руководствуется Комиссия при принятии решения.
Участник не мог руководствоваться последующими поправками, которые внесены в законодательство, поскольку согласно части 1 статьи 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Новая редакция Закона о контрактной системе N81 вступает в силу с 01.01.2022. При этом в Законе N 360-ФЗ (вносивший поправки) отсутствует указание, что его положения распространяются на отношения, возникшие до вступление в силу такого закона (ст. 9 Закона N 360-ФЗ).
Исходя из чего, Комиссия приходит в выводу к выводу, что Заказчиком правомерно не принял банковскую гарантию Общества в качестве обеспечения заявки, а в действиях конкурсной комиссии не усматриваются нарушения Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Аик Энерго" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 7 февраля 2021 г. N 047/06/56.1-284/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.02.2022