Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
с участием в заседании представителей по доверенностям:
от Заказчика - в отсутствие представителя Заявителя, извещенного о времени и месте заседания Комиссии надлежащим образом,
Заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 1198, от 03.02.2022) на действия заказчика при проведении электронного аукциона на уборку городских территорий в границах МО "Город Отрадное".
Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещено 20.01.2022 г. на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 13 383 005, 00 руб.
Как следует из жалобы, Заявитель оспаривает положения извещения о проведении закупки.
На момент рассмотрения жалобы контракт Заказчиком не заключен.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
Конкурентными способами определения поставщиков являются также аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее в том числе информацию о наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, а также требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
По доводу жалобы N 1.
В описании объекта закупки Заказчиком установлено следующее:
"Для проведения городского субботника Заказчиком составлен перечень на приобретение инструментов и материалов.
Перечень необходимых инструментов и материалов:
Черенки - 4 шт.;
Метлы п.п. - 6 шт.;
Веерные грабли - 16 шт.;
Лопаты совковые - 8 шт.;
Ведра - 10 шт.;
Кисти маховые - 20 шт.;
Перчатки хб - 500 шт.;
Перчатки резиновые - 100 шт.;
Перчатки облитые - 300 шт.;
Мешки полиэтиленовые - 690 шт.;
Тряпки - 20 шт.;
Краска акриловая водно-дисперсионная - 100 кг".
Представитель Заказчика пояснил, что указанные товары не являются поставляемыми, к ним не установлены требования в извещении, поскольку поставка не предусмотрена описанием объекта закупки.
Исходя из вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу об отсутствии оснований считать данный довод жалобы обоснованным.
По доводу N 2 жалобы Заявителем оспаривается положение извещения о проведении закупки на предмет несоответствия информации, представленной в ЕИС, фактическому характеру выполняемых работ по данному объекту закупки.
В Описании объекта закупки (Техническое задание) помимо работ по уборке и содержанию городских территорий в границах МО "Город Отрадное" Заказчиком установлено требование на:
"5. Ремонт пешеходных дорожек:
Адреса производства работ согласовываются с Заказчиком:
Объемы выполняемых работ
N |
Наименование |
Объем |
1 |
Разборка тротуаров и дорожек из плит с их отноской и укладкой в штабель |
40 м2 |
2 |
Устройство бетонных плитных тротуаров с заполнением швов песком |
40 м2 |
3 |
Устройство подстилающих и выравнивающих слоев оснований из песка |
19,36 м3 |
4 |
Разборка тротуаров из брусчатки на цементно-песчаном монтажном слое толщиной 50 мм |
242 м2 |
5 |
Устройство покрытий из брусчатки по готовому подстилающему слою с заполнением швов песком (устранение дефектов покрытия) |
242 м2 |
Перед началом производства работ Подрядчик обязан согласовать с владельцами подземных коммуникаций и сетей выполнение земляных работ, проводимых на объектах".
В соответствии с информацией, представленной ЕИС, кодом позиции по объекту закупки (уборка городских территорий в границах МО "Город Отрадное") является код позиции - 81.29.19.000, имеющий наименование услуги - "Услуги по чистке и уборке прочие, не включенные в другие группировки".
В ходе рассмотрения дела Заказчиком пояснено, что требуемые заказчику работы относятся к благоустройству территории.
Кроме того, в составе извещения о проведении электронного аукциона установлены следующие дополнительные требования к участникам закупки:
"Требования в соответствии с позицией 9 приложения к ПП РФ от 29.12.2021 N2571
Дополнительные требования
Объем привлечения 0% от цены контракта Наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ: 1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории; 2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта); 3)опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта). Цена выполненных работ по договорам, предусмотренных пунктами 1 и 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя)"
Согласно пункту 9 Приложения к Постановление Правительства РФ от 29.12.2021 г. N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление) к работам по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории предъявляются дополнительные требования, такие как:
Наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории;
2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства
(в том числе линейного объекта);
3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства
(в том числе линейного объекта).
Исходя из содержания требуемых работ "Разборка тротуаров и дорожек из плит с их отноской и укладкой в штабель", "Устройство подстилающих и выравнивающих слоев оснований из песка" и других, указанных в перечне, а также дополнительных требований к участникам закупки, Комиссия приходит к выводу, что спорные работы по существу не являются работами по уборке городских территорий, а являются работами по благоустройству территорий, к которым установлены дополнительные требования в соответствии с положениями части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Таким образом, по указанному виду работ (работы по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений) установлены дополнительные требования, относящиеся к иному виду работ, а, следовательно, имеющему отличный код ОКПД2. Установленный Заказчиком код ОКПД 2 не соответствует предмету закупки, который как пояснил представитель Заказчика является работами по благоустройству территорий.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что в действиях Заказчика усматриваются признаки нарушения пункта 5, 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
По доводу N 3 жалобы Комиссией установлено, что в извещении о проведении электронного аукциона дополнительные требования к участникам закупки установлены в соответствии с пунктом 9 Приложения к Постановлению. При этом в извещении отсутствует исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки установленным дополнительным требованиям. Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что в действиях Заказчика усматриваются нарушение пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "МИРНЫЙ-55" обоснованной в части;
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 5, 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 8 февраля 2022 г. N 047/06/42-297/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.02.2022