Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
с участием в заседании представителей по доверенностям:
от Заказчика -
в отсутствие представителя Заявителя, извещенного о времени и месте заседания Комиссии надлежащим образом,
Заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 1197, от 03.02.2022) на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по уборке и содержанию внутригородских дорог и инженерных сооружений на них в границах МО "Город Отрадное".
Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещено 20.01.2022 г. на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 28 408 517, 00 руб.
Как следует из жалобы, Заявитель оспаривает положения извещения о проведении электронного аукциона.
На момент рассмотрения жалобы контракт Заказчиком не заключен.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
Конкурентными способами определения поставщиков являются также аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее в том числе информацию о наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, а также требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Частью 2 статьи 42 предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Пунктом 2 той же части установлено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
По доводу жалобы N 1.
В пункте 7 описания объекта (Техническое задание) закупки установлены следующие требования к объекту закупки:
"Работы по нанесению разметки должны быть выполнены в срок до 30 августа 2022 года.
- Нанесение дорожной разметки 1.14.1 (пешеходные переходы) - 3,72 км (62шт.* (*0,4-м *4-м*15шт=24м2). - начало работ в течении трех дней с момента подписания контракта и окончание работ не позднее 01.06.2022 г.;
- Нанесение дорожной разметки 1.14.1 (пешеходные переходы) со световозвращающими элементами - 1488 м.кв. (62 шт.*(0,4-м*4-м*15шт) =24-м.кв.) - начало работ не ранее 15.08.2022 г. и окончание работ не позднее 27.08.2022 г.
- Нанесение вертикальной разметки 2.7 на эксплуатируемый бордюр с изношенной разметкой вручную (адреса производства работ по согласованию с Заказчиком) - 3134,8 м2.
- Нанесение дорожной разметки 1.1 сплошной линией (по ГОСТ Р 51256-2011) шириной 0,1 м - 4,52 км.
- Нанесение дорожной разметки 1.7 прерывистой линией (по ГОСТ Р 51256-2011) шириной 0,1 при соотношении штриха и промежутка 1:1 - 0,38 км.
- Нанесение дорожной разметки прерывистой линией 1.5 (по ГОСТ Р 51256-2011) шириной 0,1 при соотношении штриха и промежутка 1:3 - 2,305 км.
- Нанесение дорожной разметки 1.6 прерывистой линией (по ГОСТ Р 51256-2011) шириной 0,1 при соотношении штриха и промежутка 3:1 - 1,7 км.
- Побелка бордюра - 500 м.кв.
Нанесение разметки 1.14.1 (пешеходные переходы) производится желтой и белой краской чередующимися полосами.
Если во время проведения работ Подрядчиком наступают атмосферные явления в виде осадков, Подрядчик незамедлительно прекращает работы, уведомив об этом Заказчика".
В качестве основополагающего документа, установленного Заказчиком, в соответствии с которым участником должны быть выполнены работы по нанесению разметки, является "ГОСТ Р 51256-2011. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Классификация. Технические требования" (далее - ГОСТ)
Комиссией установлено, что вышеназванный ГОСТ утратил силу с 1 июня 2018 года в связи с изданием Приказа Росстандарта от 20.02.2018 N 81-ст. Взамен введен в действие ГОСТ Р 51256-2018. Указанный факт исключает его применение участником закупки при выполнении требуемых работ.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что в действиях Заказчика усматриваются признаки нарушения пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
По доводу N 2 жалобы Заявителем оспаривается положение извещения о проведении закупки на предмет несоответствия информации, представленной в ЕИС, фактическому характеру выполняемых работ по данному объекту закупки.
В Описании объекта закупки (Техническое задание) помимо работ по уборке и содержанию городских территорий в границах МО "Город Отрадное" Заказчиком установлено требование на:
"6. Ямочный ремонт дорог с асфальтобетонным покрытием.
Работы должны быть выполнены в срок до 30 августа 2022 года.
- Ремонт асфальтобетонного покрытия дорог однослойного толщиной 50 мм площадью ремонта до 5 м2;
- Ремонт асфальтобетонного покрытия дорог однослойного толщиной 80 мм площадью ремонта до 5 м2;
- Заделка трещин в асфальтобетонных покрытиях вручную битумом с очисткой трещин и засыпкой поверхности песком с уплотнением;
- Погрузка вручную и перевозка на 7 км автомобилями-самосвалами лома асфальтобетона.
Адреса производства работ по ямочному ремонту дорог с асфальтобетонным покрытием согласовываются с Заказчиком. Работы производятся с таким расчетом, чтобы движение транспортных средств не нарушалось. Укладка и разравнивание асфальтобетонной смеси после обработки краев асфальтобетона должна быть произведена в течение суток".
В соответствии с информацией, представленной ЕИС, кодом позиции по объекту закупки (уборка городских территорий в границах МО "Город Отрадное") является код позиции - 81.29.19.000, имеющий наименование услуги - "Услуги по чистке и уборке прочие, не включенные в другие группировки
В ходе рассмотрения дела Заказчиком было пояснено, что требуемые описанием объекта закупки работы относятся к содержанию автомобильных дорог.
Согласно пункту 18 Приложения к Постановление Правительства РФ от 29.12.2021 г. N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" к работам по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), к работам по ремонту, содержанию автомобильной дороги, предъявляются дополнительные требования, такие как:
Наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги;
2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги;
3) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги;
4) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги.
Цена выполненных работ по договорам, предусмотренным пунктами 1, 2 или 3 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 4 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Исходя из содержания требуемых работ "Ремонт асфальтобетонного покрытия дорог однослойного толщиной 50 мм площадью ремонта до 5 м2", "Заделка трещин в асфальтобетонных покрытиях вручную битумом с очисткой трещин и засыпкой поверхности песком с уплотнением" и других, указанных в перечне, а также дополнительных требований к участникам закупки, Комиссия приходит к выводу, что спорные работы по существу не являются работами по уборке городских территорий, а являются работами по ремонту, содержанию автомобильной дороги, к которым установлены дополнительные требования.
Также по указанному виду работ (работы по ремонту, содержанию автомобильной дороги) установлены дополнительные требования, относящиеся к иному виду работ, а, следовательно, имеющему отличный код ОКПД2. Установленный Заказчиком код ОКПД2 не соответствует предмету закупки.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что в действиях Заказчика усматриваются признаки нарушения пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
По доводу N 3 жалобы Комиссией установлено, что в извещении о проведении электронного аукциона дополнительные требования к участникам закупки установлены в соответствии с пунктом 18 Приложения к Постановлению. При этом в извещении отсутствует исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки установленным дополнительным требованиям. Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что в действиях Заказчика усматриваются нарушение пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "МИРНЫЙ-55" обоснованной в части;
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 5, 12 части 1 статьи 42, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 8 февраля 2022 г. N 047/06/42-298/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.02.2022