Резолютивная часть решения объявлена 07.02.2022 года
Решение в полном объеме изготовлено 09.02.2022 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: "_" - руководитель Тывинского УФАС России,
Члены Комиссии:
"_" - заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
"_" - специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
в отсутствии надлежащим образом извещенного представителя муниципального заказчика - Администрации муниципального района "Кызылский кожуун" Республики Тыва,
на основании поступившей информации (вх. N 277 от 25.01.2022 года) Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Тыва, приказа Тывинского УФАС России от 27.01.2022 года N 21, подпункта "а" пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в результате внеплановой документарной проверки электронного аукциона N 0312300001321000010 на выполнение работ по ремонту фасада здания Администрации МР "Кызылский кожуун" Республики Тыва, начальная (максимальная) цена контракта 5 445 150 рублей,
УСТАНОВИЛА:
В адрес Тывинского УФАС России поступила информация (вх. N 277 от 25.01.2022 года) Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Тыва о допущенных нарушениях законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона N 0312300001321000010.
На основании указанной информации и подпункта "а" пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе приказом Тывинского УФАС России от 27.01.2022 года N 21 назначено проведение внеплановой документарной проверки электронного аукциона N 0312300001321000010.
Тывинским УФАС России в адрес муниципального заказчика и оператора электронной торговой площадки были направлены уведомления о проведении внеплановой документарной проверки, сообщение о месте и времени заседания Комиссии Тывинского УФАС России.
Информация о проведении внеплановой документарной проверки электронного аукциона N 0312300001321000010, а также информация о месте и времени заседания Комиссии Тывинского УФАС России, размещена в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
В заседании Комиссии Тывинского УФАС России 03.02.2022 года объявлялся перерыв до 07.02.2022 года в 15 часов 00 минут (время местное) в связи с необходимостью получения дополнительных документов от муниципального заказчика - Администрации муниципального района "Кызылский кожуун" Республики Тыва.
Проведя внеплановую документарную проверку электронного аукциона N 0312300001321000010 на выполнение работ по ремонту фасада здания Администрации МР "Кызылский кожуун" Республики Тыва, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему.
Муниципальным заказчиком - Администрацией муниципального района "Кызылский кожуун" Республики Тыва в ЕИС 21.05.2021 года размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0312300001321000010 на выполнение работ по ремонту фасада здания Администрации МР "Кызылский кожуун" Республики Тыва, начальная (максимальная) цена контракта 5 445 150 рублей.
Согласно протоколу проведения электронного аукциона N 0312300001321000010 от 01.06.2021 года наименьшее ценовое предложение представлено участником закупки N 109926544 в размере 4 655 603,25 рублей, участником закупки N 109923621 - 4 682 829 рублей, участником закупки N 109920490 - 4 710 054,75 рублей, участником закупки N 109896002 - 5 009 538 рублей, участником закупки N 109932529 - 5 281 795,50 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона N 0312300001321000010 от 01.06.2021 года заявки участников закупки N 109926544 (ООО "Атлант"), N 109923621 (ООО "Тудугжу"), N 109920490 (ООО "Каменщик"), N 109896002 (ООО "Мегастрой"), N 109932529 (ООО "Атриум") признаны аукционной комиссией соответствующими требованиям, установленным законодательством о контрактной системе и документацией электронного аукциона N 0312300001321000010.
15.06.2021 года по результатам электронного аукциона N 0312300001321000010 между Администрацией муниципального района "Кызылский кожуун" Республики Тыва и ООО "Атлант" заключен муниципальный контракт N Ф.2021.011 на выполнение работ по ремонту фасада здания Администрации МР "Кызылский кожуун" Республики Тыва на сумму 4 655 603,25 рублей.
05.07.2021 года между Администрацией муниципального района "Кызылский кожуун" Республики Тыва и ООО "Атлант" заключено дополнительное соглашение N 1 к муниципальному контракту от 15.06.2021 года N Ф.2021.011, согласно которому стороны изменили следующие условия муниципального контракта:
- предмет контракта изложен в следующей редакции: "выполнение работ по капитальному ремонту фасада здания Администрации МР "Кызылский кожуун" Республики Тыва";
- цена контракта увеличена на 10% от цены контракта в связи с увеличением объема выполняемых работ;
- материал, используемый при выполнении работ, изменен на другой материал, являющийся улучшенным по характеристику.
10.09.2021 года между Администрацией муниципального района "Кызылский кожуун" Республики Тыва и ООО "Атлант" заключено дополнительное соглашение N 2 к муниципальному контракту от 15.06.2021 года N Ф.2021.011, согласно которому стороны продлили срок выполнения работ до 15.09.2021 года.
Поскольку извещение о проведении электронного аукциона N 0312300001321000010 размещено в ЕИС 21.05.2021 года, то к рассматриваемым правоотношениям применяются положения Закона о контрактной системе в редакции Федерального закона от 30.04.2021 года N 117-ФЗ.
1.) По результатам изучения документации электронного аукциона N 0312300001321000010, заявок участников электронного аукциона N 0312300001321000010, действий (бездействие) аукционной комиссии при рассмотрении заявок участников электронного аукциона N 0312300001321000010, Комиссией Тывинского УФАС России нарушений законодательства о контрактной системе не установлено.
2.) Согласно извещению о проведении электронного аукциона N 0312300001321000010 и документации электронного аукциона N 0312300001321000010 предмет электронного аукциона N 0312300001321000010 определен как выполнение работ по ремонту фасада здания Администрации МР "Кызылский кожуун" Республики Тыва.
Предмет муниципального контракта от 15.06.2021 года N Ф.2021.011 также определен как выполнение работ по ремонту фасада здания Администрации МР "Кызылский кожуун" Республики Тыва.
Вместе с тем, как указано выше, 05.07.2021 года между Администрацией муниципального района "Кызылский кожуун" Республики Тыва и ООО "Атлант" заключено дополнительное соглашение N 1 к муниципальному контракту от 15.06.2021 года N Ф.2021.011, согласно которому стороны изменили предмет контракта, изложив его в следующей редакции: "выполнение работ по капитальному ремонту фасада здания Администрации МР "Кызылский кожуун" Республики Тыва".
В силу части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случаях, предусмотренных статьями 34 и 95 Закона о контрактной системе.
В свою очередь, Комиссией Тывинского УФАС России установлено, что при проведении электронного аукциона N 0312300001321000010 к участникам закупки установлено требование о предоставлении в составе своих заявок выписки из реестра членов саморегулируемой организации (СРО) и документов, подтверждающих наличие опыта выполнения работ в соответствии с пунктом 2.4 приложения N 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 года N 99 (извещение о проведении электронного аукциона N 0312300001321000010 и пункты 39, 39.1 документации электронного аукциона N 0312300001321000010).
2.1.) В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Согласно части 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда заключенным с застройщиком, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства.
Частью 2 статьи 52 ГрК РФ предусмотрено, что работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей.
Согласно позиции Министерства экономического развития Российской Федерации, изложенной в письмах от 30.11.2009 года N Д05-5228 и от 26.04.2010 года N Д05-1219, деятельность, касающаяся осуществления текущего ремонта зданий и сооружений, законодательством о градостроительной деятельности не регулируется и также осуществляется без допуска СРО.
Таким образом, если предметом закупки являются работы по капитальному ремонту объекта капитального строительства, то заказчик обязан установить в документации о закупке требование к участникам закупки о предоставлении выписки из реестра членов СРО.
В свою очередь, для выполнения работ по текущему ремонту объекта капитального строительства не требуется наличие членства в СРО, следовательно, если предметом закупки являются работы по текущему ремонту объекта капитального строительства, то заказчик не вправе устанавливать в документации о закупке требование к участникам закупки о предоставлении выписки из реестра членов СРО.
Указанное обстоятельство (наличие в документации электронного аукциона N 0312300001321000010 требования к участникам закупки о предоставлении в составе своих заявок выписки из реестра членов СРО) свидетельствует о том, что фактически предметом электронного аукциона N 0312300001321000010 является выполнение работ по капитальному ремонту фасада здания Администрации МР "Кызылский кожуун" Республики Тыва.
2.2.) Кроме того, согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования.
Такие дополнительные требования к участникам закупок установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 года N 99.
При этом, постановление Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 года N 99 предусматривает необходимость установления дополнительных требований к участникам закупки в зависимости от предмета закупки, в частности, если предметом закупки является выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства и начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения муниципальных нужд превышает 5 млн. рублей, то заказчик обязан установить в документации о закупке дополнительное требование к участникам закупки в соответствии с пунктом 2(4) приложения N 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 года N 99.
В свою очередь, постановление Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 года N 99 не предусматривает необходимость установления дополнительных требований к участникам закупки если предметом закупки является выполнение работ по текущему ремонту объекта капитального строительства
Аналогичная позиция изложена в письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 07.04.2017 года N Д28и-1516 и в письме ФАС России от 17.04.2017 года N ИА/25494/17.
Таким образом, указанное обстоятельство (наличие в документации электронного аукциона N 0312300001321000010 дополнительного требования к участникам закупки в соответствии с пунктом 2.4 приложения N 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 года N 99) также свидетельствует о том, что фактически предметом электронного аукциона N 0312300001321000010 является выполнение работ по капитальному ремонту фасада здания Администрации МР "Кызылский кожуун" Республики Тыва.
2.3.) Более того, в силу части 3.1 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе в случае включения в документацию о закупке в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе проектной документации должна содержать исключительно согласие участника закупки на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе (такое согласие дается с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, в том числе документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 Закона о контрактной системе, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в документацию о закупке в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
При этом, исходя из положений статьи 48 ГрК РФ и постановления Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 года N 87 следует, что при осуществлении закупки работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства заказчик вправе не разрабатывать проектную документацию в полном объеме, а ограничиться подготовкой раздела проектной документации - смета на выполнение работ, которая также состоит из сводки затрат, сводного сметного расчета, локального сметного расчета, сметного расчет на отдельные виды затрат.
Часть 10 статьи 67 Закона о контрактной системе предусматривает, что участник закупки, первая часть заявки на участие в электронном аукционе которого в соответствии с частью 3.1 статьи 66 Закона о контрактной системе содержит согласие на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе, и заявка которого не возвращена оператором электронной площадки в соответствии с частью 11 статьи 66 Закона о контрактной системе, считается допущенной к участию в электронном аукционе. Оформление протокола, предусмотренного частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, не требуется.
Кроме того, в силу части 3 статьи 68 Закона о контрактной системе электронный аукцион в случае включения в документацию о закупке в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе проектной документации проводится через четыре часа после окончания срока подачи заявок на участие в указанном электронном аукционе.
Таким образом, в случае предоставления участниками электронного аукциона согласия на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе, то с момента подачи такой заявки при условии, что данная заявка не была возвращена оператором электронной площадки, заявка считается допущенной к участию в электронном аукционе.
При этом, оформление протокола рассмотрения первых частей заявок, предусмотренного частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, не требуется и электронный аукцион проводится через четыре часа после окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе, за исключением случаев если подана единственная заявка.
При таких обстоятельствах, в случае размещения заказчиком в ЕИС сметной документации, которая является частью проектной документации, первая часть заявки на участие в электронном аукционе в силу части 3.1 статьи 66 Закона о контрактной системе должна содержать исключительно согласие участника закупки на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе.
На основании изложенного следует, что в случае если предметом электронного аукциона является выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства и заказчиком разработана сметная документация, то такой электронный аукцион должен проводиться по правилам пункта 8 части 1 статьи 33 и части 3.1 статьи 66 Закона о контрактной системе (то есть аукцион проводится через четыре часа после окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе, оформление протокола рассмотрения первых частей заявок не требуется).
Согласно сведениям, размещенным в ЕИС, электронный аукцион N 0312300001321000010 проводился по правилам пункта 8 части 1 статьи 33 и части 3.1 статьи 66 Закона о контрактной системе, что также свидетельствует о том, что фактически предметом электронного аукциона N 0312300001321000010 является выполнение работ по капитальному ремонту фасада здания Администрации МР "Кызылский кожуун" Республики Тыва.
Учитывая изложенное, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что предметом электронного аукциона N 0312300001321000010 и соответственно предметом муниципального контракта, заключенного по итогам указанного аукциона, является выполнение работ по капитальному ремонту фасада здания Администрации МР "Кызылский кожуун" Республики Тыва.
При таких обстоятельствах, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что заключение дополнительного соглашения от 05.07.2021 года N 1 к муниципальному контракту от 15.06.2021 года N Ф.2021.011 в части изменения предмета контракта с текущего ремонта на капитальный ремонт осуществлено в целях приведения муниципального контракта в соответствие требованиям законодательства о контрактной системе, что в данном случае, не может расцениваться как нарушение положений статьи 95 Закона о контрактной системе.
При этом, необходимо также отметить, что указанное изменение предмета контракта не привело к нарушению порядка отбора заявок участников закупки и как следствие порядка определения победителя электронного аукциона N 0312300001321000010, поскольку изначально документация электронного аукциона N 0312300001321000010 предусматривала требование к участникам закупки как выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства.
3.) Как указано выше, в силу части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случаях, предусмотренных статьями 34 и 95 Закона о контрактной системе.
Согласно подпункту "б" пункта 1 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе изменение существенных условий контракта при его исполнении допускается по соглашению сторон в случае если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом и если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом (за исключением контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия) количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара.
Таким образом, Законом о контрактной системе предусмотрены ограничения для изменения цены контракта. Данные ограничения установлены как для подрядчика, так и для заказчика и обусловлены тем, что заключению контракта предшествует выбор поставщика на торгах, при проведении которых участники предлагают условия заранее и победитель определяется исходя из предложенных им условий.
Согласно письму Министерства финансов Российской Федерации от 03.11.2020 года N 24-03-06/95838 в случае необходимости увеличения или уменьшения заказчиком предусмотренного контрактом количества товара, объема работ или услуг при исполнении контракта можно увеличить или уменьшить количество товара, объем работ или услуг по определенным позициям локального сметного расчета не более чем на десять процентов исходя из установленного в контракте количества товара, объема работ или услуг. Общая стоимость сметного расчета должна быть изменена пропорционально дополнительному количеству товара, объему работ или услуг, но не более чем на десять процентов.
На основании изложенного следует, что право заказчика и подрядчика на увеличение цены контракта на 10% (не более чем 10%) при его исполнении возникает только в том случае если увеличивается объем выполняемой работы на 10% (не более чем 10%).
Как установлено Комиссией Тывинского УФАС России, документация электронного аукциона N 0312300001321000010 (пункт 9 Информационной карты) и муниципальный контракт от 15.06.2021 года N Ф.2021.011 (раздел 11) предусматривают возможность его изменения по соглашению сторон.
Как следует из дополнительного соглашения от 05.07.2021 года N 1 к муниципальному контракту от 15.06.2021 года N Ф.2021.011, стороны пришли к соглашению об увеличении объема выполняемых работ на сумму 465 560,33 рублей, что составляет 10% от цены контракта, в связи с чем, увеличили цену контракта на 10%, в итоге цена контракта составила 5 121 163,58 рублей.
Вместе с тем, из дополнительного соглашения от 05.07.2021 года N 1 к муниципальному контракту от 15.06.2021 года N Ф.2021.011 невозможно однозначно установить какие объемы работ были увеличены, соответствующие изменения в сметную документацию не приложены к дополнительному соглашению от 05.07.2021 года N 1, соответствующая информация также отсутствует в ЕИС.
В свою очередь, в целях установления всех обстоятельств дела в заседании Комиссии был объявлен перерыв и Тывинским УФАС России в адрес Администрации муниципального района "Кызылский кожуун" Республики Тыва направлен запрос за исх. N 5-379 от 03.02.2022 года о предоставлении приложения к дополнительному соглашению от 05.07.2021 года N 1 к муниципальному контракту от 15.06.2021 года N Ф.2021.011.
Однако, Администрацией муниципального района "Кызылский кожуун" Республики Тыва документов, подтверждающих увеличение объема выполняемых работ, не представлено.
Поскольку в материалах проверки N 017/06/99-05/2022 отсутствуют документы, подтверждающие наличие оснований, предусмотренных непосредственно подпунктом "б" пункта 1 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что условие дополнительного соглашения от 05.07.2021 года N 1 к муниципальному контракту от 15.06.2021 года N Ф.2021.011, согласно которому увеличивается цена контракта на 10% является неправомерным и нарушает положения подпункта "б" пункта 1 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Указанное нарушение содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.32 КоАП РФ.
4.) В соответствии с частью 7 статьи 95 Закона о контрактной системе при исполнении контракта (за исключением случаев, которые предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 6 статьи 14 Закона о контрактной системе) по согласованию заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте. В этом случае соответствующие изменения должны быть внесены заказчиком в реестр контрактов, заключенных заказчиком.
При этом, Законом о контрактной системе не регламентированы конкретные параметры качества, технических и функциональных характеристик (потребительских свойств), являющихся улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте.
Таким образом, заказчик самостоятельно принимает решение о соответствии критерию улучшенности товара, работы, услуги, предлагаемых вместо предусмотренных контрактом товаров, работ, услуг. При определении требований к исполнению контракта приоритет имеют потребности заказчика.
Аналогичная позиция изложена в письме Министерства финансов Российской Федерации от 17.02.2020 года N 24-03-08/10935 и в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 17.06.2020 года по делу N А06-4898/2019.
Как следует из дополнительного соглашения от 05.07.2021 года N 1 к муниципальному контракту от 15.06.2021 года N Ф.2021.011, стороны при его исполнении пришли к соглашению о замене одного материала на другой, который является улучшенным по характеристику.
Поскольку критерии определения улучшенных технических характеристик и функциональных (потребительских) свойств товара, используемого при выполнении работ, Законом о контрактной системе не установлены, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что условие дополнительного соглашения от 05.07.2021 года N 1 к муниципальному контракту от 15.06.2021 года N Ф.2021.011, в части замены одного материала на другой, который является улучшенным по характеристику, не противоречит положениям статьи 95 Закона о контрактной системе.
5.) Согласно пункту 3.2 муниципального контракта от 15.06.2021 года N Ф.2021.011 срок выполнения работ составляет 60 дней с даты заключения контракта (то есть до 15.08.2021 года).
Дополнительным соглашением от 10.09.2021 года N 2 к муниципальному контракту от 15.06.2021 года N Ф.2021.011 стороны продлили срок выполнения работ до 15.09.2021 года.
Пунктом 9 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что по соглашению сторон допускается изменение существенных условий контракта если контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, по независящим от сторон контракта обстоятельствам, влекущим невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию, либо по вине подрядчика не исполнен в установленный в контракте срок, допускается однократное изменение срока исполнения контракта на срок, не превышающий срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении. При этом в случае, если обеспечение исполнения контракта осуществлено путем внесения денежных средств, по соглашению сторон определяется новый срок возврата заказчиком подрядчику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта. В случае неисполнения контракта в срок по вине подрядчика предусмотренное настоящим пунктом изменение срока осуществляется при условии отсутствия неисполненных подрядчиком требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком в соответствии с Законом о контрактной системе, предоставления подрядчиком в соответствии с Законом о контрактной системе обеспечения исполнения контракта.
Таким образом, в соответствии с требованиями пункта 9 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе допускается однократная возможность изменения срока исполнения контракта при соблюдении в совокупности следующих условий:
- предметом контракта является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия;
- обстоятельства, влекущие невозможность исполнения контракта, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию, вызвана по независящим от сторон контракта либо по вине подрядчика;
- продление срока не должно превышать срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении;
- отсутствие неисполненных подрядчиком требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком в соответствии с Законом о контрактной системе;
- предоставление подрядчиком обеспечения исполнения контракта (если обеспечение исполнения контракта осуществлено путем внесения денежных средств, то определяется новый срок возврата заказчиком подрядчику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта) (при наличии обеспечения исполнения контракта).
При таких обстоятельствах, положениями пункта 9 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрен исчерпывающий перечень случаев, при совокупности которых стороны контракта могут изменять существенные условия контракта.
В целях установления всех обстоятельств дела в заседании Комиссии был объявлен перерыв и Тывинским УФАС России в адрес Администрации муниципального района "Кызылский кожуун" Республики Тыва направлен запрос за исх. N 5-379 от 03.02.2022 года о предоставлении документов, подтверждающих отсутствие у подрядчика неисполненных требований об уплате неустоек (штрафов, пеней) (оплата подрядчиком неустоек, штрафов, пеней) и предоставление подрядчиком нового обеспечения исполнения контракта
Однако, Администрацией муниципального района "Кызылский кожуун" Республики Тыва соответствующие документы в материалы проверки N 017/06/99-05/2022 не представлены.
Кроме того, необходимо отметить, что дополнительное соглашение заключено сторонами 10.09.2021 года, то есть после наступления срока выполнения работ, который установлен муниципальным контрактом от 15.06.2021 года N Ф.2021.011 (до 15.08.2021 года).
Поскольку в материалах проверки N 017/06/99-05/2022 отсутствуют документы, подтверждающие наличие оснований, предусмотренных непосредственно пунктом 9 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что условие дополнительного соглашения от 10.09.2021 года N 1 к муниципальному контракту от 15.06.2021 года N Ф.2021.011, согласно которому срок выполнения работ продлен до 15.09.2021 года является неправомерным и нарушает положений пункта 9 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Указанное нарушение содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.32 КоАП РФ.
Поскольку по результатам электронного аукциона N 0312300001321000010 заключен муниципальный контракт от 15.06.2021 года N Ф.2021.011, то у Комиссии Тывинского УФАС России отсутствуют правовые основания для выдачи предписания об устранении допущенных нарушений законодательства о контрактной системе.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Тывинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Установить в действиях муниципального заказчика - Администрации муниципального района "Кызылский кожуун" Республики Тыва нарушения:
1.1. подпункта "б" пункта 1 части 1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции Федерального закона от 30.04.2021 N 117-ФЗ), в части неправомерного изменения объема работ и цены муниципального контракта от 15.06.2021 года N Ф.2021.011 в соответствии с пунктом 2 дополнительного соглашения от 05.07.2021 года N 1;
1.2. пункта 9 части 1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции Федерального закона от 30.04.2021 N 117-ФЗ), в части неправомерного изменения срока выполнения работ по муниципальному контракту от 15.06.2021 года N Ф.2021.011 в соответствии с дополнительным соглашением от 10.09.2021 года N 2.
2. В связи с заключением муниципального контракта от 15.06.2021 года N Ф.2021.011 предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
3. Передать материалы проверки уполномоченному должностному лицу Тывинского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении виновных должностных лиц.
Председатель Комиссии |
"_" |
Члены Комиссии |
"_"
"_" |
|
|
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 9 февраля 2022 г. N 017/06/99-05/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.02.2022