Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - начальник отдела контроля закупок Крымского УФАС России Р.С. Айвазян,
члены Комиссии:
заместитель начальника отдела контроля закупок Крымского УФАС России Т.Д.Аблаева,
главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Крымского УФАС России Э.С.Велиляева,
при участии посредством видеоконференц-связи представителей интересов:
- Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Крым
"Крымский республиканский онкологический клинический диспансер имени В.М. Ефетова" (далее - Заказчик) - Кимборович Ю.В. (по доверенности),
- ООО "ЦЕНТР АТОМ ТЕХ СЕРВИС" (далее - Заявитель) - Гридчин И. (по доверенности),
рассмотрев посредством видеоконференц-связи жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении закупки "Выполнение работ по плановому техническому обслуживанию и ремонту рентгеновского симулятора" (извещение N0375200049022000030) (далее - Закупка), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 N727/14, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.02.2015 за N36262 (далее - Административный регламент от 19.11.2014 N727/14),
УСТАНОВИЛА:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, опубликовавшего извещение о Закупке с нарушением требований Закона о контрактной системе.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Закупки Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы Комиссия установила следующее.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Согласно извещению о проведении закупки объектом закупки является выполнение работ по плановому техническому обслуживанию и ремонту рентгеновского симулятора.
Подпунктом 1.3 пункта 4 Технического задания установлены общие требования в части наличия письма от производителя оборудования, подтверждающее квалификацию сервисной службы обслуживающей организации.
Заказчиком представлены письменные возражения следующего содержания:
"Рентгеновский симулятор Acuity, это высокотехнологичное медицинское оборудование, предназначенное для получения исходной анатомической информации пациента, проведения симуляции плана облучения и верификации параметров облучения перед проведением дистанционного или контактного облучения на лечебных аппаратах. Процесс лечения начинается путем получения детальных диагностических изображений опухоли пациента и окружающей анатомии на рентгеновском симуляторе. Эти изображения, так же как и изображения с компьютерного томографа, магнито-резонансного томографа и другой диагностической аппаратуры, передаются на системы планирования лечения для расчета планов облучения. После загрузки планов облучения на рентгеновском симуляторе врач имеет возможность оценить план, проконтролировать положение пациента на столе или скорректровать его. Высококачественные изображения, полученные на симуляторе используются в качестве "референсных" при проведении лучевой терапии с целью обеспечения качества укладки пациента и получения требуемого результата лечения.
Требование, установленное пп. 1.3. п. 4 Технического задания:
"Наличие письма от Производителя оборудования, подтверждающее квалификацию сервисной службы обслуживающей организации", а так же требование Заказчика установленное пп. 1.6. "Выполнение планового технического обслуживания и технического ремонта оборудования осуществляется сервисными инженерами, прошедшими сертификацию у производителя оборудования в соответствии с инструкциями завода-производителя и специализированное обучение для данного вида оборудования (в соответствии с п.4.1.4. Письма Министерства здравоохранения Российской Федерации от 27 октября 2003 г. N 293-22/233 "О введении в действие методических рекомендаций "Техническое обслуживание медицинской техники).
Инженер Исполнителя обязан предъявить копию действительного сертификата о прохождении обучения на проведение технического обслуживания, полученного у производителя оборудования на соответствующие наименование медицинской техники перед началом оказания услуг. Инженер не предъявивший Заказчику копии сертификата и письмо от Производителя оборудования, подтверждающее квалификацию сервисной службы обслуживающей организации, не допускается до выполнения технического обслуживания и ремонта оборудования.", не являются нарушением ч. 3 ст. 33 Федерального закона 44-ФЗ, так как данные требования предъявляются к Исполнителю выполняющий работы/услуги, согласно пп.3 п.5.5 и п.5.10 национального стандарта ГОСТ Р 58451-2019 и п.4.6.и п.5.2, национального стандарта ГОСТ Р 57501-2017, а не к Участнику закупки.
Требования к Участнику закупки приведены в извещение к аукциону, а так же в "Требования к содержанию и составу заявки" (Приложение 1):
Вышеуказанные требования никаким образом не препятствуют в подаче заявки в данный аукцион, не нарушается п.1. ч.1. ст. 31 Федерального закона 44-ФЗ и так как субподряд не запрещен, то вышеуказанные требования не нарушают Федеральный закон 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Приведенный выше национальный стандарт ГОСТ Р 57501-2017, введенный в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 08.06.2017 г. N513-ст, правила применения которого установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации", устанавливает основные требования, которые должны содержаться в технических заданиях для государственных закупок в части технического обслуживания медицинских изделий.
В соответствии с п.4.6, п.4 Общие положения стандарта ГОСТ Р 57501-2017:
"4.6 Заказчик разрабатывает ТЗ с учетом требований изготовителей (производителен) МИ, ТО которых является объектом заказа, и требованиями к проведению ТО которые изложены в эксплуатационной документации."
Заказчик на основании ст. 33 Федерального закона 44-ФЗ формирует ТЗ на основании своих потребностей и технического состояния МИ (отчет по состоянию МИ - Acuity PMI Checklist (Приложение 2) - предоставленный Исполнителем при оказание услуг по техническому обслуживанию Перечень работ п.1.1.,п.1.7, п. 1.8. п. 1.23. п. 1.30.).
В соответствии с п.5.2. п.5 Требования к содержанию технического задания стандарта ГОСТ Р 57501-2017 и п.4.1.4 Письма Министерства здравоохранения Российской Федерации от 27 октября 2003 г. N 293-22/233 "О введении в действие методических рекомендаций "Техническое обслуживание медицинской техники":
"5.2 Требования к квалификации персонала исполнителя:
В разделе приводят требования к квалификации персонала исполнителя:
- исполнитель должен иметь специалистов по всем видам МИ, указанным в перечне МИ, подлежащих ТО. Квалификация специалистов должна быть подтверждена соответствующими удостоверяющими документами. ..."
"4.1.4. Специалисты по техническому обслуживанию медицинской техники должны пройти обучение на предприятиях - производителях соответствующих видов (наименований) медицинской техники или в организациях и учреждениях, имеющих право осуществлять соответствующие виды образовательной деятельности (обучение, профессиональную подготовку, повышение квалификации по техническому обслуживанию соответствующих видов медицинской техники), с получением документа установленного образца"
Так как Рентгеновский симулятор Acuity, обладает сложными высокоточными настройками, и имеет возможность осуществлять связь с сервером производителя Varian, для безопасной и корректной работы данного медицинского оборудования, требуется специалист прошедший обучение работе на данном виде оборудования и имеющий подтверждение в виде сертификата или удостоверения, так как известно, что в Российской Федерации ни одно учебное учреждение не проводит обучение специалистов работе на рентгеновском симуляторе, обучение можно пройти только у производителя медицинского оборудования".
Согласно абзацу 4 пункта 5.5 ГОСТ Р 58451-2019 "Изделия медицинские. Обслуживание техническое. Основные положения", исполнитель работ по техническому обслуживанию (ТО) медицинских изделий (МИ) должен иметь специалистов, прошедших обучение по соответствующим видам МИ в организациях, имеющих право осуществлять образовательную деятельность (профессиональную переподготовку, повышение квалификации по ТО соответствующих видов МИ).
В соответствии с пунктом 5.2 ГОСТ Р 57501-2017 "Техническое обслуживание медицинских изделий. Требование для государственных закупок" Исполнитель должен иметь специалистов по всем видам МИ, указанным в перечне МИ, подлежащих ТО, Квалификация специалистов должна быть подтверждена соответствующими удостоверяющими документами.
Согласно пункту 4.1.4 Методических рекомендаций Министерства здравоохранения Российской Федерации и Министерства промышленности, науки и технологий Российской Федерации, утвержденных и введенных в действие Письмом Департамента государственного контроля лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники Министерства здравоохранения Российской Федерации N 293-22/233 от 27.10.2003 (Рекомендации), квалификация специалиста, осуществляющего ТО может быть также подтверждена путем предоставления документов, свидетельствующих о прохождении обучения на предприятие-производителе соответствующих видов МИ.
Таким образом, квалификация исполнителя может подтверждаться как удостоверяющими документами по соответствующим видам МИ в организациях, имеющих право осуществлять образовательную деятельность, так и документами, свидетельствующими о прохождении обучения на предприятие-производителе соответствующих видов МИ.
В письме ООО "Вариан Медикал Системз (РУС)" от 08.02.2022 указано о рекомендациях производителя, направленных на обеспечение корректной и безопасной работы оборудования, в том числе, что квалификация сервисных инженеров может подтверждаться прохождением ими специализированного обучения и сертификации в соответствии с требованиями производителя в отношении технического обслуживания оборудования.
Заявителем в ходе заседания представлены удостоверение о повышении квалификации по техническому обслуживанию следующих групп медицинской техники класса 2б потенциального риска применения: радиологические медицинские изделия (в части оборудования для рентгенографии и рентгеноскопии), удостоверение о повышении квалификации по курсу "Техническое обслуживание медицинской техники".
Комиссия отмечает, что из положений норм статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что Заказчик вправе определить такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств.
При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.
Таким образом, в зависимости от своих потребностей, заказчик вправе установить требования к качеству, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара и иным характеристикам.
Вместе с тем, требование к потенциальному Исполнителю о предоставлении только письма от производителя оборудования, подтверждающее квалификацию сервисной службы обслуживающей организации может ограничивать потенциальных исполнителей, имеющих документы, подтверждающие квалификацию сервисных инженеров установленного образца, выданные образовательной организацией.
Согласно Протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 07.02.2022 NИЭА1 на участие в закупке было подано 3 заявки, которые были признаны соответствующими требованиям, снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 0,5%.
Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что действия Заказчика содержат нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, руководствуясь частью 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом от 19.11.2014 N727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Р.С. Айвазян
Члены Комиссии: Т.Д.Аблаева
Э.С.Велиляева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 10 февраля 2022 г. N 082/06/106-148/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.02.2022