Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу
ООО "Дорога" (далее - Заявитель) на действия конкурсной комиссии ФБУ "Администрация "Енисейречтранс" (далее - Конкурсная комиссия), при проведении Федеральным агентством морского и речного транспорта (далее - Заказчик), ФБУ "Администрация "Енисейречтранс" (далее - Уполномоченный орган), Конкурсной комиссией, АО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на осуществление строительного контроля за выполнением работ на объекте: "Разработка и реализация комплексного проекта реконструкции гидротехнических сооружений и водных путей Енисейского бассейна. II этап" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0319100001021000009) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Конкурсной комиссии при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Конкурсной комиссией, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Конкурсной комиссии, неправомерно принявшей решение о признании заявки участника закупки с идентификационным номером "30" (ООО "Интерстройпроект") (далее - Победитель) соответствующей требованиям Конкурсной документации и Закона о контрактной системе.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Конкурсная комиссия действовала в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении Конкурса, Конкурсной документации, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 17.12.2021;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) -открытый конкурс в электронной форме;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 18 231 366 рублей;
4) источник финансирования - федеральный бюджет; КБК - 1100408244В294009414;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе - 19.01.2022;
6) на участие в Конкурсе подано 8 заявок от участников закупки, которые признаны соответствующими требованиям Конкурсной документации и Закона о контрактной системе;
7) победителем Конкурса признан Победитель с предложением о цене контракта в размере 3 000 000 рублей.
1. Согласно доводу Заявителя Конкурсной комиссией неправомерно принято решение о признании заявки Победителя соответствующей требованиям Конкурсной документации и Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе (в редакции, действующей на дату размещения извещения) при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.
Частью 12 статьи 55.16 ГрК РФ установлены минимальные размеры взносов в компенсационный фонд возмещения вреда на одного члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации.
Кроме того, частью 13 статьи 55.16 ГрК РФ минимальный размер взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств на одного члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, выразившего намерение принимать участие в заключении договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса с использованием конкурентных способов заключения договоров, в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации.
Согласно части 3 статьи 54.7 Закона о контрактной системе конкурсной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок, документов и информации, предусмотренных частью 11 статьи 24.1 Закона о контрактной системе, принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком конкурсе требованиям, установленным конкурсной документацией, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей.
В соответствии с частью 4 статьи 54.7 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме признается не соответствующей требованиям, установленным конкурсной документацией в случае несоответствия участника такого конкурса требованиям, установленным конкурсной документацией в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в Конкурсе от 01.02.2022 N ПРОII1 (далее - Протокол) заявка Победителя признана соответствующей требованиям Конкурсной документации и Закона о контрактной системе.
Пунктом 14.1.1.3 информационной карты Конкурсной документации установлено следующее требование к участникам закупки: "Член саморегулируемой организации имеет право осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору строительного подряда, заключаемому с использованием конкурентных способов заключения договоров, при соблюдении в совокупности следующих условий:
а) наличие у саморегулируемой организации, членом которой является участник закупки, компенсационного фонда возмещения вреда, сформированного в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
а1) минимальный размер взноса участника закупки в компенсационный фонд возмещения вреда должен быть сформирован в соответствии с требованиями части 12 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
а2) уровень ответственности члена саморегулируемой организации по выполнению обязательств в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, в соответствии с которым участником закупки внесен взнос в компенсационный фонд возмещения вреда, должен быть не ниже цены контракта на выполнение строительно - монтажных работ на объекте, подлежащих строительному контролю (ГК от 14.12.2021 N 0319100001021000007, цена контракта 953 086 180 (девятьсот пятьдесят три миллиона восемьдесят шесть тысяч сто восемьдесят) рублей 00 копеек.
б) наличие у саморегулируемой организации, членом которой является участник закупки, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
б1) минимальный размер взноса участника закупки в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств должен быть сформирован в соответствии с требованиями части 13 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
б2) уровень ответственности члена саморегулируемой организации по выполнению обязательств в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, в соответствии с которым участником закупки внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, должен быть не ниже предложения участника закупки о цене контракта;
в) если совокупный размер обязательств по договорам, заключаемым с использованием конкурентных способов, не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого участником закупки был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частью 13 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации, количество договоров строительного подряда, которые могут быть заключены членом саморегулируемой организации с использованием конкурентных способов заключения договоров, не ограничивается".
На заседании Комиссии установлено, что Победителем в составе заявки на участие в Конкурсе представлена выписка из реестра членов саморегулируемой организации от 11.01.2022 N АС-032/22, согласно которой Победителем внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, не превышающий 500 млн. руб. (второй уровень ответственности), что ниже цены контракта на выполнение строительно-монтажных работ на объекте, подлежащем строительному контролю.
Кроме того, на заседании Комиссии установлено, что участником закупки с идентификационным номером заявки "76" (ООО "Инновации Сибири") в составе заявки на участие в Конкурсе представлена выписка из реестра членов саморегулируемой организации от 18.01.2022 N 0042, согласно которой участником закупки с идентификационным номером заявки "76" (ООО "Инновации Сибири") внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, не превышающий 60 млн. руб. (первый уровень ответственности), что ниже цены контракта на выполнение строительно-монтажных работ на объекте, подлежащем строительному контролю.
Исходя из совокупных норм материального права, обязательность членства в саморегулируемой организации, а также уровень ответственности члена саморегулируемой организации, имеющего намерение выполнять по договору строительный контроль, определяются исходя из размера обязательств по договору о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства, по которому планируется осуществление этого строительного контроля.
Так, согласно сведениям ЕИС, Конкурсной документации строительный контроль осуществляется на объекте "Разработка и реализация комплексного проекта реконструкции гидротехнических сооружений и водных путей Енисейского бассейна. II этап" с ценой контракта 953 086 180 рублей, в связи с чем к участникам Конкурса должны предъявляться требования о наличии третьего уровня ответственности члена саморегулируемой организации.
Вместе с тем требование о соответствии уровня ответственности члена саморегулируемой организации размеру обязательств по договору о реконструкции объекта капитального строительства, по которому планируется осуществление этого строительного контроля, в отношении компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств не установлено в Конкурсной документации, что не соответствует части 13 статьи 55.16 ГрК.
Учитывая изложенное, действия Заказчика, Уполномоченного органа, ненадлежащим образом установивших требование о наличии у участника закупки членства в саморегулируемой организации, нарушают пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, действия Конкурсной комиссии, неправомерно принявшей решение о признании заявок Победителя, участника закупки с идентификационным номером заявки "76" (ООО "Инновации Сибири"), соответствующими требованиям Конкурсной документации и Закона о контрактной системе нарушают часть 4 статьи 54.7 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
2. В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Согласно пункту 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
В соответствии с пунктом 11 Правил для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Согласно пункту 27 Правил, показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Согласно подпункту 1 пункта 18.5.2 информационной карты Конкурсной документации по показателю "Наличие опыта исполнения контрактов/ договоров на оказание услуг, связанных с предметом контракта по настоящей закупке" (далее - Показатель N 1) критерия "Квалификация участника закупки" (далее - Критерий N 1) оценивается наличие у участника закупки опыта исполнения контрактов/договоров (в качестве подрядчика (генподрядчика, исполнителя)) на оказание услуг по осуществлению строительного контроля за выполнением работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства. Оценивается количество исполненных контрактов/договоров на оказание услуг, связанных с предметом контракта по Конкурсу.
Документами, подтверждающими наличие контрактов/договоров на оказание услуг, связанных с предметом контракта по Конкурсу, являются в совокупности:
- копии заключенных и исполненных контрактов/договоров на оказание услуг, связанных с предметом контракта по Конкурсу, со всеми приложениями и дополнительными соглашениями;
- копии актов сдачи-приемки оказанных услуг к представленным контрактам/договорам;
- справка о представленных контрактах/договорах (справка может быть составлена по форме N 2, приведенной застройщиком в Конкурсной документации).
Квалификация считается не подтвержденной, а участнику Конкурса по Показателю N 1 присваивается 0 баллов в случае непредоставления участником конкурса всех требуемых документов.
Вместе с тем, по мнению Комиссии, такой документ, как справка о представленных контрактах/договорах не является подтверждением исполнения участником закупки, представленных контрактов (договоров), а непредоставление в составе заявки на участие в закупке указанной справки не свидетельствует об отсутствии у участника закупки требуемого опыта.
Кроме того, в соответствии с подпунктом 2 пункта 18.5.2 информационной карты Конкурсной документации по показателю "Наличие трудовых ресурсов (наличие у участника закупки специалистов определенного уровня квалификации (квалифицированного персонала))" (далее - Показатель N 2) критерия "Квалификация участника закупки" (далее - Критерий N 1) оценивается наличие у участника Конкурса квалифицированного персонала в строительной сфере, имеющегося в штате участника закупки. Оценивается количество специалистов, имеющихся в штате участника Конкурса, имеющих высшее профессиональное образование по инженерно-строительной специальности, к которым относятся: специалисты квалификации "инженер-строитель", "инженер" по специальности "Промышленное и гражданское строительство".
Документами, подтверждающими наличие в штате участника Конкурса такого квалифицированного персонала в строительной сфере, являются в совокупности:
- копии дипломов о высшем образовании (специалитет или магистратура) с присвоением квалификации "инженер-строитель", "инженер" по специальности "Промышленное и гражданское строительство";
- копии документов, подтверждающих наличие трудовых отношений между участником конкурса и специалистом(ами), имеющим(ими) соответствующую квалификацию. Документами, подтверждающими наличие у участника конкурса трудовых отношений с такими специалистами (таким специалистом), являются: копия трудового договора, трудовой книжки (либо сведения о трудовой деятельности работника, представленные по форме СТД-Р, в случае, если работнику ведется электронная трудовая книжка), копия иного документа, подтверждающего наличие трудовых отношений со специалистом (например, копия приказа о приеме на работу), копия согласия на обработку персональных данных, выданного согласно требованиям действующего законодательства РФ, в том числе Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных", на имя работодателя (участника конкурса), на передачу персональных данных такого специалиста Застройщику;
- копии квалификационных аттестатов либо удостоверений о повышении квалификации по программе "Строительный контроль и надзор".
Комиссия, изучив указанный порядок оценки, приходит к выводу, что в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок по Показателю N 2 Критерия N 1, поскольку оценке подлежат специалисты, находящиеся в штате участника закупки, что исключает возможность привлекать специалистов на основании заключаемых с ними договоров гражданско-правового характера на оказание услуг.
Учитывая изложенное, действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших ненадлежащий порядок оценки заявок по Показателям NN 1, 2 Критерия, нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Дорога" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Конкурсной комиссии нарушение части 4 статьи 54.7 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, Конкурсной комиссии, Уполномоченному органу, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы дела от 10.02.2022 N 28/06/105-258/2022 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 10 февраля 2022 г. N 28/06/105-258/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.02.2022