Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу
ООО "Юнирост" (далее - Заявитель) на действия конкурсной комиссии ФБУ "Администрация "Енисейречтранс" (далее - Конкурсная комиссия), при проведении Федеральным агентством морского и речного транспорта (далее - Заказчик), ФБУ "Администрация "Енисейречтранс" (далее - Уполномоченный орган), Конкурсной комиссией, АО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на осуществление строительного контроля за выполнением работ на объекте: "Разработка и реализация комплексного проекта реконструкции гидротехнических сооружений и водных путей Енисейского бассейна. II этап" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0319100001021000009) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Конкурсной комиссии при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Конкурсной комиссией, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Конкурсной комиссии, неправомерно принявшей решение о признании заявок участника закупки с идентификационным номером "30" (ООО "Интерстройпроект") (далее - Победитель), участника закупки с идентификационным номером заявки "76" (ООО "Инновации Сибири") (далее - Участник N 2) соответствующими требованиям Конкурсной документации и Закона о контрактной системе.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Конкурсная комиссия действовала в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении Конкурса, Конкурсной документации, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 17.12.2021;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) -открытый конкурс в электронной форме;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 18 231 366 рублей;
4) источник финансирования - федеральный бюджет; КБК - 1100408244В294009414;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе - 19.01.2022;
6) на участие в Конкурсе подано 8 заявок от участников закупки, которые признаны соответствующими требованиям Конкурсной документации и Закона о контрактной системе;
7) победителем Конкурса признан Победитель с предложением о цене контракта в размере 3 000 000 рублей.
1. Согласно доводу Заявителя Конкурсной комиссией неправомерно принято решение о признании заявок Победителя, заявки Участника N 2, соответствующими требованиям Конкурсной документации и Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе (в редакции, действующей на дату размещения извещения) при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.
Частью 12 статьи 55.16 ГрК РФ установлены минимальные размеры взносов в компенсационный фонд возмещения вреда на одного члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации.
Кроме того, частью 13 статьи 55.16 ГрК РФ минимальный размер взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств на одного члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, выразившего намерение принимать участие в заключении договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса с использованием конкурентных способов заключения договоров, в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации.
Согласно части 3 статьи 54.7 Закона о контрактной системе конкурсной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок, документов и информации, предусмотренных частью 11 статьи 24.1 Закона о контрактной системе, принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком конкурсе требованиям, установленным конкурсной документацией, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей.
В соответствии с частью 4 статьи 54.7 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме признается не соответствующей требованиям, установленным конкурсной документацией в случае несоответствия участника такого конкурса требованиям, установленным конкурсной документацией в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в Конкурсе от 01.02.2022 N ПРОII1 (далее - Протокол) заявка Победителя, Участника N 2, признаны соответствующими требованиям Конкурсной документации и Закона о контрактной системе.
Пунктом 14.1.1.3 информационной карты Конкурсной документации установлено следующее требование к участникам закупки: "Член саморегулируемой организации имеет право осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору строительного подряда, заключаемому с использованием конкурентных способов заключения договоров, при соблюдении в совокупности следующих условий:
а) наличие у саморегулируемой организации, членом которой является участник закупки, компенсационного фонда возмещения вреда, сформированного в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
а1) минимальный размер взноса участника закупки в компенсационный фонд возмещения вреда должен быть сформирован в соответствии с требованиями части 12 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
а2) уровень ответственности члена саморегулируемой организации по выполнению обязательств в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, в соответствии с которым участником закупки внесен взнос в компенсационный фонд возмещения вреда, должен быть не ниже цены контракта на выполнение строительно - монтажных работ на объекте, подлежащих строительному контролю (ГК от 14.12.2021 N 0319100001021000007, цена контракта 953 086 180 (девятьсот пятьдесят три миллиона восемьдесят шесть тысяч сто восемьдесят) рублей 00 копеек.
б) наличие у саморегулируемой организации, членом которой является участник закупки, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
б1) минимальный размер взноса участника закупки в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств должен быть сформирован в соответствии с требованиями части 13 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
б2) уровень ответственности члена саморегулируемой организации по выполнению обязательств в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, в соответствии с которым участником закупки внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, должен быть не ниже предложения участника закупки о цене контракта;
в) если совокупный размер обязательств по договорам, заключаемым с использованием конкурентных способов, не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого участником закупки был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частью 13 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации, количество договоров строительного подряда, которые могут быть заключены членом саморегулируемой организации с использованием конкурентных способов заключения договоров, не ограничивается".
На заседании Комиссии установлено, что Победителем в составе заявки на участие в Конкурсе представлена выписка из реестра членов саморегулируемой организации от 11.01.2022 N АС-032/22, согласно которой Победителем внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, не превышающий 500 млн. руб. (второй уровень ответственности), что ниже цены контракта на выполнение строительно-монтажных работ на объекте, подлежащем строительному контролю.
Кроме того, на заседании Комиссии установлено, что Участником N 2 в составе заявки на участие в Конкурсе представлена выписка из реестра членов саморегулируемой организации от 18.01.2022 N 0042, согласно которой Участником N 2 внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, не превышающий 60 млн. руб. (первый уровень ответственности), что ниже цены контракта на выполнение строительно-монтажных работ на объекте, подлежащем строительному контролю.
Исходя из совокупных норм материального права, обязательность членства в саморегулируемой организации, а также уровень ответственности члена саморегулируемой организации, имеющего намерение выполнять по договору строительный контроль, определяются исходя из размера обязательств по договору о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства, по которому планируется осуществление этого строительного контроля.
Так, согласно сведениям ЕИС, Конкурсной документации строительный контроль осуществляется на объекте "Разработка и реализация комплексного проекта реконструкции гидротехнических сооружений и водных путей Енисейского бассейна. II этап" с ценой контракта 953 086 180 рублей, в связи с чем к участникам Конкурса должны предъявляться требования о наличии третьего уровня ответственности члена саморегулируемой организации.
Вместе с тем требование о соответствии уровня ответственности члена саморегулируемой организации размеру обязательств по договору о реконструкции объекта капитального строительства, по которому планируется осуществление этого строительного контроля, в отношении компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств не установлено в Конкурсной документации, что не соответствует части 13 статьи 55.16 ГрК.
Учитывая изложенное, действия Заказчика, Уполномоченного органа, ненадлежащим образом установивших требование о наличии у участника закупки членства в саморегулируемой организации, нарушают пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, действия Конкурсной комиссии, неправомерно принявшей решение о признании заявок Победителя, Участника N 2, соответствующими требованиям Конкурсной документации и Закона о контрактной системе нарушают часть 4 статьи 54.7 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Решением Комиссии ФАС России от 10.02.2022 по делу N 28/06/105-258/2022 (далее - Решение) в действиях Заказчика, Уполномоченного органа, Конкурсной комиссии выявлены следующие нарушения:
- пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении ненадлежащим образом в Конкурсной документации требования о наличии у участника закупки членства в саморегулируемой организации;
- части 4 статьи 54.7 Закона о контрактной системе, выразившееся в неправомерном принятии решения о признании заявок Победителя, Участника N 2, соответствующими требованиям Конкурсной документации и Закона о контрактной системе;
- пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе,выразившееся в установлении в Конкурсной документации ненадлежащего порядка оценки заявок участников Конкурса.
На основании Решения Заказчику, Уполномоченному органу, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки выдано предписание от 10.02.2022 по делу N 28/06/105-258/2022 (далее - Предписание) об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе путем внесения изменений в Конкурсную документацию. Срок исполнения Предписания - 02.03.2022.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Юнирост" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Конкурсной комиссии нарушение части 4 статьи 54.7 Закона о контрактной системе.
4. В связи с тем, что по выявленным нарушениям выдано предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок от 10.02.2022 по делу N 28/06/105-258/2022, по данному решению предписание не выдавать.
5. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решения от 10.02.2022 по делу N 28/06/105-258/2022 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях не передавать.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 10 февраля 2022 г. N 28/06/105-277/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.02.2022