На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (ред. от 02.07.2021) (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила),в соответствии с приказом ФАС России от 15.11.2021 N 1264/21 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев посредством видео-конференц-связи обращение ИП Чащина С.А. (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения Закона о контрактной системе в действиях УМВД России по Брянской области (далее - Заказчик), аукционной комиссии УМВД России по Брянской области (далее - Аукционная комиссия) при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, АО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку сплит-систем в рамках строительства объекта капитального строительства: "Административное здание УМВД России по Брянской области по адресу: г. Брянск, Советский район, ул. Советская" (в рамках государственного оборонного заказа) (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0127100001621000051) (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения Закона о контрактной системе в действиях Заказчика, Аукционной комиссии при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Аукционной комиссии:
1) Заказчиком ненадлежащим образом сформирована начальная (максимальная) цена контракта по Аукциону;
2) Аукционной комиссией неправомерно принято решение о допуске к участию в Аукционе участника закупки с идентификационным номером "54";
3) Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлено описание объекта закупки.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик, Аукционная комиссия действовали в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В ходе проведения внеплановой проверки 28.01.2022 в целях полного и всестороннего изучения материалов в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 08.02.2022.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС -07.09.2021;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) - 615 278,20 рублей;
4) источник финансирования - федеральный бюджет (в рамках государственного оборонного заказа), КБК - 18803020840394009413;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 20.09.2021;
6) на участие в Аукционе подано 3 заявки от участников закупки;
7) дата рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе - 21.09.2021;
8) на основании части 8 статьи 67 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся, в связи с тем, что по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе Аукционная комиссия приняла решение о допуске одного участника закупки, подавшего заявку на участие в Аукционе;
9) по результатам рассмотрения единственной заявки участник закупки признан соответствующим требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе;
10) Заказчиком с ООО "Новый стиль" (далее - Победитель) заключен государственный контракт от 04.10.2021 N 2121188100512003234016700/ 01271000016210000510001 (реестровая запись в ЕИС - 1323401670021000089).
В соответствии с документацией об Аукционе закупка осуществляется в рамках государственного оборонного заказа в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе".
1. Согласно доводу Заявителя Заказчиком ненадлежащим образом сформирована начальная (максимальная) цена контракта по Аукциону.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 22 Закона о контрактной системе начальная (максимальная) цена контракта определяется и обосновывается заказчиком посредством применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).
Частью 2 статьи 22 Закона о контрактной системе установлено,что метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем),на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг.
Согласно части 3 статьи 22 Закона о контрактной системе при применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) информация о ценах товаров, работ, услуг должна быть получена с учетом сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
В соответствии с частью 5 статьи 22 Закона о контрактной системе в целях применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) могут использоваться общедоступная информация о рыночных ценах товаров, работ, услуг в соответствии с частью 18 статьи 22 Закона о контрактной системе, информация о ценах товаров, работ, услуг, полученная по запросу заказчика у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг, а также информация, полученная в результате размещения запросов цен товаров, работ, услуг в единой информационной системе.
В соответствии с частью 6 статьи 22 Закона о контрактной системе метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно документации об Аукционе предметом закупки является поставка сплит-систем.
В разделе 16.4 документации об Аукционе указано, что при расчете начальной (максимальной) цены контракта Заказчиком применялся метод сопоставимых рыночных цен.
На заседании Комиссии представителем Заказчика представлены материалы, согласно которым в целях обоснования начальной (максимальной) цены контракта Заказчиком направлены в адрес потенциальных поставщиков запросы и получены соответствующие коммерческие предложения: запрос от 16.07.2021 N 7/1794 и коммерческое предложение от 21.07.2021 N 609 от ООО ПК "Фанбер", запрос от 23.07.2021 N 7/1858 и коммерческое предложение от 12.08.2021 N 05/08/2021 от ООО "Рубикон", запрос от 26.08.2021 N 7/2122 и коммерческое предложение от 27.08.2021 б/н от ООО "Рефкул", запрос от 26.08.2021 N 7/2123 и коммерческое предложение от 01.09.2021 N 1 от ООО "Максэлектро".
На основании полученной информации Заказчиком произведен расчет начальной (максимальной) цены контракта с применением метода сопоставления рыночных цен.
Комиссия, изучив документацию об Аукционе, запросы, составленные при обосновании начальной (максимальной) цены контракта, коммерческие предложения и пояснения, представленные представителем Заказчика в ходе заседания Комиссии, приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика не противоречат Закону о контрактной системе.
При этом представителем Заявителя на заседании Комиссии не представлено документов и сведений, свидетельствующих об обратном,в связи с чем довод своего подтверждения не нашел.
2. Согласно доводу Заявителя Аукционной комиссией неправомерно принято решение о допуске к участию в Аукционе Победителя.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 6.1 статьи 66 Закона о контрактной системе в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником электронного аукциона в соответствии с частями 3, 5, 8.2 статьи 66 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в электронном аукционе на любом этапе его проведения.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень оснований отказа в допуске к участию в электронном аукционе участникам закупки.
Подпунктом "б" пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе,и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная подпунктом "б" пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
В силу части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
Частью 15 статьи 95 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень оснований для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 21.09.2021 N 0127100001621000051-1 Победитель допущен к участию в Аукционе.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 22.09.2021 N 0127100001621000051-2 вторая часть заявки Победителя признана соответствующей требованиям Закона о контрактной системе и документации об Аукционе.
На заседании Комиссии представитель Заявителя пояснил, что Аукционной комиссией, неправомерно принято решение о допуске к участию в Аукционе Победителя.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил,что в составе первой части заявки Победителя указаны конкретные показатели предложенного к поставке товара, соответствующие требованиям технического задания документации об Аукционе, в связи с чем у Аукционной комиссии отсутствовали основания для отказа в допуске к участию в Аукционе Победителю.
Кроме того, на заседании Комиссии представитель Заказчика сообщил, что у Заказчика на момент заключения контракта с Победителем отсутствовали документы, свидетельствующие о недостоверности сведений, указанных Победителем в составе заявки на участие в Аукционе, в связи с чем у Аукционной комиссии отсутствовали основания для отстранения Победителя от участия в Аукционе на этапе проведения Аукциона.
Согласно сведениям ЕИС Заказчиком 04.10.2021с Победителем заключен государственный контракт.
При этом представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что в ходе исполнения контракта у Заказчика отсутствовали правовые основания для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, в связи с отсутствием у Заказчика доказательств не соответствия Победителя установленным извещением об Аукционе и документацией об Аукционе требованиям к участникам закупки, поставляемому товару или представлением Победителем недостоверной информации о своем соответствии или соответствии поставляемого товара таким требованиям.
Вместе с тем Заявителем на заседании Комиссии не представлено материалов и сведений, свидетельствующих об обратном.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно доводу Заявителя Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлено описание объекта закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 145, Правила) заказчики вправе применять информацию, которая включена в позицию каталога, с даты ее включения в каталог независимо от даты обязательного ее применения в соответствии с пунктом 18 Правил.
В соответствии с пунктом 4 Постановления N 145 заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил с указанной в ней даты начала обязательного применения.
Согласно пункту 5 Правил заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе.
Пунктом 6 Правил установлено, что в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В соответствии с пунктом 18 Правил информация, включаемая в позицию каталога в соответствии с подпунктом "а" пункта 10 Правил, подлежит применению со дня включения в каталог новой позиции каталога. При этом дата начала обязательного применения информации, предусмотренной подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил, устанавливается уполномоченным органом не ранее 30 дней со дня включения в каталог новой позиции каталога.
Согласно доводу Заявителя Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлено описание объекта закупки.
Согласно документации об Аукционе в рамках исполнения контракта требуется поставить 5 типов сплит-систем.
На заседании Комиссии представитель Заказчика представил документы и сведения, согласно которым в совокупности указанных требований к характеристикам сплит-систем каждого вида соответствует как минимум два производителя. Так, например, тип 1 сплит-систем производят: AUX1, Ballu, Centek, IGC, тип 2 сплит-систем производят: Ballu, Energolux, Royal clima, тип 3 сплит-систем производят: AUX3, Ballu, Centek, IGC, тип 4 сплит-систем производят: Ballu, IGC, мульти сплит-систем производят: AUX5, Ballu, IGC (указанный перечень не является исчерпывающим).
Вместе с тем на заседании Комиссии установлено, что в разделе 16.2.1 документации об Аукционе установлены функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики товара, при этом установлены характеристики товаров, не предусмотренные позициями каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ).
В соответствии с документацией об Аукционе в рамках исполнения государственного контракта предусмотрена поставка товара "сплит-системы", характеристики которого предусмотрены позицией КТРУ 28.25.12.130-00000021 "Кондиционер бытовой".
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что характеристики КТРУ не применялись, поскольку позиция КТРУ 28.25.12.130-00000021 "Кондиционер бытовой" является обязательной к применению с 24.09.2021, при этом извещение о проведении Аукциона размещено 07.09.2021.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что позиция КТРУ 28.25.12.130-00000021 "Кондиционер бытовой" на момент размещения извещения о проведении Аукциона содержала версию от 29.12.2020 с датой обязательного применения с 28.01.2021.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, неправомерно не применившего положения КТРУ при описании товара, поставка которого предусмотрена в рамках исполнения государственного контракта, заключаемого по итогам проведения Аукциона, нарушают пункт 1 часть 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилам, приказом ФАС России от 15.11.2021 N 1264/21, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. Предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе не выдавать, поскольку Заказчиком заключен государственный контракт.
3. Передать материалы от 08.02.2022 по делу N П-39/22 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 8 февраля 2022 г. N П-39/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.02.2022