На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в ред. действующей на дату размещения извещения (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила) в соответствии с приказом ФАС России от 15.11.2021 N 1264/21 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи обращение АО "ТЭК-Торг" (далее - Заявитель) на действия АО "Россельхозбанк" (далее - Банк) при проведении ГКУ Республики Марий Эл "Марийскавтодор" (далее - Заказчик), аукционной комиссией Заказчика (далее - Аукционная комиссия), Оператором электронной площадки электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по установке специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме и имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи для обеспечения контроля за дорожным движением (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0308200000122000001) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в части действий Банка в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в ред. действующей на дату размещения извещения "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Банка при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, Банком в соответствии с Законом о контрактной системе нарушен срок ответа на запрос Оператора электронной площадки.
Представитель Банка на заседании Комиссии не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Банк действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Оператора электронной площадки 10.02.2022 в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 11.02.2022.
В результате рассмотрения обращения и осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Банка Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при проведении Аукциона:
1) извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС - 24.01.2022;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 28 783 333, 40 рублей;
4) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 02.02.2022;
5) на участие в Аукционе подано 7 заявок от участников закупки;
6) дата проведения Аукциона - 02.02.2022;
7) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта ни один участник не подавал.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 44 Закона о контрактной системе при проведении электронных процедур в случае предоставления обеспечения заявки на участие в закупке в виде денежных средств:
а) подача заявки на участие в закупке означает согласие участника закупки на блокирование денежных средств, находящихся на его специальном счете, в размере обеспечения заявки на участие в закупке;
б) оператор электронной площадки не позднее десяти минут с момента получения заявки на участие в закупке, поданной до окончания срока подачи заявок на участие в закупке, направляет в банк, в котором открыт специальный счет, информацию о реквизитах такого счета и размере денежных средств, необходимом для обеспечения заявки на участие в закупке;
в) банк не позднее сорока минут с момента получения информации, предусмотренной подпунктом "б" пункта 3 части 5 статьи 44 Закона о контрактной системе, осуществляет блокирование денежных средств на специальном счете в размере обеспечения заявки на участие в закупке и направляет информацию об осуществленном блокировании оператору электронной площадки. В случае отсутствия на специальном счете незаблокированных денежных средств в этом размере банк такое блокирование не осуществляет и в указанный срок направляет оператору электронной площадки информацию об отсутствии на специальном счете денежных средств в размере, необходимом для обеспечения заявки;
г) в случае получения от банка информации об отсутствии на специальном счете денежных средств в размере, необходимом для обеспечения заявки на участие в закупке, оператор электронной площадки осуществляет в соответствии с подпунктом "е" пункта 5 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе возврат заявки подавшему ее участнику закупки.
В соответствии с частью 7 статьи 44 Закона о контрактной системе каждый оператор электронной площадки заключает соглашение о взаимодействии с каждым из банков, включенных в перечень, предусмотренный подпунктом "а" пункта 1 части 5 статьи 44 Закона о контрактной системе. Требования к условиям таких соглашений определяются Правительством Российской Федерации. Взаимодействие между оператором электронной площадки и банком в соответствии с требованиями статьи 44 Закона о контрактной системе осуществляется в электронной форме.
В соответствии с пунктом 2 требований к условиям соглашения взаимодействия Оператора электронной площадки с Банком, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2018 N 626 "О требованиях к договору специального счета и порядку использования имеющегося у участника закупки банковского счета в качестве специального счета, требованиях к условиям соглашения о взаимодействии оператора электронной площадки с банком" соглашение должно содержать в том числе условия:
а) об осуществлении взаимодействия в электронной форме и о его порядке;
б) о направлении банком оператору электронной площадки информации об участнике закупки, которому таким банком открыт специальный счет, а также о закрытии такого счета;
в) о порядке и случаях блокирования банком денежных средств на специальном счете, предусмотренном подпунктом "а" пункта 1 части 5 статьи 44 Закона о контрактной системе, прекращения блокирования таких денежных средств на основании информации, предусмотренной Законом о контрактной системе и направляемой оператором электронной площадки в банк в порядке, определенном в соответствии с частью 2 статьи 24.1 Законом о контрактной системе;
г) об ответственности оператора электронной площадки перед банком за своевременность и достоверность информации, предоставляемой оператором электронной площадки банку в целях выполнения банком требований Федерального закона;
д) о направлении оператором электронной площадки в банк в соответствии с договором между банком и участником закупки распоряжения о переводе денежных средств в размере платы, предусмотренной частью 4 статьи 24.1 Закона о контрактной системе, в случае взимания такой платы с участника закупки.
На заседании Комиссии Заявитель пояснил, что Банком не предоставлен ответ в установленный Законом о контрактной системе срок на запрос Заявителя.
Вместе с тем на заседании Комиссии установлено, что участником Аукциона ООО "Русоператор" подана 02.02.2022 в 08:59 заявка на участие в Аукционе. Оператором электронной площадки направлен запрос в 8:59 в Банк о блокировке денежных средств для обеспечения заявки.
При этом ответ Оператору электронной площадки от Банка поступил 02.02.2022 в 11:37, то есть с нарушением регламентированного срока.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Банка нарушают пункт 3 части 5 статьи 44 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать обращение АО "ТЭК-Торг" обоснованным.
2. Признать в действиях Банка нарушение пункта 3 части 5 статьи 44 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 11 февраля 2022 г. N 22/44/99/36
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.02.2022