Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу
ООО "МД-Консалтинг" (далее - Заявитель) на действия Второго апелляционного суда общей юрисдикции (далее - Заказчик), при проведении Заказчиком, аукционной комиссией Заказчика (далее - Аукционная комиссия), АО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание комплекса услуг по уборке помещений в здании Второго апелляционного суда общей юрисдикции в первом полугодии 2022 года (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0172400000722000001) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, не установившего в извещении о проведении Аукциона (далее - Извещение) требования к содержанию, составу заявки на участие в Аукционе и инструкцию по ее заполнению.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика 11.02.2022 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы объявлен перерыв, заседание продолжилось 15.02.2022.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, протоколами, составленными при осуществлении Аукциона:
1) Извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС - 24.01.2022;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 4 153 604,15 рубля;
4) источник финансирования - федеральный бюджет; КБК - 43801059090090020244;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 09.02.2022;
6) дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта - 09.02.2022;
7) на участие в Аукционе подано 28 заявок от участников закупки, принимавших участие в процедуре подачи предложений о цене контракта, заявки которых признаны соответствующими требованиям Извещения;
8) победителем Аукциона признано ООО "Бибио" с минимальным предложением о цене контракта в размере 1 726 926 рублей.
1. Согласно доводу Заявителя Заказчиком в Извещении не установлены требования к содержанию, составу заявки на участие в Аукционе и инструкция по ее заполнению.
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать электронные документы, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
Общие требования к составу заявки на участие в закупке определены статьей 43 Закона о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 49 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе.
Комиссией установлено, что Заказчиком в Извещении не установлены требования к содержанию, составу заявки на участие в Аукционе в соответствии с Законом о контрактной системе, а также отсутствует инструкция по ее заполнению.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что в связи с технической ошибкой при публикации Извещения Заказчиком не размещен электронный документ, содержащий требования к составу заявки на участие в Аукционе и инструкция по ее заполнению.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что указанные действия Заказчика нарушают пункт 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При проведении внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
2. В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о требованиях, предъявляемых к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
В соответствии с частями 2, 3 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, а также перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, установленным в части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Указанные дополнительные требования, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки таким требованиям, установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571).
Комиссией установлено, что в рамках исполнения государственного контракта, заключаемого по результатам проведения Аукциона, предполагается оказание комплекса услуг по уборке помещений в здании Второго апелляционного суда общей юрисдикции в первом полугодии 2022 года.
Согласно пункту 36 приложения к Постановлению N 2571 к участникам закупки при оказании услуг по уборке зданий, сооружений, прилегающих к ним территорий предъявляется требование о наличии опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего оказание услуг по уборке зданий, сооружений, прилегающих к ним территорий. Цена оказанных услуг по договору должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с подпунктом "а" части 3 Постановления N 2571 положения Постановления N 2571 применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по позиции "36" в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта превышает 1 млн. рублей.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в Извещении не установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с Постановлением N 2571.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В силу части 1 статьи 45 Закона о контрактной системе заказчики в качестве обеспечения заявок, исполнения контрактов, гарантийных обязательств принимают независимые гарантии.
Пунктом 16 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, условия независимой гарантии (если требование обеспечения заявки установлено в соответствии со статьей 44 Закона о контрактной системе), реквизиты счета, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, реквизиты счета для перечисления денежных средств в случае, предусмотренном частью 13 статьи 44 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением независимой гарантии, соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику.
Положениями Извещения установлено следующее: "обеспечение заявки на участие в электронном аукционе может предоставляться участником закупки в виде денежных средств или банковской гарантии".
Кроме того, пунктом 3.1 проекта государственного контракта Извещения установлено следующее: "настоящий контракт заключен после предоставления исполнителем заказчику обеспечения исполнения контракта в форме безотзывной банковской гарантии или передачи заказчику в залог денежных средств".
Таким образом, действия Заказчика, установившего в Извещении и в проекте государственного контракта Извещения условие о возможности предоставления обеспечения заявки, исполнения государственного контракта банковской гарантией нарушают пункт 16 части 1 статьи 42, часть 3 статьи 96 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Частью 29.1 статьи 34 Закона о контрактной системе определен исчерпывающий перечень работ, услуг, при выполнении которых в контракт может быть включено условие о выполнении подрядчиком работ, об оказании исполнителем услуг самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению обязательств, предусмотренных контрактом.
На заседании Комиссии установлено, что в пункте 3.3.3 проекта государственного контракта Извещения установлено следующее: "Исполнитель не вправе для оказания услуги в процессе исполнения Контракта привлекать соисполнителей", что не предусмотрено положениями Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия Заказчика, установившего вышеуказанный запрет, нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. В соответствии с частью 30 статьи 34 Закона о контрактной системе, если заказчиком в соответствии с частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе установлено требование обеспечения исполнения контракта, в контракт включается обязательство поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае отзыва в соответствии с законодательством Российской Федерации у банка, предоставившего независимую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта, лицензии на осуществление банковских операций предоставить новое обеспечение исполнения контракта не позднее одного месяца со дня надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) о необходимости предоставить соответствующее обеспечение.
Пунктом 6.4 проекта государственного контракта Извещения установлено следующее: "В случае, если по каким-либо причинам обеспечение исполнения обязательств по настоящему Контракту перестало быть действительным, закончило свое действие или иным образом перестало обеспечивать исполнение Исполнителем своих обязательств по Контракту, в том числе в случае отзыва лицензии, банкротства или ликвидации банка-гаранта, выдавшего банковскую гарантию, Исполнитель обязуется в течение 10 дней представить Заказчику иное (новое) надлежащее обеспечение исполнения обязательств по Контракту в форме, предусмотренной Федеральным законом от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", на тех же условиях и в том же размере, которые указаны в Контракте".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что в проекте государственного контракта Извещения неправомерно содержится требование о предоставлении нового обеспечение исполнения государственного контракта исполнителем Заказчику в течение 10 дней, что нарушает часть 30 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрено частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "МД-Консалтинг" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 6 статьи 31, части 30 статьи 34, пунктов 12, 16 части 1, пункта 3 части 2 статьи 42, части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 15.02.2022 N 28/06/105-290/2022 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 15 февраля 2022 г. N 28/06/105-290/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.02.2022