Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу АО "СМУ-Дондорстрой" (далее - Заявитель) на действия ФКУ "Управление автомобильной магистрали Москва - Нижний Новгород Федерального дорожного агентства" (далее - Заказчик), конкурсной комиссии ФКУ "Управление автомобильной магистрали Москва - Нижний Новгород Федерального дорожного агентства (далее - Конкурсная комиссия)" при проведении Заказчиком, Конкурсной комиссией, АО "РАД" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на содержание автомобильных дорог общего пользования федерального значения: М-7 "Волга" Москва - Владимир - Нижний Новгород - Казань - Уфа на участках км 340+660 - км 399+000, 442+796 - км 573+790; М-7 "Волга" Москва - Владимир - Нижний Новгород - Казань - Уфа, на участке обхода г. Нижний Новгород км 399+000 - км 429+540, Нижегородская область. Содержание искусственных сооружений на автомобильных дорогах общего пользования федерального значения: М-7 "Волга" Москва - Владимир - Нижний Новгород - Казань - Уфа на участках км 340+660 - км 399+000, 442+796 - км 573+790; М-7 "Волга" Москва - Владимир - Нижний Новгород - Казань - Уфа, на участке обхода г. Нижний Новгород км 399+000 - км 429+540, Нижегородская область (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0348100006021000072) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции, действующей на дату размещения извещения о проведении Конкурса N 0348100006021000072 от 06.12.2021 (далее - Извещение) (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Конкурсной комиссии при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя:
1) Заказчиком в документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок на участие в конкурсе по показателю "Качество услуг (работ)" (далее - Показатель) критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" (далее - Критерий).
2) Конкурсной комиссией ненадлежащим образом применен порядок оценки заявки Заявителя по Показателю Критерия.
Представители Заказчика на заседании Комиссии не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик, Конкурсная комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 06.12.2021;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 043 250 467,26 руб.
4) источник финансирования - федеральный бюджет;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе - 26.01.2022;
6) на участие в Конкурсе подано 5 заявок от участников закупки;
7) дата рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в Конкурсе - 28.01.2022;
8) к участию в Конкурсе допущены 5 участников закупки;
9) дата окончания подачи окончательных предложений о цене контракта - 02.02.2022;
10) дата рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в Конкурсе - 02.02.2022;
11) дата подведения итогов открытого конкурса в электронной форме - 02.02.2022;
12) по результатам рассмотрения вторых частей заявок на участие в Конкурсе принято решение о признании 5 заявок участников закупки соответствующими требованиям Конкурсной документации и Закону о контрактной системе;
13) победителем Конкурса признано ООО "Лидер-Строй" с предложением о цене контракта в размере 938 249 150 руб.
1. По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, ненадлежащим образом, установившим порядок оценки заявок участников закупки по Показателю Критерия.
В соответствии с частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения документации и (или) извещения о проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таких процедурах.
Кроме того, частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе установлено, что по истечении указанных сроков обжалование данных действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, комиссии по осуществлению закупок осуществляется только в судебном порядке.
Согласно Извещению дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе - 26.01.2022. Вместе с тем жалоба направлена Заявителем в ФАС России 08.02.2022, то есть после окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе.
Учитывая изложенное, в соответствии с частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе указанный довод Заявителя Комиссией не рассматривается.
2. По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Конкурсной комиссии, поскольку ненадлежащим образом применен порядок оценки заявок на участие в Конкурсе при оценке заявки Заявителя.
В соответствии с частью 5 статьи 54.5 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме участников закупки, допущенных к участию в таком конкурсе, по критерию, установленному пунктом 3 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе (при установлении этого критерия в конкурсной документации).
Частью 6 статьи 54.5 Закона о контрактной системе установлено, что по результатам рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме конкурсная комиссия оформляет протокол рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в таком конкурсе, который подписывается всеми присутствующими на заседании конкурсной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в таком конкурсе.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает критерий качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Согласно пункту 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Пунктом 25 Правил установлен исчерпывающий перечень показателей, которые могут быть установлены в отношении нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок", в числе которых "качество товаров (качество работ, качество услуг").
В Конкурсной документации предусмотрен следующий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе:
- стоимостной критерий "Цена государственного контракта" с величиной значимости - 60%;
- Критерий с величиной значимости - 40%.
В отношении Критерия Заказчиком установлен Показатель.
Согласно подпункту 13.4.2 пункта 13 Конкурсной документации предметом оценки заявок в рамках Показателя Критерия являются:
- "Информация по оказанию услуг (работ)" (далее - Предмет оценки N 1);
- "Описание мероприятий по технике безопасности и охране труда при оказании услуг (работ) и описание мероприятий по охране окружающей среды при оказании услуг (работ) по содержанию объекта закупки" (далее - Предмет оценки N 2).
При этом Заказчиком установлена следующая шкала оценки заявок с установлением следующего количества баллов в отношении Предмета оценки N 1:
"0 баллов - в случае не предоставления предложения по Показателю N 1 Критерия N 2, представления только скопированных положений конкурсной документации и (или) ее приложений, наличия в представленном предложении несоответствий требованиям действующего законодательства, наличие в представленном предложении несоответствий требованиям конкурсной документации, наличие недостоверной информации;
30 баллов - в случае, если представленное предложение содержит информацию не по всем разделам, перечисленным подпунктом а) пункта 7.2. конкурсной документации (описание организации и технологии оказания услуг (работ) по содержанию объекта закупки /описание системы контроля качества оказания услуг (работ) по содержанию объекта закупки).
60 баллов - в случае, если представленное предложение в соответствии с требованиями действующего законодательства и конкурсной документации содержит с привязкой к объекту закупки информацию по всем разделам, перечисленным подпунктом а) 7.2 конкурсной документации (описание организации и технологии оказания услуг (работ) по содержанию объекта закупки /описание системы контроля качества оказания услуг (работ) по содержанию объекта закупки).
Кроме того, аналогичный порядок оценки заявок с привязкой к объекту закупки и требованиям технического задания Конкурсной документации установлен Заказчиком в отношении Предмета оценки N 2.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в конкурсе N 0348100006021000072 от 28.01.2022 (далее - Протокол N 0348100006021000072 от 28.01.2022) Конкурсной комиссией в отношении Показателя Критерия участнику закупки с идентификационным номером заявки N ОК-25549 (заявка Заявителя) присвоено следующее количество баллов - 14.28 / 5.71.
При этом в соответствии с Протоколом N 0348100006021000072 от 28.01.2022 принято следующее решение Конкурсной комиссии в отношении заявки Заявителя: 1) по Предмету оценки N 1 председателем Конкурсной комиссии принято решение о присвоении - 60/24 баллов, членами Конкурсной комиссии N 1, 2, 3, 4, 5, 6 принято решение о присвоении - 0 / 0; 2) по Предмету оценки N 2 председателем Конкурсной комиссии присвоено - 40/16 баллов, членами Конкурсной комиссии N 1, 2, 3, 4, 5, 6 присвоено - 0 / 0. Итоговое количество баллов присвоенное Конкурсной комиссией заявке Заявителя - 14.28/5.71 баллов.
Согласно Конкурсной документации по Предмету оценки N 1, 2 установлены значения показателей такие, как "наличие в представленном предложении несоответствий требованиям конкурсной документации, наличие недостоверной информации".
При этом согласно Протоколу N 0348100006021000072 от 28.01.2022 основанием присвоения заявке Заявителя 0/0 баллов по Показателю Критерия явились указания в представленном предложении участника закупки в отношении Предмета оценки N 1 информации, не соответствующей требованиям действующего законодательства, а также требованиям конкурсной документации: 1) ссылок на стандарты, которые утратили силу, а именно ГОСТ 12.2.011-78, ГОСТ 12.2.012-75, ГОСТ 12.2.026.0-77; 2) ссылок на стандарты, их обозначение без последних цифр (год регистрации стандарта), в отношении Предмета оценки N 2 - указания на стандарты, которые утратили силу ГОСТ 12.1005-76, ГОСТ 11506-94, ГОСТ 12.2012-75.
Вместе с тем Комиссия, изучив заявку Заявителя установила, что заявка с идентификационным номером N ОК-25549 содержит указания на ГОСТ 12.2.011-78, ГОСТ 12.2.012-75, ГОСТ 12.2.026.0-77, установленные Заказчиком в Приложении N 10 Конкурсной документации "Перечень нормативных правовых документов, обязательных при оказании услуг по содержанию" (далее - Приложение N 10).
В ходе заседания Комиссией установлено, что заявка Заявителя содержит ссылку на примечание в соответствии с которой, участник Конкурса декларирует, что при оказании услуг (выполнении работ) в рамках исполнения обязательств по государственному контракту "будет руководствоваться требованиями действующей нормативно-технической литературы (Федеральные законы, постановления Правительства Российской Федерации, постановления Госстроя Российской Федерации, Приказы, ГОСТ, СНиП, СП, ПНСТ, ОДМ, Регламенты, Технические регламенты и др.)".
Кроме того, согласно ссылке на примечание Приложения N 10 Заказчиком установлено, что "в ходе исполнения контракта, должны использоваться актуальные редакции документов, могут учитываться вновь вводимые и/или не указанные в настоящем приложении нормативные документы при согласовании с Заказчиком".
При этом государственные стандарты являются, нормами стандартизации и не относятся к системе законодательства Российской Федерации, нормам законодательного права, регулирующим те или иные правовые отношения, виды деятельности юридических лиц.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что при оценке заявки Заявителя, Конкурсной комиссией не применен, установленный в Конкурсной документации порядок оценки заявок на участие в Конкурсе в отношении Показателя Критерия.
Кроме того, Комиссия установила, что согласно Протоколу
N 0348100006021000072 от 28.01.2022 по аналогичному основанию о не соответствии сведений, указанных в предложении участника заявки с идентификационным номером OK-25560, требованиям действующего законодательства по Предметам оценки N 1 и 2 решением председателя Конкурсной комиссии присвоено - 0/0, каждым членом Конкурсной комиссии N 1, 2, 3, 4, 5, 6 присвоено - 0/0 баллов. Итоговое количество баллов присвоенное Конкурсной комиссией заявке по Показателю Критерия - 0/0 баллов.
Учитывая изложенное, действия Конкурсной комиссии нарушают часть 5 статьи 54.5 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение, которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. При проведении внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
Согласно Протоколу N 0348100006021000072 от 28.01.2022 Конкурсной комиссией в отношении Показателя Критерия участникам закупок с идентификационными номерами заявок NN ОК-25544, ОК-25528, ОК-25485 присвоено следующее количество баллов:
Идентификационный номер заявки |
Показатель Критерия (без учета / с учетом значимости критерия) |
ОК-25544 |
100/40 |
ОК-25528 |
40 / 16 |
ОК-25485 |
40 / 16 |
В соответствии с Протоколом N 0348100006021000072 от 28.01.2022 принято следующее решение Конкурсной комиссии в отношении оценки заявки с идентификационным номером ОК-25544: 1) по Предмету оценки N 1 председателем Конкурсной комиссии и каждым членом Конкурсной комиссии N 1, 2, 3, 4, 5, 6 принято решение о присвоении - 60 / 24 баллов; по Предмету оценки N 2 председателем Конкурсной комиссии и каждым членом Конкурсной комиссии N 1, 2, 3, 4, 5, 6 принято решение о присвоении - 40/16 баллов. Итоговое количество баллов присвоенное Конкурсной комиссией заявке по Показателю Критерия - 100/40 баллов.
При этом в соответствии с Протоколом N 0348100006021000072 от 28.01.2022 принято следующее решение Конкурсной комиссии в отношении оценки заявки с идентификационным номером OK-25528: 1) по Предмету оценки N 1 председателем Конкурсной комиссии и членами Конкурсной комиссии N 1, 2, 3, 4, 5, 6 принято решение о присвоении - 0/0 баллов; 2) по Предмету оценки N 2 председателем Конкурсной комиссии и каждым членом Конкурсной комиссии N 1, 2, 3, 4, 5, 6 принято решение о присвоении - 40 / 16 баллов. Итоговое количество баллов присвоенное Конкурсной комиссией заявке по Показателю Критерия - 40/16 баллов.
Также установлено, что согласно Протоколу N 0348100006021000072 от 28.01.2022 принято следующее решение Конкурсной комиссии в отношении оценки заявки с идентификационным номером OK-25485: 1) по Предмету оценки N 1 председателем Конкурсной комиссии и членами Конкурсной комиссии N 1, 2, 3, 4, 5, 6 принято решение о присвоении - 0/0 баллов; по Предмету оценки N 2 председателем Конкурсной комиссии и каждым членом Конкурсной комиссии N 1, 2, 3, 4, 5, 6 принято решение о присвоении - 40/16 баллов. Итоговое количество баллов присвоенное Конкурсной комиссией заявке по Показателю Критерия - 40/16 баллов.
Таким образом, с учетом отсутствия пояснений представителей Заказчика о том, каким именно образом Конкурсная комиссия применила порядок оценки в отношении заявок участников закупок с порядковыми номерами заявок NN ОК-25544, ОК-25528, ОК-25485 в частности о присвоении значений баллов, не предусмотренных шкалой порядка оценки заявок участников Конкурса, Комиссия приходит к выводу о ненадлежащем формировании Заказчиком в Конкурсной документации порядка оценки заявок на участие в Конкурсе, что вводит в заблуждение как участников закупки, так и членов Конкурсной комиссии, поскольку не представляется возможным прийти к выводу о порядке присвоения баллов заявкам участников в соответствии с установленной в Конкурсной документации шкалой оценки заявок.
Учитывая изложенное, действия Заказчика нарушают пункт 8 часть 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение, которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 6 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу АО "СМУ-Дондорстрой" обоснованной.
2. В соответствии с частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе довод Заявителя, указанный в пункте 1 мотивировочной части решения оставить без рассмотрения.
3. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
4. Признать в действиях Конкурсной комиссии нарушение части 5 статьи 54.5 Закона о контрактной системе.
5. Выдать Заказчику, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
6. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России материалы от 14.02.2022 по делу N 28/06/105-359/2022 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 14 февраля 2022 г. N 28/06/105-359/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.02.2022