Резолютивная часть решения оглашена 15.02.2022.
Решение в полном объеме изготовлено 18.02.2022.
На основании ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 (далее -Правила), Комиссией Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области (далее - Комиссия Липецкого УФАС России) в составе: "_"
рассматривается обращение муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад "Ромашка" с.Тербуны Тербунского района Липецкой области (далее также- заказчик), содержащее информацию об одностороннем отказе от исполнения контракта от 05.07.2021 N08466000007210000230001 на ремонтные работы по созданию условий для инклюзивного образования детей- инвалидов в МБДОУ детский сад "Ромашка" Липецкая обл., Тербунский р-н, с. Тербуны, ул. Куйбышева, 22 (реестровый номер контракта 3481500206021000007), заключенного с индивидуальным предпринимателем "_" по итогам электронного аукциона с реестровым номером 0846600000721000023, а также проводится проверка фактов, свидетельствующих об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями с индивидуальным предпринимателем "_" условий контракта.
На основании п.13 Правил, приказа Липецкого УФАС России Комиссией проводится внеплановая проверка, предусмотренная пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, на предмет соблюдения заказчиком требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при проведении вышеуказанной закупки.
Проверка проведена при участии посредством видеоконференцсвязи законного представителя муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад "Ромашка" с.Тербуны Тербунского района Липецкой области.
В ходе анализа представленных документов и сведений Комиссией Липецкого УФАС России установлено следующее.
В Липецкое УФАС России 09.02.2022 от заказчика поступило обращение о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении индивидуального предпринимателя "_" (далее по тексту также - подрядчик) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта от 05.07.2021 N08466000007210000230001 на ремонтные работы по созданию условий для инклюзивного образования детей- инвалидов в МБДОУ детский сад "Ромашка" Липецкая обл., Тербунский р-н, с. Тербуны, ул. Куйбышева, 22 (реестровый номер контракта 3481500206021000007), заключенного с индивидуальным предпринимателем "_" по итогам электронного аукциона с реестровым номером 0846600000721000023.
05.07.2021 заказчиком и подрядчиком заключен контракт N08466000007210000230001 на ремонтные работы по созданию условий для инклюзивного образования детей- инвалидов в МБДОУ детский сад "Ромашка" Липецкая обл., Тербунский р-н, с. Тербуны, ул. Куйбышева, 22 (реестровый номер контракта 3481500206021000007) (далее -контракт; договор).
В силу п. 1.1 контракта, Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязанность выполнить ремонтные работы по созданию условий для инклюзивного образования детей- инвалидов в МБДОУ детский сад "Ромашка" Липецкая обл., Тербунский р-н, с. Тербуны, ул. Куйбышева, 22 (далее - объект) в соответствии с локальными сметными расчетами, (далее - работы), и сдать выполненные работы Заказчику в установленные Контрактом сроки, а Заказчик обязуется принять и оплатить выполненные работы в размере и в порядке, которые установлены Контрактом.
Цена контракта составляет 1296160,00 рублей.
Срок выполнения работ: с даты заключения контракта в течение 45 календарных дней (раздел 3 контракта).
Следовательно, крайний день для завершения работ - 19.08.2021.
Вместе с тем, из представленных заказчиком документов следует, что к указанному сроку работы не выполнены подрядчиком.
Так, 05.08.2021 заказчик направил подрядчику претензию с констатацией факта медленного выполнения работ.
В письме от 18.08.2021 заказчик также сообщил о не завершении подрядчиком работ по контракту.
Подрядчик в письме от 18.08.2021 гарантировал заказчику выполнение всех работ по контракту в срок до 18.09.2021.
Однако, из представленных документов следует, что работы в указанный подрядчиком срок не завершены в полном объеме и не переданы заказчику в установленном контрактом порядке.
Заказчик в материалы проверки предоставил копию постановления мирового судьи о назначении административного наказания от 29.09.2021. Согласно данному постановлению подрядчик привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 7.32 КоАП РФ, в связи с неисполнением обязательств по контракту.
Исходя из представленных заказчиком документов установлено, что заказчик давал возможность подрядчику выполнить работы за пределами срока, установленного контрактом, а также срока, указанного подрядчиком - 18.09.2021. Так, заказчик неоднократно принимал решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с не выполнением подрядчиком работ, которые в последующем были им отменены.
Также заказчиком представлено письмо от 15.12.2021 областного казенного учреждения "Управление строительства Липецкой области", осуществляющего строительный контроль на объекте, в котором отражены нарушения при производстве строительно-монтажных работ:
- плитка уложена не на высоту всего помещения, что не соответствует проекту,
- плитка в сан.узле отличается по цвету,
Линолеум имеет вздутия,
-пандус в помещении N1 выполнен не по проекту,
- бетонные работы выполнены некачественно, имеются трещины и неоднородные участки.
Согласно ст. 708 Гражданского кодекса Российской Федерации в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки). Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
Разделом 2 установлено, что расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, а также в случае одностороннего отказа Стороны от исполнения Контракта в соответствии с частями 8-25 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Заказчик имеет право расторгнуть настоящий Контракт в связи с односторонним отказом от исполнения настоящего Контракта в том числе в случаях:
10.3.1. Если Подрядчик не приступил к выполнению работ (комплексу работ, виду работ) течение 5 (пяти) календарных дней с момента, предусмотренного условиями Контракта.
10.3.2. Нарушение Подрядчиком сроков выполнения работ (комплекса работ, вида работ) по Объекту на 5 (пять) календарных дней и более.
10.3.3. Установление факта проведения ликвидации Подрядчика - юридического лица или наличия решения Арбитражного суда о признании Подрядчика банкротом и открытии в отношении него конкурсного производства.
10.3.4. Несоблюдение (отступления от требований, предусмотренных настоящим Контрактом, сметной документации (локальных сметных расчетов), стандартами, нормами и правилами, а также иными действующими нормативно-правовыми актами) Подрядчиком требований по качеству работ и/или технологии проведения работ.
Несоблюдение Подрядчиком требований по качеству работ и/или технологии проведения работ фиксируется в Журнале производства работ, а также Акте об обнаружении недостатков (дефектов).
10.3.5. Использование некачественных материалов, изделий и конструкций, выявленных Заказчиком в ходе осуществления контроля.
10.3.6. Если результаты работ имеют существенные или неустранимые недостатки.
10.3.7. Установление факта приостановления деятельности Подрядчика в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
10.3.8. Нарушение иных условий, предусмотренных настоящим Контрактом и действующим законодательством.
27.12.2021 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с не выполнением подрядчиком работ в полном объеме и в установленный срок.
Комиссией установлено, что согласно представленным документам и сведения датой расторжения контракта является 08.02.2022.
По правилам статьи 2 ГК РФ предпринимательская деятельность осуществляется лицом на свой риск. Принимая решение об участии в торгах, а также условия контракта, осуществляя их акцепт, победитель гарантирует как добросовестность своих намерений как субъект гражданского оборота, так и исполнение обязательств, связанных с рассматриваемыми отношениями.
Согласно ч. 3 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Согласно ч. ч. 1 - 3 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Комиссия Липецкого УФАС России, проведя анализ представленных в материалы проверки документов, установила, что доказательств, свидетельствующих о том, что подрядчиком были приняты все меры для надлежащего исполнения обязательств по рассматриваемому контракту, в материалы проверки не представлено.
Также в материалы проверки не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что выполнение работ по контракту оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Кроме того, необходимо отметить, что контракт заключен по итогам проведения заказчиком электронного аукциона.
Подрядчик подавал заявку, им выражено согласие на выполнение работ на условиях, предусмотренных аукционной документацией, которая также содержала условие о сроках выполнения работ.
Документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу ч.2 ст.437 ГК РФ должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.
У подрядчика не возникло разногласий по контракту, он счел для себя разумным и возможным участие в электронном аукционе.
В связи с чем, имеющиеся в материалам проверки ссылки подрядчика на удорожание строительных материалов как обоснование не выполнения всех работ в установленный срок не может являться объективной причиной, не позволившей ему исполнить принятые на себя обязательства. Подрядчик, принимая решение об участии в закупке, должен был осознавать соразмерность объема выполнения работ, сроков их выполнения и размеры необходимых затрат на их выполнение. Предпринимательская деятельность осуществляется на свой страх и риск.
Как указал Арбитражный суд Липецкой области в своем решении по делу А36-10332/2019, исходя из предмета и цели регулирования ФЗ "О контрактной системе", а также применяемого законодательства к правоотношениям в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд, арбитражный суд считает, что, по своему характеру, включение в реестр недобросовестных поставщиков содержит в себе элементы как публичной, так и гражданской правовой ответственности. С точки зрения административных правоотношений, как вида публично-правовых отношений, понятие и содержание вины юридического лица закреплено в ч.2 ст.2.1 КоАП РФ, в силу которой юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Таким образом, вина юридического лица в административных правоотношениях определена через призму возможности для соблюдения обязательных требований (правил и норм) и принятия лицом всех зависящих от него меры по соблюдению таких требований. В силу п.1 ст.401 Гражданского кодекса РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Следовательно, в рамках гражданско-правовых отношений вина лица определена через призму принятия мер для надлежащего исполнения обязательства, проявления заботливости и осмотрительности, то есть добросовестного поведения лица.
Участник, принимая решение об участии в закупке и подавая соответствующую заявку, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям этого Закона, в том числе, приведших к одностороннему отказу заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением условий контракта.
Процедуры определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предусмотренные Законом о контрактной системе, имеют своей целью обеспечение государственных и муниципальных нужд в товарах (работах, услугах) и завершаются заключением контракта.
При этом, заказчик, планируя свою закупочную деятельность, рассчитывает на его качественное исполнение в установленные сроки.
Однако, действия поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по неисполнению (несвоевременному исполнению) обязательств по контрактам не приводят к достижению заказчиками целей осуществления закупок, эффективного использования бюджетных средств, влекут за собой срывы сроков выполнения работ, необходимых для реализации государственных полномочий и функций.
При этом, подрядчик не обеспечил соблюдение прав и законных интересов заказчика относительно условий и сроков исполнения контракта, в рамках которого предусматривается эффективное использование бюджетных средств в предусмотренном законодательством порядке и в установленные сроки, что привело к нарушению публичных интересов в правоотношениях по исполнению контрактов.
Кроме того, в настоящем случае подрядчик не принял все возможные и зависящие от него меры для соблюдения норм и правил действующего законодательства, условий заключенного контракта, не проявил необходимой внимательности и осмотрительности при осуществлении своей деятельности. Тем самым, он создал все условия для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Более того, после принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта и до его вступления в законную силу подрядчик так и не выполнил все предусмотренные контрактом работы, в установленном порядке не сдал их заказчику.
На заседании Комиссии установлено, что в действиях подрядчика не усматриваются признаки заботливости и осмотрительности, намерение исполнить принятые на себя обязательства.
Подрядчиком не представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта,
- что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В свою очередь заказчиком подтверждены факты существенного нарушения подрядчиком условий контракта.
С учетом изложенного, на основании п.13, п. 15 Правил имеются законные основания для включения сведений о подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Комиссия Липецкого УФАС России, руководствуясь ст.99, ст. 104 Закона о контрактной системе, Правилами,
РЕШИЛА:
1. Включить в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), сроком на два года сведения об индивидуальном предпринимателе "_" (ИНН "_") в связи с односторонним отказом муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад "Ромашка" с.Тербуны Тербунского района Липецкой области от исполнения контракта от 05.07.2021 N08466000007210000230001 на ремонтные работы по созданию условий для инклюзивного образования детей- инвалидов в МБДОУ детский сад "Ромашка" Липецкая обл., Тербунский р-н, с. Тербуны, ул. Куйбышева, 22 (реестровый номер контракта 3481500206021000007), заключенного с индивидуальным предпринимателем Сущенко Надеждой Викторовной по итогам электронного аукциона с реестровым номером 0846600000721000023; идентификационный код закупки: 213481500206048150100100030024399244.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I+II+III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
08.02.2022 |
11.02.2022 |
09.02.2022 |
0 |
09.02.2022 |
16.02.2022 |
15.02.2022 |
0 |
18.02.2022 |
18.02.2022 |
0 |
0 |
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 3 месяцев со дня его вынесения.
"_"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 15 февраля 2021 г. N РНП-48-19-м/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.02.2022