Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по контролю в сфере закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
1. |
Кошманов П.Э. |
- заместитель руководителя управления, председатель Комиссии; |
2. |
Нуфер Ю.А. |
- начальник отдела контроля закупок, член Комиссии; |
3. |
Буракова И.К. в присутствии: Макаровой О.А. |
- специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии,
- члена Единой комиссии Администрации Красноармейского муниципального района Саратовской области, |
рассмотрев жалобу ООО "Контракт" на действия Заказчика МБУК "Районный дворец культуры Красноармейского муниципального района Саратовской области" и Уполномоченный орган Администрации Красноармейского муниципального района Саратовской области при проведении аукциона в электронной форме N 0160300005122000004 "Капитальный ремонт ПДК филиала МБУК "РДК" посёлок Каменский Красноармейского муниципального района Саратовской области",
УСТАНОВИЛА:
08.02.2022 в Саратовское УФАС России поступила жалоба ООО "Контракт" (далее- Заявитель) на действия Заказчика МБУК "Районный дворец культуры Красноармейского муниципального района Саратовской области" и Уполномоченный орган Администрации Красноармейского муниципального района Саратовской области при проведении аукциона в электронной форме N 0160300005122000004 "Капитальный ремонт ПДК филиала МБУК "РДК" посёлок Каменский Красноармейского муниципального района Саратовской области" (далее- Аукцион).
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчик в извещении об осуществлении закупки не установил требование представления участником закупки в заявке информации, предусмотренной п.п. а-л п. 1 ч. 1 ст. 43 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Заявитель надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения жалобы, на заседании Комиссии Саратовского УФАС России не присутствовал.
Представители Заказчика, присутствующие на рассмотрении жалобы, считают жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Изучив представленные сведения и документы, проведя внеплановую проверку, Комиссия пришла к следующим выводам:
01.02.2022 в Единой информационной системе в сфере закупок было размещено извещение об осуществлении закупки (далее- Извещение).
Заказчиком по данному Аукциону является МБУК "Районный дворец культуры Красноармейского муниципального района Саратовской области".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 5 488 979,00 рублей.
Согласно п.3 ч.2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение, об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
В соответствии с подпунктами "м" - "п" п. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе: "Для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать: м) решение о согласии на совершение или о последующем одобрении крупной сделки, если требование о наличии такого решения установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица и для участника закупки заключение контракта на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги, являющихся объектом закупки, либо внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой; н) документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом; о) декларация о соответствии участника закупки требованиям, установленным пунктами 3 - 5, 7 - 11 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона; п) реквизиты счета участника закупки, на который в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется перечисление денежных средств в качестве оплаты поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта, за исключением случаев, если в соответствии с законодательством Российской Федерации такой счет открывается после заключения контракта".
Согласно подпунктам "а" - "в" п. 2 ст. 43 Закона о контрактной системе: "Для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки:
а) с учетом положений части 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);
б) наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений части 2 настоящей статьи;
в) документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). Заказчик не вправе требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром".
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать информация и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Согласно Извещению, Заказчик установил требования к участникам закупок в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Комиссией Саратовского УФАС России установлено, что в приложении к Извещению "Требование к содержанию и составу заявки, инструкция ее заполнения" установлены требования к составу заявки в соответствии с ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе.
При таких обстоятельствах довод жалобы не нашел своего подтверждения.
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчик неправомерно установил в Извещении требование о представлении участником закупки в составе заявки документов, подтверждающих соответствия участника закупки дополнительным требованиям, согласно ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 12 ч. 1 ст. 42 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) извещение об осуществлении закупки должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Согласно ч.2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В соответствии с ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Согласно ч. 5 ст. 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
В соответствии с ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Согласно п.3 ч.6 ст. 43 Закона о контрактной системе при проведении электронных процедур документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частью 2 или 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и предусмотренные подпунктом "н" пункта 1 части 1 настоящей статьи, не включаются участником закупки в заявку на участие в закупке. Такие документы в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, направляются (по состоянию на дату и время их направления) заказчику оператором электронной площадки из реестра участников закупок, аккредитованных на электронной площадке
Постановлением Правительства от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее- Постановление Правительства N 2571) установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг предъявляются дополнительные требования согласно приложению. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными приложением к настоящему постановлению.
Пунктом 9 приложения к Постановлению Правительства N 2571 установлены дополнительные требования к участникам закупки при выполнении работы по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории.
Предметом закупки является капитальный ремонт ПДК филиала МБУК "РДК" посёлок Каменский Красноармейского муниципального района Саратовской области.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 5 488 979,00 рублей.
Таким образом, по данному Аукциону должны применяться дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с п. 9 Постановления Правительства N 2571.
Согласно Извещению, требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке содержатся в приложении к Извещению "Требование к содержанию и составу заявки, инструкция ее заполнения".
При этом в п.2 приложения к Извещению "Требование к содержанию и составу заявки, инструкция ее заполнения" установлено, что заявка участника закупки должна содержать информацию и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям
- в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1 графы 3 настоящей позиции: 1) исполненный договор; 2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ.
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) исполненный договор; 2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ; 3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 3 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации;
2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатации
Таким образом, действия Заказчика, установившего в Извещении требование о представлении участником закупки в составе заявки на участие в закупке документов, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе нарушают ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчик в проекте Контракта установил разные сроки возврата обеспечения исполнения контракта, представленного виде денежных средств.
Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
Согласно ч. 27 ст. 34 Закон о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в том числе части этих денежных средств в случае уменьшения размера обеспечения исполнения контракта в соответствии с частями 7, 7.1 и 7.2 статьи 96 настоящего Федерального закона. При этом срок возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) таких денежных средств не должен превышать тридцать дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, а в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, такой срок не должен превышать пятнадцать дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно Извещению, Заказчиком установлены преимущества в соответствии с ч. 3 ст. 30 Закона о контактной системе.
В п. 6.5 проекта Контракта установлено, что в случае, если обеспечение исполнения контракта осуществляется путем внесения денежных средств по заявлению подрядчика в срок, не превышающий тридцать дней с даты исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, ему возвращаются денежные средства в сумме, на которую уменьшен размер обеспечения исполнения контракта, рассчитанный заказчиком на основании информации об исполнении контракта, размещенной в соответствующем реестре контрактов.
При этом Заказчиком в Извещении установлены преимущества в соответствии с ч. 3 ст. 30 Закона о контактной системе.
Таким образом, действия Заказчика установившего противоречивый срок возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта нарушают ч.27 ст. 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая вышеизложенное и на основании, ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Саратовского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
1. 1. Признать жалобу ООО "Контракт" на действия Заказчика МБУК "Районный дворец культуры Красноармейского муниципального района Саратовской области" и Уполномоченный орган Администрации Красноармейского муниципального района Саратовской области при проведении аукциона в электронной форме N 0160300005122000004 "Капитальный ремонт ПДК филиала МБУК "РДК" посёлок Каменский Красноармейского муниципального района Саратовской области" обоснованной в части установления ненадлежащих требований к составу заявки участника закупки и противоречивого срока возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта.
2. 2. Признать в действиях Уполномоченного органа Администрации Красноармейского муниципального района Саратовской области нарушения ч.27 ст. 34, ч.1 ст.49 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. 3. Выдать Заказчику предписание об устранении допущенных нарушений.
4. 4. Передать материалы жалобы соответствующему должностному лицу Саратовского УФАС России, для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель Комиссии: |
_____________________ (подпись) |
П.Э. Кошманов |
|
Члены Комиссии: |
_____________________ (подпись) |
Ю.А. Нуфер |
|
|
_____________________ (подпись) |
И.К. Буракова |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 15 февраля 2022 г. N 064/06/42-84/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.02.2022