рассмотрев 14 февраля 2022 года, в дистанционном режиме, посредством видеоконференц-связи, жалобу индивидуального предпринимателя * (далее - Заявитель) на действия * (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме N 0109600007521000008 на выполнение работ по реконструкции системы водоснабжения р.п. Атяшево Атяшевского муниципального района Республики Мордовия ( 1 этап) (далее - Конкурс), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Мордовское УФАС России 08.02.2022 года поступила жалоба от Заявителя на действия Заказчика.
Уведомлением Мордовского УФАС России от 10.02.2022 года N 71 рассмотрение жалобы назначено на 11.02.2022 года в 11 часов 15 минут. В процессе заседания Комиссии Мордовского УФАС России объявлялся перерыв до 14.02.2022 г. 15 час. 15 мин.
В адреса подателя жалобы, заказчика и оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Кроме того, уведомление от 10.02.2022 года N 71 о назначении дела N 013/06/54.3-72/2022 к рассмотрению размещено в единой информационной системе в сфере закупок в сети интернет по адресу: http://zakupki.gov.ru и доступно для всеобщего ознакомления.
Мордовским УФАС России до рассмотрения жалобы по существу, на основании письменного ходатайства об участии в заседании Комиссии посредством видеоконференц-связи, заявленного Заказчиком письмом N 367 от 11.02.2022 года сторонам по делу было направлено приглашение на участие в видеоконференции (далее - ВКС), а также идентификатор (ID) сеанса ВКС, инструкция участника web-видеоконференции.
Изучив материалы дела, проанализировав содержание жалобы Заявителя, возражений Заказчика, заслушав пояснения сторон, исследовав имеющиеся в деле доказательства, в результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия Мордовского УФАС России установила следующее.
Извещение и документация о проведении Конкурса размещены на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 29.12.2021 г.
Начальная (максимальная) цена контракта: 166 330 540,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок: 09.02.2022 08:00 (МСК).
В соответствии с частью 1 статьи 105 Закона о контрактной системе (здесь и далее в редакции Закона о контрактной системе на момент размещения извещения о проведении Конкурса) любой участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Согласно доводам 1,2,3 указанным в жалобе Заявителя, установленные Заказчиком нестоимостные критерии оценки заявок не позволяют определить лучшие условия исполнения контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать, в том числе, предусмотренные статьей 54.4 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.
Пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает критерии, в том числе, качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 г. N 1085 утверждены правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила) (действующее на момент размещения закупки в ЕИС).
Согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с пунктом 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Cумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
В силу пункта 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 27(1) и 27(4) настоящих Правил):
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Согласно пункту 27(2) Правил в случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, а также контракт, предусмотренный частями 16 (если контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства), 16.1 статьи 34 и частью 56 статьи 112 Федерального закона, по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" в документации о закупке устанавливается один или несколько следующих показателей:
а) общая стоимость исполненных контрактов (договоров);
б) общее количество исполненных контрактов (договоров);
в) наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров).
В соответствии с пунктом 27(3) для оценки заявок (предложений) по показателям, предусмотренным пунктом 27(2) настоящих Правил, в документации о закупке устанавливается и учитывается при оценке один или несколько следующих видов контрактов (договоров):
а) контракты (договоры), предусматривающие выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, относящихся к виду объекта капитального строительства, выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу которого является объектом закупки. К таким видам объектов капитального строительства относятся:
объекты капитального строительства (за исключением линейных объектов);
линейные объекты капитального строительства;
особо опасные, технически сложные и уникальные объекты капитального строительства;
объекты культурного наследия;
б) контракты (договоры), соответствующие виду контракта, заключаемого по результатам закупки. К таким видам контрактов (договоров) относятся:
контракт, предусмотренный частью 16 статьи 34 Федерального закона (если контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида);
контракт, предусмотренный частью 16.1 статьи 34 Федерального закона (в отношении предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида);
контракт, предусмотренный частью 56 статьи 112 Федерального закона (в отношении предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида);
контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида;
контракт, предметом которого является проведение работ по сохранению объектов культурного наследия.
Установлено, что объектом закупки является реконструкция системы водоснабжения р.п. Атяшево Атяшевского муниципального района Республики Мордовия ( 1 этап).
Согласно разделу 3 "Порядок оценки заявок в открытом конкурсе в электронной форме на выполнение работ по объекту: "Реконструкция системы водоснабжения в р.п.Атяшево Атяшевского муниципального района Республики Мордовия (1 этап)" конкурсной документации Заказчиком для оценки заявок по показателям общая стоимость исполненных контрактов (договоров), общее количество исполненных контрактов (договоров), наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров) будут учитываться при оценке следующие виды контрактов (договоров):
- контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, относящихся к виду объекта капитального строительства, выполнение работ по строительству, реконструкции, если это является объектом закупки. К таким видам объектов капитального строительства относятся:
- линейные объекты капитального строительства;
- контракты (договоры) должны быть заключены в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
- итоговая стоимость выполненных работ по каждому контракту (договору) должна быть не менее 20 % от начальной (максимальной) цены контракта по текущей закупке, что составляет 33 266 108 рублей.
- контракты (договоры) должны быть заключены не ранее 01.01.2016 г.;
- контракты (договоры) должны быть исполнены участником закупки без применения к нему мер гражданско-правовой ответственности (штрафы, пеня).
Согласно разделу 3 "Порядок оценки заявок в открытом конкурсе в электронной форме на выполнение работ по объекту: "Реконструкция системы водоснабжения в р.п. Атяшево Атяшевского муниципального района Республики Мордовия (1 этап)" конкурсной документации Заказчиком для оценки заявок по показателям общая стоимость исполненных контрактов (договоров), общее количество исполненных контрактов (договоров), наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров) будут учитываться при оценке, в том числе, контракты, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, относящихся к виду объекта капитального строительства, выполнение работ по строительству, реконструкции, если это является объектом закупки. К таким видам объектов капитального строительства относятся: линейные объекты капитального строительства, контракты итоговая стоимость выполненных работ по каждому их которых должна быть не менее 20 % от начальной (максимальной) цены контракта по текущей закупке, что составляет 33 266 108 рублей, а также контракты, исполненные участником закупки без применения к нему мер гражданско-правовой ответственности (штрафов, пени).
Сведения по данным показателям подтверждаются следующими документами:
1) копии исполненных контрактов (договоров) в полном объеме участника закупки в качестве генерального подрядчика, включая все листы и приложения к ним. В случае, если в контракты (договоры) вносились изменения (дополнения), необходимо представить копии дополнительных соглашений, в которых отражены эти изменения (дополнения), а также соглашения о расторжении (при наличии).
2) копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете" и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство);
3) копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию включая все листы и приложения к ним (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Между тем, Комиссия Мордовского УФАС России обращает внимание, что положения пункта 27(2) Правил, в отличие от положений пункта 27 Правил, не допускают возможность предъявления к предоставляемым участниками документам ограничительных барьеров, обусловленных "сопоставимым объемом и характером". При этом пунктом 27(2) Правил предусмотрены специальные правила выбора наилучших условий исполнения контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, относящихся к виду объекта капитального строительства, выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу.
Кроме того, по мнению ФАС России, изложенному в Письме ФАС России от 08.12.2021 N МШ/105064/21 "По вопросу применения положений пунктов 27 (2), 27 (3) постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085", наличие штрафных санкций при исполнении контракта (договора), предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства соответствующего вида не могут свидетельствовать об отсутствии у участника закупки опыта по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства.
Установление требований к минимальной стоимости исполненных контрактов (договоров), подтверждающих наличие опыта выполнения работ у участника закупки также не соответствует положениям пункта 27(2) Правил.
Кроме того, Заказчиком неправомерно сокращен установленный в подпункте а пункта 27(3) Правил перечень контрактов, подлежащих к оценке.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в Конкурсной документации ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе, а именно установившего требование к минимальной стоимости контрактов (договоров), предоставляемых к оценке по показателю критерия "Общее количество исполненных контрактов (договоров)" итоговая стоимость выполненных работ по каждому контракту (договору) должна быть не менее 20 % от начальной (максимальной) цены контракта по текущей закупке, что составляет 33 266 108 рублей, требования, согласно которому оценке подлежат контракты (договоры), исполненные участником закупки без применения неустоек (штрафов, пеней), подтверждающих наличие опыта выполнения работ у участника закупки, а также сокращение установленного в подпункте а пункта 27(3) Правил перечня контрактов, подлежащих к оценке, нарушают пункт 4 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Жалоба Заявителя прознана обоснованной.
Вместе с тем, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к выводу, что указанные нарушения Закона о контрактной системе не повлияли на результат определения Подрядчика, поскольку Конкурс признан несостоявшимся, в связи с тем, что по окончанию срока подачи заявок на участие в Конкурсе была подана единственная заявка.
Между тем, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Мордовского УФАС России установлено следующее.
1. В силу пункта 3 статьи 42 Закона о контрактной системе Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, информацию об идентификационном коде закупки (далее - ИКЗ), а также при осуществлении закупки в соответствии с частями 4 - 6 статьи 15 Закона о контрактной системе указание на соответствующую часть статьи 15 Закона о контрактной системе, в соответствии с которой осуществляется закупка. При этом при осуществлении закупки в соответствии с частями 5 и 6 статьи 15 Закона о контрактной системе к извещению должны быть приложены копии договоров (соглашений), указанных в данных частях.
В соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона о контрактной системе идентификационный код закупки указывается в плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных настоящим Федеральным законом. При этом в информации и документах, подлежащих в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, идентификационный код закупки указывается с использованием единой информационной системы.
Частью 2 статьи 23 Федерального закона о контрактной системе установлено, что идентификационный код закупки обеспечивает взаимосвязь документов, указанных в части 1 настоящей статьи.
Комиссией Мордовского УФАС России установлено, что извещение, сформированное с помощью программно-аппаратных средств официального сайта ЕИС, содержит ИКЗ 213130300051613030100100190014322414, однако конкурсная документация, в том числе проект контракта и информационная карта, размещенные в ЕИС, содержат ИКЗ 213130300051613030100100190004322414.
Следовательно, ИКЗ указанный в конкурсной документации, в нарушение требований части 1 статьи 23 Закона о контрактной системе, не соответствует ИКЗ, установленному в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме.
Вышеуказанное нарушение содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Вместе с тем, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к выводу, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на определение Подрядчика.
2. Согласно пункту 2 части 3 статьи 54.2 Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме наряду с информацией, предусмотренной статьей 42 настоящего Федерального закона, указываются в том числе, требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса в электронной форме, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в электронной форме в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в электронной форме в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.
Вместе с тем в соответствии с положениями ГрК РФ минимальный размер взноса в компенсационный фонд возмещения вреда должен быть сформирован в соответствии с требованиями части 12 статьи 55.16 ГрК РФ, минимальный размер взноса участника закупки в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств должен быть сформирован в соответствии с требованиями части 11 или 13 статьи 55.16 ГрК РФ.
При этом Комиссией Мордовского УФАС России установлено, что Заказчиком в конкурсной документации не установлено требование к участникам закупки в части подтверждения у членов саморегулируемой организации взноса в компенсационный фонд возмещения вреда в соответствии с требованиями части 12 статьи 55.16 ГрК РФ.
На основании изложенное, вышеуказанные действия Заказчика, не соответствуют пункту 1 части 1 статьи 31, нарушают пункт 2 части 3 статьи 54.2 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ
Вместе с тем, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к выводу, что указанные нарушения Закона о контрактной системе не повлияли на результат определения Подрядчика, поскольку Конкурс признан несостоявшимся, в связи с тем, что по окончанию срока подачи заявок на участие в Конкурсе была подана единственная заявка.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, частью 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу * на действия * при проведении открытого конкурса в электронной форме N 0109600007521000008 на выполнение работ по реконструкции системы водоснабжения р.п. Атяшево Атяшевского муниципального района Республики Мордовия (1 этап), обоснованной.
2. Признать действия Заказчика, * нарушением части 1 статьи 23, п. 2 ч. 3 ст. 54.2, п. 4 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
4. Материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении производства об административном правонарушении не передавать в связи с их передачей в рамках рассмотрения дела N 013/06/54.3-71/2022
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 14 февраля 2022 г. N 013/06/54.3-72/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.02.2022