Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России, Комиссия) по контролю соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: М.А. Благодарев,
Члены Комиссии: К.Р. Джаникян,
В.В. Моргунов,
рассмотрев дело N 061/06/64-127/2022 по жалобе Заявителя о нарушении Заказчиком при проведении электронного аукциона N 0358100011821000093 "Поставка мебели для общежития N4, Текучева 145" (далее - аукцион) Федерального Закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), в присутствии представителя Заявителя (Андрусенко П.В.), представителя Заказчика (Носовой Н.Р.),
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступила жалоба Заявителя, в которой обжаловались положения документации об аукционе.
Заказчик в возражениях на жалобу отрицал нарушения Закона при проведении аукциона, просил признать жалобу необоснованной.
В соответствии с ч.ч.1, 3 ст.99 Закона, "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 года N727/14, в ходе рассмотрения дела установлено следующее:
Согласно Извещению о проведении электронного аукциона N0358100011821000093:
- начальная (максимальная) цена контракта составила 46182000.00 руб.;
- определены дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 11.02.2022 года в 00 часов 01 минут.
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчик в документации об аукционе установил требования к оформлению заявки.
В ходе рассмотрения дела установлено, что в документации об аукционе отсутствуют требования Заказчика к оформлению и форме заявки на участие в аукционе. Данный довод жалобы следует признать необоснованным.
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком осуществляется закупка различной мебели, описанной в документации об аукционе, как гарнитур. По мнению Заявителя, Заказчик должен был использовать позиции КТРУ для отдельных товаров: кровать, стол обеденный, тумба офисная, стол письменный, даже если гарнитур закупается одним комплектом.
В соответствии с п.2 "ГОСТ 20400-2013. Межгосударственный стандарт. Продукция мебельного производства. Термины и определения" (введен в действие Приказом Росстандарта от 22.11.2013 N 1796-ст) гарнитур мебели - это группа изделий мебели, предназначенных для обустройства (обстановки) определенной функциональной зоны помещения, объединенных одинаковыми художественно-стилистическими и конструктивными признаками.
Согласно письменным пояснениям Заказчика, мебель в рамках данного аукциона закупается для установки в помещения общежития. Комнаты для проживания студентов ДГТУ являются определенной функциональной зоной, в которой будут использоваться данные изделия мебели. Понятие "гарнитур" использовано при заданных условиях Заказчиком в соответствии с ГОСТ 20400-2013. По эксплуатационному назначению закупаемый товар является мебелью для общежитий, то есть мебелью для общей комнаты, рассчитанной на длительное одновременное проживание в ней двух и более человек, а также мебелью, предназначенной для обстановки комнат, совмещающих функции хранения вещей и предметов, домашней работы, различных занятий, приема пищи и отдыха.
В соответствии с ч.6 ст.23 Закона порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
В силу п.4 Правил заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения.
В силу п.7 Правил в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона.
В ходе рассмотрения дела установлено, что в каталоге товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд отсутствует товар, закупаемый заказчиком, а именно: гарнитур.
Следовательно, у Заказчика отсутствовала обязанность применять Правила. Довод Заявителя о неправомерности установления характеристик товаров, не включенных в КТРУ, основан на неверном толковании норм материального права, поскольку противоречит пункту 7 Правил использования КТРУ, в котором установлен порядок осуществления закупки товаров, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции.
Таким образом, в связи с отсутствием обязанности установления характеристик в соответствии с позициями КТРУ, описание объекта закупки осуществлялось в соответствии со ст.33 Закона. Нарушений положений ст.33 Закона в подготовленном описании объекта закупки Комиссией не выявлено.
В силу ч.9 ст.105 Закона к жалобе должны быть приложены документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов. Следовательно, обязанность доказывания доводов жалобы возлагается на Заявителя.
Между тем, Заявитель не представил в материалы дела доказательств относительно документального подтверждения доводов жалобы, с точки зрения достаточности и достоверности, которые бы позволяли сделать вывод о нарушении Заказчиком норм Закона, а также об отсутствии возможности принять участие в данном аукционе.
Аналогичная позиция содержится в "Обзоре судебной практики применения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденном Президиумом Верховного суда РФ 28.06.2017, в соответствии с которым является допустимым указание в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают потребностям Заказчика и необходимы ему с учетом специфики использования такого товара.
Таким образом, жалобу Заявителя в данной части следует признать необоснованной.
Согласно доводам Заявителя, Заказчиком установлены противоречивые требования к объему работ, подлежащих выполнению в рамках данного конкурса.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.64 Закона документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона.
В силу ч.1 ст.33 Закона Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости);
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В п.7 Технического задания проекта контракта Заказчик установил следующие требования по позиции "матрас ортопедический":
Наименование |
Описание |
Матрас ортопедический (габаритные размеры (ДхГхВ): 2000х900мм) |
Ширина: не менее 85 не более 9о (см) Длина: не менее 195 не более 200 (см) , |
Тем самым, Заказчик установил противоречивые требования к габаритным размерам матраса ортопедического, используя одновременно конкретные и диапазонные показатели, а также различные единицы измерения.
Следовательно, Заказчик, указывая в документации об аукционе описанные выше требования к закупаемым товарам, не указал функциональные, технические и качественные характеристики объекта закупки, показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки в соответствии со ст.33 Закона, чем нарушил ч.1 ст.64 Закона.
В соответствии с ч.1 ст.64 Закона документация об аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе и инструкцию по ее заполнению.
Частью 2 статьи 33 Закона предусмотрено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться. Указание на то, что включение в документацию показателей должно осуществляться в соответствии с требованиями ч.1 ст. 33 Закона, означает, что показатели должны представлять собой функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки, устанавливаться в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
В п.27 "Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе" документации об аукционе Заказчик разместил Инструкцию по заполнению заявки (далее - Инструкция).
Инструкция, сформированная Заказчиком, носит противоречивый и запутанный характер, не позволяет участникам определить, какие именно положения подлежат применению в том или ином случае при описании товара, что создает условия для указания участниками в заявках неверных характеристик и, соответственно, отклонения заявок аукционной комиссией.
Так, например:
- Если при описании характеристик используется показатель в цифровом, буквенно-цифровом или в словесном обозначении, которое не содержит указаний на то, что он является максимальным (минимальным) и при этом не используются термины и символы, указанные ниже, то участник закупки должен оставить указанный показатель без изменений;
- Использование символов: символ ">" следует читать как больше указанного значения, символ "< " следует читать как меньше указанного значения; символ " " следует читать как больше либо равно указанного значения, символ "
" следует читать как меньше либо равно указанного значения; предлог "до" означает, что требуется параметр менее указанного значения, включая указанный, предлог "от" означает, что требуется параметр более указанного значения, включая указанный; указание "не менее" означает, что требуется параметр более указанного значения, включая указанный, указание "не более" означает, что требуется параметр менее указанного значения, включая указанный; указание "менее" означает, что требуется параметр меньше указанного значения, указание "более" означает, что требуется параметр больше указанного значения; указание "не выше" означает, что требуемый параметр менее указанного значения, включая указанный, указание "не ниже" означает, что требуемый параметр более указанного значения, включая указанный; указание "ниже" означает, что требуется параметр меньше указанного значения, указание "выше" означает, что требуется параметр больше указанного значения;
- Если при описании числовых характеристик используются показатели числовых характеристик при сопровождении символа "-" (например: 5 - 10 мм) участником должно быть представлено значение в рамках установленного диапазона включая пограничные показатели (пограничные показатели остаются без изменения);
- Если при описании характеристик установлен диапазон, в котором используется термин "_" (например: габаритные размеры, Д х Ш х В, Ш х Г х В (60 _ 1,5 х 45 _ 1,5 х 75 _ 1,5)" участником должен быть представлен конкретный показатель, находящийся в пределах нижней и верхней границ диапазона. В случае перечисления показателей характеристики через слово "или", "либо", участник закупки должен указать конкретное значение по своему выбору;
- Если при описании характеристик используется термин "да", "нет", "наличие", "отсутствие", то участник закупки должен оставить указанный показатель без изменений;
- Участник закупки в заявке на участие в закупочной процедуре обязан в обязательном порядке указать помимо иных конкретных показателей товара также и единицы измерения, в которых представлены сведения о предлагаемом товаре. Отсутствие единиц измерения влечет за собой отклонение заявки Участника закупки. В составе заявок участников закупки не допускается указание единиц измерения, отличных от единиц измерения указанных Заказчиком;
- Если в инструкции по заполнению заявок не указан какой-либо "термин", "слово", "символ", а также их трактовка то участник закупки вправе оставить "термин", "слово", "символ" без изменения;
- При описании характеристик используемого товара не допускается использование слов, значений и символов: "не более", "более", "не выше" "выше", "свыше", "не менее", "менее", "не менее чем", "не ранее", "ранее", "не ниже", "ниже", "не хуже", "хуже", "может быть", "не может быть", "должен", "должен быть" "не должен быть", "должно", "должно быть", "не должно быть", "должна", "должна быть", "не должна быть" "должны", "должны быть", "не должна быть", "превышать", "не превышать", "превышает", "не превышает", "должен иметь", "не должен иметь", "должна иметь", "не должна иметь", "должны иметь", "не должны иметь", "должен состоять", "примерно", "приблизительно", "около", "от" (если предлог "от" является не минимальной величиной диапазонного значения (например: от 0 C до 40 C)), "до" (если предлог "до" является не максимальной величиной диапазонного значения (например: от 0 C до 40 C)) "или", "либо", "эквивалент", "или эквивалент", "аналог", "или аналог", "либо аналог", "аналогичный", ">", "<", "", "
", "
", "не >", "не <", "не
", "не
", "различные", "различных" и описание характеристик в виде неконкретных значений.
Из указанных положений Инструкции невозможно однозначно определить, что желает получить Заказчик. Требуя от участника недвусмысленных сведений, Заказчик сам создает двусмысленность, искажая законные терминологию и понятия.
Кроме того, в Инструкции Заказчиком не указан раздел документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные частью 2 статьи 33 Закона, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках.
Выявленные нарушения Закона, создают условия для указания участниками в заявках неверных характеристик и, соответственно, отклонения заявок аукционной комиссией.
Использование усложненных документаций имеет своими последствиями не только вред, причиняемый бюджету в виде заключения контрактов по стартовым ценам, но также увеличение или срыв сроков поставки закупаемых товаров, сроков выполнения работ и оказания услуг, создает препятствия для полного и своевременного освоения бюджетных средств. У хозяйствующих субъектов формируется мнение о сложности, а порой и бесперспективности участия в процедурах закупки, и соответствующее снижение уровня конкуренции в данной сфере.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20.04.2017 по делу N А53-19097/2016, включение инструкции по заполнению заявок в состав документации об аукционе должно осуществляться с целью создания дополнительных условий для более четкого и ясного понимания участниками потребностей заказчика в работах, услугах, товарах. Не допускается, посредством составления инструкции по заполнению заявок и применения ее при разработке требований к материалам, создавать необоснованные препятствия для заполнения заявок участникам закупок, тем самым ограничивая круг участников закупок. При этом, оценка содержания инструкции по заполнению заявок осуществляется совместно с оценкой содержания требований к товарам, в отношении которых участники закупки должны дать свое предложение в первой части заявки.
Позиция антимонопольного органа о недопустимости подготовки усложненных инструкций основана на правовой позиции ФАС России, изложенной в Письме от 01.07.2016 N ИА/44536/16, а также на многочисленной судебной практике:
Решении Верховного Суда РФ от 09.02.2017 по делу NАКПИ16-1287, Постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20.04.2017 по делу N А53-19097/2016, Постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2020 по делу NА53-1541/2020, Постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2020 по делу NА53-40566/2019, Постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2020 по делу NА53-39493/2019, Постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2019 по делу NА53-24106/2018, постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2019 по делу NА32-47801/2018, постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2019 по делу NА53-24106/2018, Решении Арбитражного суда Ростовской области от 29.07.2019 по делу NА53-26885/2019, Решении Арбитражного суда Ростовской области от 25.10.2019 по делу NА53-27847/2019, Решении Арбитражного суда Ростовской области от 11.08.2020 по делу N А53-13387/2020.
Следовательно, Заказчик, излагая положения Инструкции противоречиво и неоднозначно, фактически не указал функциональные, технические и качественные характеристики объекта закупки, показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки в соответствии с п.п.1, 2 ч.1 ст.33 Закона, чем нарушил ч.1 ст.64 Закона.
На основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728, в соответствии с ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Закона Комиссия Ростовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя частично обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим ч.1 ст.64 Закона.
3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии Заказчика обязательное для исполнения предписание об отмене всех сформированных протоколов и аннулировании аукциона.
4. Рассмотреть вопрос о привлечении к административной ответственности виновного должностного лица Заказчика.
В силу ч.9 ст.106 Закона решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии М.А. Благодарев
Члены комиссии К.Р. Джаникян
В.В. Моргунов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 11 февраля 2022 г. N 061/06/64-127/2022 (ключевые темы: участники закупок - государственные и муниципальные нужды - единицы измерения - условные обозначения - документация об аукционе)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.02.2022