Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России, Комиссия) по контролю соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: М.А. Благодарев,
Члены Комиссии: Ю.Р. Дедух,
В.В. Моргунов,
рассмотрев дело N 061/06/99-133/2022, возбужденное в порядке п.п. "б" п.1 ч.3 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон) и поручения ФАС России от 04.02.2022 в отношении Заказчика при проведении электронного аукциона N 0358300001022000002 "Поставка автомобиля легкового Toyota Camry или эквивалент" (далее - аукцион), в режиме видеоконференции, в присутствии представителей Заказчика (Шацкого П.С., Шкандыба Н.Н.), в отсутствие Заявителя,
УСТАНОВИЛА:
Ростовским УФАС России 10.02.2022 вынесено уведомление о проведении внеплановой проверки действий Заказчика при проведении названного аукциона.
Заказчиком 11.02.2022 в Ростовское УФАС России представлены копии документов относительно проверяемой закупки.
В соответствии с ч.ч.1,3 ст.99 Закона по указанному аукциону проведена внеплановая проверка, в результате которой установлено следующее:
согласно Извещению о проведении аукциона N0358300001022000002:
- начальная (максимальная) цена контракта составила 2500000.00 руб.;
- определены дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 07.02.2022 года в 09 часов 00 минут.
Согласно доводам Заявителя, при проведении электронного аукциона Заказчиком допущены нарушения Закона, выразившееся в необоснованном установлении избыточных требований к закупаемому товару, что позволяет предложить к поставке только автомобиль Toyota Camry.
В соответствии с п.1 ч.2 ст.42 Закона извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона.
В силу ч.1 ст.33 Закона Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости);
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно письменным пояснениям Заказчика, описание объекта закупки по аукциону N0358300001022000002 составлено с учетом общедоступной информации, размещенной в сети "Интернет", о легковых автомобилях, в том числе в реестре контрактов в Единой информационной системе в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
В разделе "Описание объекта закупки" (прилагаемом к извещению о проведении электронного аукциона N0358300001022000002) указаны обязательные к применению характеристики из позиции каталога товаров, работ, услуг (КТРУ) 29.10.20.000-00000013 "Автомобиль легковой".
Согласно пункту 15 части 1 статьи 42 Закона при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
15) информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
В силу ч.3 ст.14 Закона в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливается запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
В соответствии с указанной нормой Закона Правительством Российской Федерации принято постановление Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - Постановление N 616).
Согласно пункту 1 Постановления N 616 устанавливается запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд по перечню согласно приложению (далее - Перечень).
Согласно сведениям, размещенным в ЕИС, объектом рассматриваемой закупки является поставка легкового автомобиля.
Так, в Перечень включен товар с ОКПД2 29.10.2 "Автомобили легковые".
В извещении о проведении закупки не установлен запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, предусмотренный Постановлением N 616. В качестве обоснования неприменения запрета Заказчик указал п.3 Постановления N616.
В соответствии с пунктом 3 Постановления N 616, предусмотренные пунктами 1 и 2 Постановления N 616 запреты не применяются в отношении промышленных товаров, предусмотренных перечнем, в случае отсутствия на территории Российской Федерации производства промышленного товара, которое подтверждается - наличием разрешения на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара, выдаваемого с использованием государственной информационной системы промышленности в порядке, установленном Министерством промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Минпромторг России).
Представители Заказчика на заседании Комиссии представили сведения, согласно которым, в ответ на направленную Заказчиком в Минпромторг России заявку о выдаче разрешения на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара, получено разрешение Минпромторга России от 02.09.2021 г. N74637/20 (далее - Разрешение) на закупку товара "легковой автомобиль" производства ООО "Тойота Мотор".
В силу пункта 11 Постановления N 616 при размещении информации о проведении процедуры закупки, указываются характеристики промышленного товара, идентичные характеристикам, представленным заказчиком в Минпромторг России для получения разрешения, предусмотренного подпунктом "а" пункта 3 Постановления N 616.
В ходе рассмотрения дела установлено, что Заказчиком в техническом задании для товара "легковой автомобиль", установлены характеристики, идентичные характеристикам, указанным в заявке, на основании которых Минпромторгом России выдано Разрешение.
Таким образом, действия Заказчика по формированию описания объекта закупки соответствуют пункту 11 Постановления N 616, ч.3 ст.14 Закона.
Указанные в описании объекта закупки требования к функциональным и качественным характеристикам закупаемого товара не ограничивают потенциальных участников закупки в праве предложить к поставке товар эквивалентный товару, который необходим заказчику. Наименование объекта закупки указано со словами "или эквивалент", что соответствует пункту 21 заявки о выдаче Разрешения, и не противоречит положениям пункта 1 части 1 статьи 33 Закона.
Указанная в наименовании объекта закупки марка автомобиля со словами "или эквивалент" не влечет ограничения количества участников закупки в связи с тем, что на территории Российской Федерации продажа (поставка) автомобилей марки Toyota осуществляется дилерскими центрами, которых на территории Российской Федерации зарегистрировано более ста. Соответственно, подать заявку на участие в электронном аукционе N0358300001022000002 могут неограниченное количество участников закупки.
Отсутствие ограничения количества участников закупки при проведении электронного аукциона N0358300001022000002 подтверждается наличием трех заявок. По результатам проведения торгов на электронной площадке ООО "РТС-тендер" снижение цены контракта составило 10,5% от объявленной начальной (максимальной) цены контракта. При этом, ценовые предложения сделаны каждым участником аукциона.
Заявителем не приведено доказательств того, что установленные Заказчиком требования к товару не позволяют подать ему заявку на участие в аукционе N0358300001022000002. Довод Заявителя о том, что объем двигателя и иные характеристики подходят только под премиум автомобили, не имеет документального обоснования. Объем двигателя указан диапазоном > 2000 и 3000 см3 и является обязательной характеристикой КТРУ 29.10.20.000-00000013. Дополнительные характеристики, установленные заказчиком в описании объекта закупки, обусловлены требованиями безопасности и эффективности эксплуатации автомобиля, имеют соответствующее обоснование.
Кроме того, названные дополнительные характеристики товара указаны исключительно из перечня технических характеристик товара, установленных в полученном Заказчиком разрешении Министерства промышленности и торговли Российской Федерации на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара от 02.09.2021 г. N74637/20 в соответствии с положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N616.
Таким образом, нарушений Закона в действиях Заказчика в ходе внеплановой проверки не установлено.
На основании постановления Правительства РФ от 01.10.2020 N1576, в соответствии с ч.15 ст.99 Закона, Комиссия Ростовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Прекратить внеплановую проверку в связи с отсутствием нарушений Закона.
В силу ч.9 ст.106 Закона решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии М.А. Благодарев
Члены комиссии Ю.Р. Дедух
В.В. Моргунов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 14 февраля 2022 г. N 061/06/99-133/2022 (ключевые темы: промышленные товары - товары, происходящих из иностранных государств - участники закупок - антимонопольный орган - стандартизация)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.02.2022