Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС)
при участии представителей:
ФГБОУ ВО "Северо-Западный государственный медицинский университет имени И.И. Мечникова" Минздрава России (далее - Заказчик);
в отсутствие представителей:
ООО "Пилот Медикал" (далее - Заявитель) при надлежащем уведомлении о месте и времени заседания комиссии УФАС;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя вх. N 3579-ЭП/22 от 08.02.2022) на действия на действия ФГБОУ ВО "Северо-Западный государственный медицинский университет имени И.И. Мечникова" Минздрава России (Заказчик) при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса котировок в электронной форме на поставку расходного материала для гемодиализа и гемодиафильтрации для нужд Отделения диализа N 1 и Отделения диализа N 2 ФГБОУ ВО СЗГМУ им. И.И. Мечникова Минздрава России (извещение N 0372100052922000015) (далее - запрос котировок), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчико в, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении запроса котировок размещено 31.01.2022 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372100052922000015. Начальная (максимальная) цена контракта - 1 472 292,86 руб.
В жалобе ООО "Пилот Медикал" указывает на нарушения Заказчиком требований законодательства о контрактной системе, которые, по его мнению, выразились в ненадлежащем описании объекта закупки.
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения стороны Заказчика, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе электронный запрос котировок начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 3 или пунктом 4, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
1) наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, ответственное должностное лицо заказчика, специализированной организации (в случае ее привлечения заказчиком);
2) идентификационный код закупки, определенный в соответствии со статьей 23 настоящего Федерального закона, указание на соответствующую часть статьи 15 настоящего Федерального закона, в соответствии с которой осуществляется закупка (при осуществлении закупки в соответствии с частями 4 - 6 статьи 15 настоящего Федерального закона), а также указание на осуществление закупки в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе", которое не размещается на официальном сайте;
3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
4) адрес в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" электронной площадки (в случае проведения электронной процедуры), специализированной электронной площадки (в случае проведения закрытой электронной процедуры);
5) наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования;
6) информация о количестве (за исключением случая, предусмотренного частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона), единице измерения и месте поставки товара (при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг);
7) информация об объеме (за исключением случая, предусмотренного частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона), о единице измерения (при наличии) и месте выполнения работы или оказания услуги;
8) срок исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы);
9) начальная (максимальная) цена контракта (цена отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы), источник финансирования, наименование валюты в соответствии с общероссийским классификатором валют. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, указываются начальная цена единицы товара, работы, услуги, а также начальная сумма цен указанных единиц и максимальное значение цены контракта. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 34 настоящего Федерального закона, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта;
10) размер аванса (если предусмотрена выплата аванса);
11) критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом;
12) требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования);
13) информация о предоставлении преимущества в соответствии со статьями 28 и 29 настоящего Федерального закона;
14) информация о преимуществах участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона или требование, установленное в соответствии с частью 5 статьи 30 настоящего Федерального закона, с указанием в соответствии с частью 6 статьи 30 настоящего Федерального закона объема привлечения к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций;
15) информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона;
16) размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, условия независимой гарантии (если требование обеспечения заявки установлено в соответствии со статьей 44 настоящего Федерального закона), реквизиты счета, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, реквизиты счета для перечисления денежных средств в случае, предусмотренном частью 13 статьи 44 настоящего Федерального закона;
17) размер обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если требование обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств установлено в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона);
18) информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона;
19) информация о возможности заказчика заключить контракты, указанные в части 10 статьи 34 настоящего Федерального закона, с несколькими участниками закупки с указанием количества указанных контрактов;
20) информация о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона;
21) дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Такая дата не может приходиться на нерабочий день;
22) дата окончания срока рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в закупке (в случае проведения электронного конкурса, за исключением случая, предусмотренного частью 19 статьи 48 настоящего Федерального закона), дата окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке (в случае проведения электронного конкурса), дата окончания срока рассмотрения заявок (в случае проведения закрытого аукциона), дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом;
23) дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) в случае проведения электронного конкурса (за исключением случая, предусмотренного частью 19 статьи 48 настоящего Федерального закона), аукционов. При проведении электронного конкурса предусмотренная настоящим пунктом дата должна приходиться на рабочий день, следующий за датой окончания срока рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в закупке. При проведении электронного аукциона предусмотренная настоящим пунктом процедура начинается через два часа с момента окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Согласно ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, по смыслу ст. 33 Закона о контрактной системе, при формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению размера лота, а также спецификации и параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение услуги именно с такими характеристиками, которые ему необходимы.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона о контрактной системе, под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из совокупности вышеуказанных норм следует, что Заказчик наделен правом устанавливать описание объекта закупки в объеме необходимом и достаточном для обеспечения своих нужд и действительных потребностей.
Описание объекта установлено Заказчиком в извещении о закупке.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в ч. 1 ст. 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. В силу ч. 2 ст. 17 Закона о защите конкуренции наряду с установленными ч. 1 ст. 17 запретами при проведении торгов, если организаторами или заказчиками торгов являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.
В силу ч. 3 ст. 17 Закона о защите конкуренции наряду с установленными ч.ч. 1 и 2 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
Исходя из буквального и смыслового толкования нормативных положений ст. 17 Закона о защите конкуренции, запрещаются любые действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов, поскольку перечень запретов, перечисленных в ст. 17 Закона о защите конкуренции, не является исчерпывающим.
Включение Заказчиком в извещение требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений ст. 33 Закона о контрактной системе (п. 2 обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд от 28.06.2017).
Согласно доводам Заявителя, установленные Заказчиком характеристики требуемого к поставке товара ограничивают круг участников закупки, поскольку совокупности установленных требований к данному товару соответствуют товары единственного производителя.
На заседании Комиссии УФАС представители Заказчика пояснили, что все характеристики необходимых к поставке товаров являются потребностью Заказчика.
В ходе заседания Комиссии УФАС представитель Заказчика сообщил, в том числе следующее:
Согласно части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе при проведении конкурентных способов, при осуществлении закупки товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона, участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Какие конкретно права и законные интересы ООО "ПИЛОТ МЕДИКАЛ" нарушены Заявителем не указано.
Сам по себе факт установления определенных характеристик к товару, не свидетельствует об ограничении количества участников, ибо отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении числа участников торгов.
Из анализа ст. 105, 106 Закона о контрактной системе следует, что именно на заявителя жалобы возложена обязанность по доказыванию обоснованности доводов своей жалобы.
Заявителем не представлено документальных подтверждений обоснованности приведенных доводов, в том числе, в части ограничения количества участников закупки, а также документов и сведений, свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе.
3. КУФ (коэффициент ультрафильтрации) диализатора - один из важнейших параметров. Значения данного показателя ограничены для предотвращения попадания бактериальных эндотоксинов из диализата в результате так называемой "обратной фильтрации" при формировании отрицательного трансмембранного давления в нижней части диализатора. Проникновение эндотоксинов в кровь пациента во время процедуры вызывает хроническое воспаление и развитие ряда серьезных осложнений. Большинство аппаратов "искусственная почка" заказчика введены в эксплуатацию с 2003 по 2010 год и не имеют блока апирогенной фильтрации диализата для предотвращения такого попадания токсинов в кровь. Использование более проницаемых диализаторов (с характиристиками, отличающимися от установленных заказчиком) приведет к необходимости дополнительных затрат на дооснащение аппаратов "искусственная почка" блоками апирогенной фильтрации диализата. Также потребуется закупка дорогостоящих сменных апирогенных фильтров. Такое переоснащение не предусмотрено действующим тарифом ОМС и приведет к перерасходу средств Университета.
Нижняя граница КУФ указана во избежание чрезмерного роста трансмембранного давления (риск прорыва диализной мембраны), создаваемого аппаратом для обеспечения установленной скорости ультрафильтрации, а также - гемоконцентрации внутри диализатора.
Клиренсы - основной параметр диализатора, определяющий степень выведения токсинов и выживаемость больных. Отказ от требований к высоким клиренсным характеристикам является недопустимым, так как может привести к поставке малоэффективных диализаторов, что повлечет недостаточное удаление токсинов и повышение смертности пациентов. Малоэффективные диализаторы могут применяться при остром гемодиализе или в период ввода в гемодиализ, но их применение совершенно не допустимо на хроническом гемодиализе.
Требования к указанным характеристикам диализаторов предъявляются, прежде всего, для обеспечения безопасности и качества лечения и обусловлены тем, что все пациенты получающие диализ в Университете на протяжении многих лет проходят лечение с использованием диализаторов, с указанными характеристиками.
Одномоментный переход на расходный материала с другими характеристиками неизбежно приведет к появлению индивидуальной непереносимости, с развитием острых и подострых реакций со стороны пациентов. Также возникнет необходимость коррекции дозы антикоагулянтов, изменение отработанной прописи диализных назначений. Изменение способов и методов процедур для пациентов, которым на протяжении всей жизни необходимо проводить данный вид лечения является недопустимым и крайне несоответствующим целям осуществления медицинской деятельности и оказания эффективной медицинской помощи пациентам.
Эффективность осуществления закупки данного расходного материала для гемодиализа и гемодиафильтрации для нужд Отделения диализа N 1 и Отделения диализа N 2 ФГБОУ ВО СЗГМУ им. И.И. Мечникова Минздрава России и адекватность установленных характеристик определяет многолетний опыт (отделение диализа функционирует с 1998 года) оказания успешной, комплексной высококвалифицированной медицинской помощи пациентам, страдающим ХБП-5 стадии с применением методов гемодиализа и перитонеального диализа больным отделения, находящимся, как на амбулаторном, так и на стационарном лечении в клиниках Университета, полное соответствие существующим требованиям к проведению и качеству данной процедуры.
Таким образом, описание объекта закупки составлено Заказчиком в полном соответствии с действующим законодательством и с учетом принципа приоритета интересов пациента при оказании медицинской помощи установленного пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
4. Что касается приведенных в таблице Жалобы сравнительных характеристик, считаем необходимым пояснить следующее.
Заявителем приведено крайне некорректное сравнение и допущены грубые ошибки при выборе сопоставимых диализаторов, указаны неправильные характеристики.
Так, согласно письму ФАСа от 18 апреля 2011 г. N АК/14239 все мембраны разделены на три типа: низкопоточные (КУФ менее 20 мл/мм рт. ст./час), среднепоточные (КУФ от 20 до 40 мл/мм рт. ст./час включительно) и высокопоточные (КУФ более 40 мл/мм рт. ст./час). Взаимозаменяемы все низкопоточные диализаторы, все среднепоточные диализаторы и все высокопоточные диализаторы
При этом низкопоточные, среднепоточные и высокопоточные диализаторы не являются взаимозаменяемыми между собой.
В своей Жалобе Заявителем приведено сравнение характеристик трех различных классов диализаторов: в качестве примера несоответствия описанию среднепоточного диализатора приведены примеры низкопоточных и высокопоточных диализаторов (и наоборот), обладающих принципиально иными свойствами мембраны. Приведенные в Жалобе модели являются лишь небольшой частью огромного числа моделей диализаторов многочисленных производителей (более 600).
Некорректное выборочное сравнение диализаторов, которые не являются взаимозаменяемыми между собой, приведенное Заявителем, не позволяет брать эту информацию в качестве достоверной, учитывать при рассмотрении Жалобы.
5. Заказчик не согласен с доводом Жалобы о том, что в описании позиций 7 и 8 установлены требования, под которые подходит только один производитель. Как минимум два производителя выпускают продукцию с указанными характеристиками.
Nп/п |
Наименование |
Характеристики |
7 |
Диализатор среднепоточный с площадью поверхности мембраны 1,8_0,1м2 Elisio 19M (Япония) |
Синтетическая мембрана -полинефрон (коммерческое наименование полисульфона) Клиренс мочевины, мл/мин (условия определения: кровоток 200 мл/мин, поток диализата 500 мл/мин, скорость ультрафильтрации - 0,0 мл/мин) - 195 мл/мин Клиренс креатинина, мл/мин (условия определения: кровоток 200 мл/мин, поток диализата 500 мл/мин, скорость ультрафильтрации - 0,0 мл/мин) - 193 мл/мин Клиренс фосфатов, мл/мин (условия определения: кровоток 200 мл/мин, поток диализата 500 мл/мин, скорость ультрафильтрации - 0,0 мл/мин) - 177 мл/мин Клиренс витамина В12, мл/мин (условия определения: кровоток 200 мл/мин, поток диализата 500 мл/мин, скорость ультрафильтрации - 0,0 мл/мин) - 127 мл/мин Эффективная площадь поверхности, кв.м.1,9м2. Объем заполнения крови, мл - 115 мл/мин КУФ (стандарт определения: кровь, гематокрит 32%, протеины 6%, Т=37 С0) - 25 мл/ч/мм.рт.ст: Сухая стерилизация гамма-излучением |
|
Baxter XPM190 (США) |
Синтетическая мембрана -полинефрон (коммерческое наименование полисульфона) Клиренс мочевины, мл/мин (условия определения: кровоток 200 мл/мин, поток диализата 500 мл/мин, скорость ультрафильтрации - 0,0 мл/мин) - 197 мл/мин Клиренс креатинина, мл/мин (условия определения: кровоток 200 мл/мин, поток диализата 500 мл/мин, скорость ультрафильтрации - 0,0 мл/мин) - 195 мл/мин Клиренс фосфатов, мл/мин (условия определения: кровоток 200 мл/мин, поток диализата 500 мл/мин, скорость ультрафильтрации - 0,0 мл/мин) - 181 мл/мин Клиренс витамина В12, мл/мин (условия определения: кровоток 200 мл/мин, поток диализата 500 мл/мин, скорость ультрафильтрации - 0,0 мл/мин) - 132 мл/мин Эффективная площадь поверхности, кв.м.1,9м2. Объем заполнения крови, мл - 115 мл/мин КУФ (стандарт определения: кровь, гематокрит 32%, протеины 6%, Т=37 С0) - 25 мл/ч/мм.рт.ст: Сухая стерилизация гамма-излучением |
8 |
Диализатор среднепоточный с площадью поверхности мембраны 2,0 _0,1м2 Elisio 21M (Япония) |
Синтетическая мембрана -полинефрон (коммерческое наименование полисульфона) . Клиренс мочевины, мл/мин (условия определения: кровоток 200 мл/мин, поток диализата 500 мл/мин, скорость ультрафильтрации - 0,0 мл/мин) - 197 мл/мин Клиренс креатинина, мл/мин (условия определения: кровоток 200 мл/мин, поток диализата 500 мл/мин, скорость ультрафильтрации - 0,0 мл/мин) - 195 мл/мин Клиренс фосфатов, мл/мин (условия определения: кровоток 200 мл/мин, поток диализата 500 мл/мин, скорость ультрафильтрации - 0,0 мл/мин) - 181 мл/мин Клиренс витамина В12, мл/мин (условия определения: кровоток 200 мл/мин, поток диализата 500 мл/мин, скорость ультрафильтрации - 0,0 мл/мин) - 135 мл/мин Эффективная площадь поверхности, кв.м.2,1м2 Объем заполнения крови - 128 мл КУФ (стандарт определения: кровь, гематокрит 32%, протеины 6%, Т=37 С0) - 27 мл/ч/мм.рт.ст: Сухая стерилизация гамма-излучением |
|
Диализатор среднепоточный с площадью поверхности мембраны 2,0 _0,1м2 Baxter XPM210 (США) |
Синтетическая мембрана -полинефрон (коммерческое наименование полисульфона) . Клиренс мочевины, мл/мин (условия определения: кровоток 200 мл/мин, поток диализата 500 мл/мин, скорость ультрафильтрации - 0,0 мл/мин) - 197 мл/мин Клиренс креатинина, мл/мин (условия определения: кровоток 200 мл/мин, поток диализата 500 мл/мин, скорость ультрафильтрации - 0,0 мл/мин) - 198 мл/мин Клиренс фосфатов, мл/мин (условия определения: кровоток 200 мл/мин, поток диализата 500 мл/мин, скорость ультрафильтрации - 0,0 мл/мин) - 186 мл/мин Клиренс витамина В12, мл/мин (условия определения: кровоток 200 мл/мин, поток диализата 500 мл/мин, скорость ультрафильтрации - 0,0 мл/мин) - 138 мл/мин Эффективная площадь поверхности, кв.м.2,1м2 Объем заполнения крови - 128 мл КУФ (стандарт определения: кровь, гематокрит 32%, протеины 6%, Т=37 С0) - 27 мл/ч/мм.рт.ст: Сухая стерилизация гамма-излучением |
6. Заявитель предлагает изменить требования к диализаторам путем уменьшения требований к клиренсам, то есть открыть возможность для предложения поставки менее эффективных вариантов с худшими характеристиками мембраны.
Так, например, предлагается понизить порог значений клиренса диализатора в пункте 7.: уменьшить клиренсы (другими словами - ухудшить степень детоксикации больного) креатинина - на 6%, фосфатов - на 6-7%, витамина B12 (маркер средних уремических токсинов) - на 10-11%.
Такое ухудшение характеристик предлагается по всем диализаторам.
При этом доказано, что снижение показателей эффективности (дозы) гемодиализа даже на 10% уже приводит к достоверному увеличению смертности.
Предлагаемые изменения абсолютно недопустимы, так как неизбежно приведут к поставке менее эффективных и менее качественных диализаторов, что обуславливает неизбежное появление индивидуальной непереносимости, с развитием острых и подострых реакций со стороны пациентов. Затраты на коррекцию осложнений на фоне недостаточного эффективного диализа, в свою очередь перекроют любую возможную экономию.
Обеспечение достаточного и гарантированного выведения уремических токсинов - основная задача процедуры диализа для обеспечения качества жизни и выживаемости данной категории больных, что особенно важно во время пандемии COVID-19, когда смертность среди пациентов находящихся на диализном лечении составила 30%.
Напоминаем, что определение потребности Университета является прерогативой Заказчика, а не Поставщика, а целью осуществления закупки является обеспечение надлежащего оказания медицинской помощи пациентам Университета, удовлетворение потребностей Заказчика, а не интересов хозяйствующего субъекта, путем описания объекта закупки с учетом возможности его поставки именно данным Заявителем.
7. УФАС по Санкт-Петербургу уже рассматривало раннее жалобу от ООО "ПИЛОТ МЕДИКАЛ" на электронный аукцион Университета на поставку расходного материала для гемодиализа и гемодиафильтрации для нужд Отделения диализа N 1 и Отделения диализа N 2 Университета 08.07.2021 года. Заявителем были приведены те же доводы относительно тех же позиций и так же, как и в Жалобе на действия Университета при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку расходного материала для гемодиализа и гемодиафильтрации для нужд Отделения диализа N 1 и Отделения диализа N 2 Университета не были представлены документальные доказательства, подтверждающие позицию Заявителя в части установления Заказчиком в документации о закупке требований к товарам, которые ограничивают количество участников закупки, доказательства того, что товар, являющийся предметом закупки, не находятся в свободном обращении на товарном рынке, что не позволяет принять участие в закупке неограниченному кругу хозяйствующих субъектов.
Решением по делу 44-3331/21 о нарушении законодательства о контрактной системе от 08.07.2021 года доводы Заявителя об установлении требований к конкретным показателям товара, которые не позволяют Заявителю предложить к поставке реализуемый им на рынке товар, что ограничивает количество участников закупки, признаны несостоятельными, жалоба ООО "ПИЛОТ МЕДИКАЛ" была признана необоснованной.
Кроме того, Заявителем была подана еще одна жалоба на действия Заказчика от 30.12.2021 года при проведении электронного аукциона на поставку расходного материала для гемодиализа и гемодиафильтрации для нужд Отделения диализа N 1 и Отделения диализа N 2 Университета, в части объединения Заказчиком в один лот медицинских изделий, относящихся к разным видам номенклатурной классификации, вместе с тем, жалоба не содержала доводов о том, что при описании объекта закупки указаны параметры, ограничивающие участников закупки, хотя описание объекта закупки электронного аукциона полностью идентично описанию объекта закупки при запросе котировок.
Комиссия УФАС отмечает, что в полномочия Комиссии УФАС не входит определение потребности Заказчика.
Комиссия УФАС констатирует, что ст. 105 Закона о контрактной системе предусмотрено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
Доводы жалобы о возможном нарушении Заказчиком антимонопольного законодательства образуют самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ (далее - Закон о защите конкуренции), вследствие чего выходят за пределы рассмотрения жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе в предусмотренном Законом о контрактной системе порядке. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 39 Закона о защите конкуренции заявитель имеет право обратится в Санкт-Петербургское УФАС России с заявлением о нарушении антимонопольного законодательства.
При этом такое заявление должно содержать сведения, предусмотренные Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 N 339, также к заявлению должны быть приложены документы, свидетельствующие о фактах нарушения антимонопольного законодательства.
Учитывая данные обстоятельства, отсутствие Заявителя на заседании, Комиссия УФАС не имеет достаточных оснований для признания доводов жалобы обоснованными.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 2, 8, 33, 42, 50, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Пилот Медикал" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 14 февраля 2022 г. N 44-542/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.02.2022