Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов Комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Вишневской Е.В.,
государственного инспектора отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Смерчанской Н.В.,
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Карпель Б.Ш.
В присутствии представителей:
от Заказчика - поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителей,
от уполномоченного органа - Мирошниченко А. В., Агурицева Д. Г.,
от ООО "ГЕОС" - в отсутствие представителей,
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России поступило обращение ООО "ГЕОС" на действия заказчика - Муниципальное казенное учреждение "Управление капитального строительства", уполномоченного органа - Администрация города Пятигорска по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0121300035321000287 "Выполнение работ по рекультивации полигона ТБО в городе-курорте Пятигорске по ул. Маршала Жукова".
В обращении ООО "ГЕОС" указано, что заказчиком не было исполнено Предписание N 615 от 23.12.2021 г. по делу N 026/06/64-2762/2021 г.
Представители заказчика и уполномоченного органа на рассмотрение дела представили письменные возражения по факту обращения ООО "ГЕОС". По мнению заказчика все процедуры и действия по осуществлению вышеуказанной закупки были проведены в соответствии с требованиями Закона.
В ходе проведенной внеплановой проверки в соответствии со ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) Комиссия установила следующее.
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ООО "АКВА-ПЛЮС" на действия заказчика - Муниципальное казенное учреждение "Управление капитального строительства", уполномоченного органа - Администрация города Пятигорска по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0121300035321000287 "Выполнение работ по рекультивации полигона ТБО в городе-курорте Пятигорске по ул. Маршала Жукова".
Рассмотрение вышеуказанной жалобы было назначено на 23.12.2021 г.
По результатам рассмотрения Комиссией было принято решение о признании жалобы ООО "АКВА-ПЛЮС" на действия заказчика - Муниципальное казенное учреждение "Управление капитального строительства", уполномоченного органа - Администрация города Пятигорска по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0121300035321000287 "Выполнение работ по рекультивации полигона ТБО в городе-курорте Пятигорске по ул. Маршала Жукова" - обоснованной и Комиссией установлено следующее:
Уполномоченным органом 01.12.2021 г. в единой информационной системе (далее - ЕИС) было размещено извещение о проведении электронного аукциона для закупки N 0121300035321000287 "Выполнение работ по рекультивации полигона ТБО в городе-курорте Пятигорске по ул. Маршала Жукова".
Одновременно с Извещением в ЕИС были опубликованы аукционная документация и проект контракта, являющийся неотъемлемой частью аукционной документации, который в том числе содержит срок выполнения работ и условия выполнения работ.
В соответствии с п. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в ЕИС, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
В извещении об осуществлении закупки должна содержаться наряду с остальной информацией краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных ст. 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Аналогичную информацию должна содержать и аукционная документация, о чем прямо указано в ч. 1 ст. 64 Закона N 44 - ФЗ.
В Разделе 6 "Проект организации строительства" Заказчиком установлено:
П.7 ОБОСНОВАНИЕ ПРИНЯТОЙ ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ СХЕМЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩЕЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ,ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЙ СОБЛЮДЕНИЕ УСТАНОВЛЕННЫХ В КАЛЕНДАРНОМ ПЛАНЕ СРОКОВ ЗАВЕРШЕНИЯ РЕКУЛЬТИВАЦИИ
Проектной документацией предусматривается следующие этапы производства работ:
- подготовительный этап;
- основной этап: техническая рекультивация и биологическая рекультивация.
На подготовительном этапе должны быть выполнены следующие мероприятия: разработаны ППР на отдельные виды работ; разработаны мероприятия по организации труда; участок работ укомплектован средствами механизации, обеспечены инструментом, инвентарём; обеспечен необходимый запас (заключены договора на поставку к определенному сроку) строительных материалов, конструкций, изделий. В основной период производятся непосредственно работы по рекультивации полигона ТБО и прилегающей к ней территории, устройству системы газового дренажа и сбора фильтрата.
Продолжительность подготовительного этапа - 1,5 мес.
Продолжительность работ по технической рекультивации полигона ТБО в городе-курорте Пятигорске по ул. Маршала Жукова принята 2 года с учетом принятой организационно технологической схемы и трудоемкости работ.
Таким образом, подготовительный этап и техническая рекультивация в совокупности составляют - 25,5 месяцев.
В информационной карте Заказчиком установлено:
Раздел 6 Сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг Начало работ - 01.01.2022 г., окончание работ - 01.12.2023 г., в соответствии с условиями проектной документации (приложением N3 к контракту) - 23 месяца.
Таким образом, допущенное Заказчиком разночтение сроков выполнения работ.
Остальные доводы жалобы не нашли своего подтверждения.
При таких обстоятельствах, Комиссией в действиях Заказчика установлены нарушения требований ч. 1 ст. 64 Закона N 44-ФЗ.
2. Вместе с тем, при проведении внеплановой проверки Комиссией были установлены так же следующие нарушения.
Согласно ч. 6 ст. 67 Закона N 44-ФЗ по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию:
1) об идентификационных номерах заявок на участие в таком аукционе;
2) о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий идентификационный номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем;
3) о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждого участника такого аукциона о допуске к участию в нем и о признании его участником или об отказе в допуске к участию в таком аукционе;
4) о наличии среди предложений участников закупки, признанных участниками электронного аукциона, предложений о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если условия, запреты, ограничения допуска товаров, работ, услуг установлены заказчиком в документации об электронном аукционе в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Комиссией установлено, что протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе в электронной форме N 291 АЭФ (0121300035321000287) на выполнение работ по рекультивации полигона ТБО в городе-курорте Пятигорске по ул. Маршала Жукова от 17.12.2021 г. данным требованиям не отвечает.
Кроме того, Комиссией были установлены нарушения в действиях уполномоченного органа в части отклонения заявок на участие в данном аукционе.
Так, согласно ч. 3 ст. 66 Закона N 44-ФЗ первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Согласно ч. 4 ст. 67 Закона N 44-ФЗ участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Согласно ч. 5 ст. 67 Закона N 44-ФЗ отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
2.1 Согласно протокола Заявка N 4 отклонена по следующим основаниям: на основании п.1 ч.4 ст.67 Федерального Закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ и п.3.5 раздела 3 документации электронного аукциона, непредоставления информации предусмотренной частью 3 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ или предоставления недостоверной информации: В первой части заявки участник закупки по позиции "Емкость накопительная" предоставил недостоверные сведения в отношении характеристик товара, в соответствии с требованиями документации и ГОСТ.
Согласно письменных объяснений:
"Требованиями документации предусмотрено: "Диаметр корпуса емкости более 2,50 м. Длина корпуса емкости до 10,0 м. Корпус емкости должен быть изготовлен в виде горизонтальной цилиндрической емкости. Конструкция емкости должна отвечать технологическим и конструктивным решениям предусмотренным проектом"
В заявке участника указано: "Диаметр корпуса емкости 3,0 м. Длина корпуса емкости 7,4 м. Корпус емкости изготовлен в виде горизонтальной цилиндрической емкости. Конструкция емкости отвечает технологическим и конструктивным решениям предусмотренным проектом".
Согласно указанным в заявке значениям длины и диаметра корпуса, объем емкости накопительной, предлагаемой участником закупки, будет равна 52,3 м3, что не соответствует требованиям проектно-сметной документации, а именно технологическими и конструктивными решениями, соответствие которым подтверждает в своей заявке участник с порядковым номером заявки 4. Кроме того, согласно проектной документации "Емкость накопительная" должна быть именно 50 м3, так как для нее предусмотрен котлован определенного диаметра, который не вместит емкость большего объема.
Таким образом, участником закупки представлены сведения о товаре, которые не соответствуют требованиям закупочной документации".
Комиссией установлено следующее:
Требованиями документации предусмотрено: "Диаметр корпуса емкости более 2,50 м. Длина корпуса емкости до 10,0 м."
В заявке участника указано: "Диаметр корпуса емкости 3,0 м. Длина корпуса емкости 7,4 м.".
Таким образом, участником представлены конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, в связи с чем, указанная заявка отклонена в нарушение ч.ч. 4,5 ст. 67 Закона N 44-ФЗ.
С аналогичным нарушением отклонена заявка N 5.
2.2 Согласно протокола Заявка N1 отклонена по следующим основаниям:
на основании п.1 ч.4 ст.67 Федерального Закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ и раздела 33 "Требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе в соответствии с частями 3 - 5 статьи 66 Федерального закона" информационной карты документации электронного аукциона, непредоставления информации предусмотренной частью 3 статьи 66 Федерального закона N44-ФЗ или предоставления недостоверной информации: В первой части заявки участник закупки по позиции "Емкость накопительная" предоставил недостоверные сведения в отношении ступеней, в соответствии с требованиями документации и ГОСТ.
Представители уполномоченного органа причины отклонения пояснили следующим образом:
" В заявке участника указано: "Ширина ступени лестницы 150 мм. Ступени лестницы не предназначены для опоры двумя ногами. Расстояние между центрами ступеней по горизонтали 300 мм. Колодец превышения изготовлен из полимерного материала, соответствует ГОСТ".
Требованиями документации предусмотрено: "Ширина ступени лестницы от 145 мм. Расстояние между центрами ступеней по горизонтали до 310 мм. Конструкцией емкости должна быть предусмотрена лестница, через горловину по лестнице должна быть возможность попасть внутрь емкости, горловина должна иметь герметичную крышку. Колодец превышения должен быть изготовлен полимерного материала, должен быть изготовлен в соответствии с ГОСТ. Ступени лестницы могут быть предназначены для опоры двумя ногами".
Колодец превышения из полимерных материалов регламентируется ГОСТ 32972-2014. В техническом задании аукционной документации в п. 4.2. установлено требование соответствию данному ГОСТ.
Участник закупки сделал выбор, в пользу одинарных ступеней, указав: "Ступени лестницы не предназначены для опоры двумя ногами". В таком случае, согласно ГОСТ, расстояние между центрами ступеней по горизонтали не должно было нормироваться".
Комиссией установлено следующие: требованиями документации предусмотрено: "Ширина ступени лестницы от 145 мм. Расстояние между центрами ступеней по горизонтали до 310 мм."
"Ширина ступени лестницы 150 мм. Ступени лестницы не предназначены для опоры двумя ногами. Расстояние между центрами ступеней по горизонтали 300 мм."
Таким образом, участником представлены конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, в связи с чем, указанная заявка отклонена в нарушение ч.ч. 4,5 ст. 67 Закона N 44-ФЗ.
С аналогичным нарушением отклонена заявка N 6.
2.3 Заявка N 5 согласно протокола отклонена на основании п.1 ч.4 ст.67 Федерального Закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ и раздела 33 "Требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе в соответствии с частями 3 - 5 статьи 66 Федерального закона" информационной карты документации электронного аукциона, непредоставления информации предусмотренной частью 3 статьи 66 Федерального закона N44-ФЗ или предоставления недостоверной информации: В первой части заявки участник закупки по позиции "Емкость накопительная" предоставил недостоверные сведения в отношении характеристик товара, в соответствии с требованиями документации и ГОСТ.
Представители уполномоченного органа причины отклонения пояснили следующим образом:
Требованиями документации предусмотрено:"Конструкцией емкости долэюна быть предусмотрена лестница, через горловину инспекционного колодиа по лестнице должна быть возможность попасть внутрь емкости, горловина должна иметь герметичную крышку. Колодец превышения должен быть изготовлен полимерного материала, должен быть изготовлен в соответствии с ГОСТ, горловина должна быть номинальным внутренним диаметром от 700 мм и иметь в комплекте крышку, наружная поверхность шахты колодца рекомендуется профилированная".
В заявке участника указано: "Конструкцией емкости предусмотрена лестница, через горловину инспекционного колодца по лестнице есть возможность попасть внутрь емкости, горловина должна имеет герметичную крышку. Колодец превышения изготовлен из полимерного материала, изготовлен в соответствии с ГОСТ, номинальный внутренний диаметр горловины 1020 мм и имеет в комплекте крышку, наружная поверхность шахты колодца профилированная.
Колодец превышения из полимерных материалов регламентируется ГОСТ 32972-2014. В техническом задании аукционной документации в п. 4.2. установлено требование соответствию данному ГОСТ.
В пункте 4.2.1 данного ГОСТ установлено:
Для инспекционных колодцев номинальный размер, относящийся к внутреннему диаметру DN/ID, выбирают из ряда:. DN 200, DN 225, DN 250, DN300, DN 350, DN 375, DN 400, DN 450, DN 500, DN 600, DN 700, DN 800
Таким образом, максимальный возможный номинальный внутренний диаметр горловины для инспекционных колодцев может быть не более DN 800. При этом участник закупки указал значение 1020 мм, что не соответствует требованиям ГОСТ, регламентирующий данный вид товара, и означает предоставление недостоверных сведений"
Комиссией установлено следующие: требованиями документации предусмотрено: "Конструкцией емкости должна быть предусмотрена лестница, через горловину инспекционного колодца по лестнице должна быть возможность попасть внутрь емкости, горловина должна иметь герметичную крышку. Колодец превышения должен быть изготовлен полимерного материала, должен быть изготовлен в соответствии с ГОСТ, горловина должна быть номинальным внутренним диаметром от 700 мм и иметь в комплекте крышку, наружная поверхность шахты колодца рекомендуется профилированная".
В заявке участника указано: "Конструкцией емкости предусмотрена лестница, через горловину инспекционного колодца по лестнице есть возможность попасть внутрь емкости, горловина должна имеет герметичную крышку. Колодец превышения изготовлен из полимерного материала, изготовлен в соответствии с ГОСТ, номинальный внутренний диаметр горловины 1020 мм и имеет в комплекте крышку, наружная поверхность шахты колодца профилированная", что соответствует значениям, установленным в документации об электронном аукционе.
Таким образом, участником представлены конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, в связи с чем, указанная заявка отклонена в нарушение ч.ч. 4,5 ст. 67 Закона N 44-ФЗ.
Исходя из вышеизложенного, уполномоченным органом Заявка с номером 4 отклонена в нарушение ч.ч. 4,5 ст. 67 Закона N 44-ФЗ.
Таким образом, Комиссия по итогу рассмотрения жалобы ООО "АКВА-ПЛЮС" установила в действиях заказчика, уполномоченного органа нарушения требований ч. 1 ст. 64, п. 1 ч. 4, ч. 5, ч. 6 ст. 67 Закона N44-ФЗ и выдало Предписание N 615 от 23.12.2021 г.
Суть предписания состояла в следующем:
Заказчику - МКУ "Управление капитального строительства", уполномоченному органу - Администрации города Пятигорска устранить нарушения требований ч. 1 ст. 64, п. 1 ч. 4, ч. 5, ч. 6 ст. 67 Закона N 44-ФЗ, в связи с чем:
1. Документацию об аукционе в электронной форме N 0121300035321000287 "Выполнение работ по рекультивации полигона ТБО в городе-курорте Пятигорске по ул. Маршала Жукова" - привести в соответствие с требованиями Закона N 44-ФЗ с учетом доводов Решения.
2. Внести соответствующие изменения в аукционную документацию N 0121300035321000287 "Выполнение работ по рекультивации полигона ТБО в городе-курорте Пятигорске по ул. Маршала Жукова", путем размещения соответствующей информации на официальном сайте;
3. Продлить срок подачи заявок в соответствии с требованиями 63, 65 Закона N 44-ФЗ.
4. Протоколы, составленные в ходе закупки - отменить.
Оператору электронной торговой площадки:
1. Обеспечить возможность исполнения данного предписания, выданного комиссией Ставропольского УФАС России по контролю в сфере закупок, заказчику.
2. Известить участников, подавших заявки на участие в данном аукционе о внесении изменений в аукционную документацию в электронной форме N 0121300035321000287 "Выполнение работ по рекультивации полигона ТБО в городе-курорте Пятигорске по ул. Маршала Жукова".
Срок исполнения предписания - в течение 10 дней с момента его размещения на официальном сайте для размещения информации о размещении заказа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - www.zakupki.gov.ru, об исполнении которого в обязательном порядке сообщить в Ставропольское УФАС России в течение 7 дней с момента его исполнения.
Данное предписание было размещено в единой информационной системе 29.12.2021 года.
Таким образом, Предписание должно было быть исполнено до 10.01.2022 г. включительно.
03.02.2022 г. в адрес Управления поступило обращение ООО "ГЕОС" по факту нарушения заказчиком закона N44-ФЗ. Данное обращение было принято к производству и назначена внеплановая проверка на 10.02.2022 г.
10.02.2022 г. рассмотрев обращение ООО "ГЕОС", Комиссия установила, что действительно заказчиком, уполномоченным органом не было исполнено предписание в установленный законом срок.
В соответствии с п. 17 Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" Лица, в отношении которых проводится плановая (внеплановая) проверка, имеют следующие обязанности:
а) представлять в контрольный орган, должностным лицам контрольного органа, уполномоченным на осуществление контроля, извещение об осуществлении закупки, документацию о закупке (в случае, если Федеральным законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке), заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), протоколы, предусмотренные Федеральным законом о контрактной системе, аудио-, видеозаписи и иную информацию и документы (в том числе о закупках, осуществленных закрытыми способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), составленные в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или аккредитации участника закупки на электронной площадке, специализированной электронной площадке;
б) представлять по требованию контрольного органа необходимые ему документы, объяснения в письменной форме, информацию о закупках (в том числе сведения о закупках, составляющие государственную тайну), а также объяснения в устной форме;
в) исполнять в установленные сроки предписания;
г) обеспечить беспрепятственный доступ должностным лицам контрольного органа по предъявлении ими служебных удостоверений и приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) контрольного органа о проведении плановой (внеплановой) проверки в помещения и на территории, которые занимают заказчики, специализированные организации, операторы электронных площадок, операторы специализированных электронных площадок, для получения документов и информации о закупках, необходимых контрольному органу;
д) обеспечить явку представителей субъектов контроля по требованию контрольного органа в случае необходимости участия такого представителя в плановой (внеплановой) проверке.
18. Представление в контрольный орган информации и документов, указанных в подпункте "а" пункта 17 настоящих Правил, не требуется в случае их размещения в соответствии с Федеральным законом о контрактной системе в единой информационной системе.
В соответствии с п. 3.41 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд, утверждённого Приказ ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (ред. от 17.03.2016) "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Регламент по рассмотрению жалоб) п. 3.39. В случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в действиях (бездействии) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки на основании принятого решения изготавливается предписание, в котором должны быть указаны:
- дата и место выдачи предписания;
- состав Комиссии;
- сведения о решении, на основании которого выдается предписание;
- наименование, адрес заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки, которым выдается предписание;
- указание действий, которые необходимо осуществить с целью устранения нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
- сроки, в течение которых должно быть исполнено предписание;
- сроки, в течение которых в контрольный орган должны поступить копии документов и сведения об исполнении предписания.
Таким образом, в действиях заказчика, уполномоченного органа установлено нарушение в части не исполнения предписания, а именно ст. 99 Закона NФЗ-44.
Вышеуказанные действия МКУ "Управление капитального строительства" являются поводом для возбуждения дела об административном правонарушении по части 7 статьи 19.5 КоАП РФ: невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органов, указанных в частях 7.1 и 7.2 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей.
Часть 7 статьи 19.5 КоАП РФ по своей правовой природе является значимым правонарушением, так как препятствует реализации полномочий контролирующего органа в сфере закупок направленных на защиту неограниченного круга лиц (потенциальных участников закупок), нарушает установленный порядок управления, в том числе это свидетельствует о пренебрежительном отношении лица к исполнению публично - правовых обязанностей, чем нарушается принцип профессионализма заказчика, и создает угрозу обеспечения конкуренции, независимо от фактически причиненного вреда тяжести наступивших последствий (статья 6 Закона N44-ФЗ).Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Запрещается совершение заказчиками, любых действий, которые противоречат требованиям Закона N44-ФЗ.
При этом, в соответствии с частью 1 статьи 1 Закона N 44-ФЗ, Закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Согласно части 1 статьи 8 Закона N44-ФЗ - контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом, запрещается совершение заказчиками, любых действий, которые противоречат требованиям Закона N44-ФЗ, в том числе приводящих к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
При совершении незаконных действий заказчика, приводящих к ущемлению прав лиц, претендующих на заключение контракта нарушается принцип профессионализма заказчика, что создает или может создать угрозу обеспечения конкуренции, независимо от фактически причиненного вреда тяжести наступивших последствий (статья 6 Закона N44-ФЗ).
Согласно пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 21.12.2017 N 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции", Президент РФ постановил: в целях укрепления национальной экономики, дальнейшего развития конкуренции и недопущения монополистической деятельности, считать активное содействие развития конкуренции в РФ, приоритетным направлением деятельности, в том числе исполнительными органами власти субъектов РФ.
Тем самым предписание было направлено на восстановление незаконно нарушенных прав участника закупки, а также на устранение требований Закона N44-ФЗ.
Таким образом, согласно п. 17 Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 N1576 на заказчика возложена обязанность, а не право, исполнять предписание контролирующего органа.
На основании вышеизложенного в действиях заказчика, уполномоченного органа установлены нарушения требований ч. 1 ст. 64, п. 1 ч. 4, ч. 5, ч. 6 ст. 67, ст. 99 Закона N 44-ФЗ.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. По результатам проведения в порядке статьи 99 Закона N 44-ФЗ внеплановой проверки признать действия заказчика - Муниципальное казенное учреждение "Управление капитального строительства", уполномоченного органа - Администрации города Пятигорска нарушившими ч. 1 ст. 64, п. 1 ч. 4, ч. 5, ч. 6 ст. 67, ч. 2 ст. 99 Закона N 44-ФЗ, в связи с чем, выдать обязательное для исполнения предписание.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Г.В. Золина
Е.В. Вишневская
Члены Комиссии
Н.В. Смерчанская
Б.Ш. Карпель
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 10 февраля 2022 г. N 026/06/99-166/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.02.2022