Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов Комиссии:
Врио заместителя начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Лыкова И.Г.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Резцовой А.М.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Вишневской Е.В.,
В присутствии представителей:
от Заказчика - в отсутствие представителей,
от ИП Куценко В.М. - в отсутствие представителей,
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ИП Куценко В.М. на действия заказчика - ГБУЗ СК "Ставропольский краевой клинический перинатальный центр" по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0321200017922000003 "Поставка изделий, применяемых в медицинских целях" (далее - Закупка).
Заявитель обжалует действия Заказчика в части Закупки.
Согласно письменным объяснениям Заказчика, действия Заказчика соответствуют нормам Закона. Все процедуры и действия по осуществлению вышеуказанной закупки были проведены в соответствии с требованиями Закона.
В ходе проведенной внеплановой проверки в соответствии со ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) Комиссия установила следующее.
27.01.2022 г. Заказчиком в единой информационной системе было размещено извещение о проведении электронного аукциона для закупки N0321200017922000003 на поставку изделий, применяемых в медицинских целях (далее - Извещение).
Согласно Извещения, Заказчику требуется следующее:
- Лейкопластырь гипоаллергенный (код позиции КТРУ 21.20.24.110-00000001)
- Шовный материал из полигликолевой кислоты (код позиции КТРУ 21.20.24.120-00000033)
- Нить хирургическая из натурального шелка, стерильная (код позиции КТРУ 21.20.24.120-00000014)
Согласно ч. 1 ст. 42 Закона N 44-ФЗ, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
П. 1 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона N 44-ФЗ, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров, работ, услуг установленным заказчиком требованиям.
Из вышеупомянутых норм следует, что заказчик вправе включить в извещение о проведении электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. Законом N 44-ФЗ не предусмотрены ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика.
В характеристиках товара, указанных в описании объекта закупки, Заказчиком не установлены условия, которые бы приводили или могли бы привести к ограничению числа участников аукциона.
В п. 1-7 описания объекта закупки Заказчику к поставке необходим шовный материал, в п. 8-10 необходим лейкопластырь гипоаллергенный (нестирильный).
При этом, изделия медицинского назначения, включенные в лот аукциона, выполняют идентичные функции, а именно: используются при проведении хирургических вмешательств для остановки кровотечений (прошивания и перевязывание кровоточащих тканей и сосудов с применением местных гемостатических средств для остановки капиллярных кровотечений из паренхиматозных органов), т.е. лейкопластыри и шовные материалы технологически и функционально взаимосвязаны.
Таким образом, в части доводов жалобы в действиях Заказчика не установлены нарушения требований Закона N 44-ФЗ.
Вместе с тем, при проведении внеплановой проверки в соответствии со ст. 99 Закона N 44-ФЗ в действиях Заказчика установлены следующие нарушения.
Согласно ч. 3 ст. 14 Закона N 44-ФЗ, в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2015 г. N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 102) утверждены следующие перечни:
- перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень N 1);
- перечень медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков и иных пластиков, полимеров и материалов, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень N 2).
Также п. 2(2) Постановления N 102 установлено, следующее:
- для целей ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия, включенные в Перечень N 1 и не включенные в него;
- для целей осуществления закупок медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков и иных пластиков, полимеров и материалов, включенных в Перечень N 2, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия, включенные в Перечень N 2 и не включенные в него.
Согласно Извещения, требуемый Заказчиком "Лейкопластырь гипоаллергенный" включен в Перечень N 1, однако, остальные товары, такие как шовный материал из полигликолевой кислоты и нить хирургическая из натурального шелка, стерильная не включены в вышеупомянутый Перечень.
Таким образом, в нарушение п. 2(2) Постановления N 102 Заказчиком в один лот объединены медицинские изделия, включенные в Перечень N 1 и не включенные в него.
При таких обстоятельствах, Комиссией в действиях Заказчика установлены нарушения требований ч. 3 ст. 14 Закона N 44-ФЗ.
П. 3.35 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы от 19 ноября 2014 г. N 727/14 установлено, что в случаях, если при рассмотрении жалобы или проведения внеплановой проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Комиссия выдает предписание об устранении допущенных нарушений.
Комиссия, руководствуясь ст. 99 Закона N 44-ФЗ,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Куценко В.М. на действия заказчика - ГБУЗ СК "Ставропольский краевой клинический перинатальный центр" по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0321200017922000003 "Поставка изделий, применяемых в медицинских целях" - необоснованной.
2. По результатам проведения в порядке ст. 99 Закона N 44-ФЗ внеплановой проверки признать действия Заказчика - ГБУЗ СК "Ставропольский краевой клинический перинатальный центр" нарушившими требования ч. 3 ст.14 Закона N44-ФЗ, в связи, с чем, выдать заказчику обязательное для исполнения предписание.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Г.В. Золина
И. Г. Лыков
Члены Комиссии
А.М. Резцова
Е.В. Вишневская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 14 февраля 2022 г. N 026/06/42-168/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.02.2022