Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
Врио заместителя начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Лыкова И. Г.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Вишневская Е.В.
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Карпель Б. Ш.,
в присутствии представителей:
от заказчика -Закубанцева И.А., Форостянов В.В., Хмельниченко О.Н.
от ООО "Юг-Строй" - Докуза В.К., Черников Д.М.
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России из Администрации Изобильненского городского округа Ставропольского края поступили сведения о включении в реестр недобросовестных поставщиков ООО "Юг-Строй" по факту осуществления закупки путём проведения аукциона в электронной форме N 0121600003919000095 "Реконструкция межпоселенческой автомобильной дороги общего пользования "Передовой - Медвеженский" км. 0 - км. 10 + 000 Изобильненского городского округа Ставропольского края".
Заказчик указывает, что расторг контракт в одностороннем порядке.
В порядке части 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ Ставропольским УФАС России в целях, всестороннего, полного и объективного рассмотрения вопроса о включении (не включении) сведений в отношении ООО "Юг-Строй" в реестр недобросовестных поставщиков назначено время и место осуществления проверки сведений, поступивших от заказчика, о чем в адрес сторон были направлены соответствующие уведомления.
Комиссия Ставропольского УФАС России, выслушав пояснения сторон, проанализировав представленные материалы, установила следующее:
Закон о контрактной системе является специальным законом и подлежит применению к отношениям, связанным с осуществлением закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, исполнение и соблюдение норм которого носит обязательный характер для всех участников процесса.
По результатам проведения аукциона в электронной форме N 0121600003919000095 "Реконструкция межпоселенческой автомобильной дороги общего пользования "Передовой - Медвеженский" км. 0 - км. 10 + 000 Изобильненского городского округа Ставропольского края" победителем признано ООО "Юг-Строй".
Порядок заключения контрактов регулируется требованиями статьи 83.2 Закона N 44-ФЗ.
Из решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта следует:
"_07.08.2019 г. заказчик и ООО "Юг-Строй" заключили муниципальный контракт, номер реестровой записи контракта N 3260702247119000076.
В соответствии с п. 1.1. контракта подрядчик взял на себя обязательства на выполнение работ по "реконструкция межпоселенческой автомобильной дороги общего пользования "Передовой - Медвеженский" км. 0 - км. 10 + 000 Изобильненского городского округа Ставропольского края", в соответствии с локальными сметными расчетами (Приложение N 1 к контракту), Проектной документацией (Приложение 2 к контракту), календарным планом (приложение 3 к контракту).
Подрядчик обязан был выполнить все работы в соответствии с условиями контракта в сроки, установленные настоящим контрактом, в соответствии с требованиями ГОСТов, СНиПов, ВСН и технической документации (п. 1.2 контракта).
Работы по контракту должны быть начаты с момента заключения муниципального контракта (07.08.2019 г.), окончание выполнения работ по 24.12.2020 года включительно (п. 5.1 контракта).
Вместе с тем, на дату принятия решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта, данное условие контракта было нарушено, фактически подрядчиком не исполнено часть обязательств по контракту N ЭА-54 от 07.08.2019 г. на общую сумму 2 023 651, 17 рублей.
Данный факт отражен заказчиком в уведомлении исх. N 01-8/10718 от 06.08.2021 г. об уплате пени в связи с просрочкой исполнения по контракту N ЭА-54 от 07.08.2019 г. и требовании исх. N 02-7/16279 от 26.11.2021 г. об уплате пени в связи с просрочкой исполнения по контракту N ЭА-54 от 07.08.2019 г.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона N44-ФЗ, п. 16.3 контракта заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта N ЭА-54 от 07.08.2019 г. по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
В связи с тем, что поставщиком (подрядчиком, исполнителем) не исполнены обязательства по контракту N ЭА-54 от 07.08.2019 г. заказчиком принято решение о расторжение контракта в одностороннем порядке - 30.12.2021 г.
В связи с вышеизложенным, в соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона N44-ФЗ, п. 16.3 контракта заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта было принято заказчиком 30.12.2021 г.
10.12.2021 г. решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в ЕИС.
26.01.2022 г. подрядчик надлежащим образом уведомлен о решении заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Так, согласно п. 15 Постановлению Правительства РФ от 30.06.2021 года N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
При этом, как установила комиссия:
В силу пп. в) п. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 года N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" со стороны ООО "Юг-Строй" были приняты меры для надлежащего исполнения условий контракта, а именно:
Ознакомившись с решением об одностороннем отказе от исполнения контракта со стороны Администрации, Общество не согласилось с решением об одностороннем отказе от исполнения договора и направило в адрес Администрации отзыв на такое решение.
Исходя из материалов дела на дату решения о расторжении контракта со стороны заказчика, контракт был исполнен и закрыт, путем подписания унифицированной формы КС-2 представителем строительного контроля ООО "ЦНЭК", также велась переписка с заказчиком, а именно:
01.02.2022 г. исх. N 12 Общество просит отменить решение заказчика в одностороннем порядке, поскольку работы по контракту завершены , КС-2 предоставлены заказчику 30.12.2021. также общество сообщает, что устраняются замечания по исполнительной документации. Акт по форме А-1 будет предоставлен заказчику до 15.02.2022 г.
02.02.2022 г. исх. N 13 Общество просить заказчика создать комиссию по приемке объекта в эксплуатацию.
Письмо от 04.02.2022 г. исх. N 16, где ООО "Юг-Строй" сообщает заказчику, что "_завершило работы по контракту N ЭА-54 от 07.08.2019 г. до 30.12.2021 г., за январь 2022 года была подготовлена необходимая документация для сдачи объекта.
В связи с вышеизложенным просим Вас приказом создать приемочную комиссию и назначать приемку объекта на 07.02.2022 года_".
На основании вышеизложенного, видно ООО "Юг-Строй" после принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта принимало меры для надлежащего исполнения условий контракта - на рассмотрение дела представителями ООО "Юг-Строй" представлены документы (переписка), в том числе, Общества и заказчика.
Вместе с тем, согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
Следовательно, исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное.
Далее, в соответствии с частью 2 статьи 104 Закона N44-ФЗ, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Исходя из положений ст. 104 ФЗ Закона N44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом обязательств, принятых в рамках осуществления закупки. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в закупках в течение установленного срока (ч. 9 ст. 104 Закон N44-ФЗ).
В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. Копии вынесенного уполномоченным органом решения направляются заказчику, лицу, информация о котором направлена заказчиком для включения в реестр, и иным заинтересованным лицам.
Административный процесс рассмотрения обращений Заказчиков о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков не обязывает Комиссию Ставропольского УФАС России устанавливать те факты, которые умалчиваются участниками процесса.
Вышеуказанные обстоятельства могут свидетельствовать об отсутствии виновного поведения общества при исполнении контракта, однако разрешение споров, связанных с исполнением контракта, регулируются нормами гражданского законодательства Российской Федерации.
Комиссия Ставропольского УФАС России, в силу своей компетенции проверив действия заказчика и Общества на предмет соблюдения процедуры расторжения контракта, предусмотренной ФЗ "О контрактной системе", в данном случае не уполномочена давать правовую оценку действиям сторон при исполнении контракта с позиции применения гражданского законодательства и подменять при этом компетенцию суда.
Таким образом, Комиссия Ставропольского УФАС России, проведя оценку действий ООО "Юг-Строй", приходит к выводу о совершении Исполнителем необходимых действий, направленных на исполнение обязательств по Контракту, сведения в отношении ООО "Юг-Строй" включению в реестр недобросовестных поставщиков не подлежат, в том числе на основании пп. в) п. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078.
Принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства, оценив в совокупности имеющиеся доказательства, у Комиссии отсутствуют основания для включения ООО "Юг-Строй" в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, руководствуясь частью 2, 8 статьи 104, статьей 70 Закона N 44-ФЗ и п. 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
Сведения в отношении ООО "Юг-Строй" в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г. В. Золина
И. Г. Лыков
Члены комиссии
Е.В. Вишневская
Б. Ш. Карпель
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 14 февраля 2022 г. N РНП-26-1711
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.02.2022