Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов Комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Резцовой А.М.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Вишневской Е.В.,
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Карпель Б.Ш.,
В присутствии представителей:
от Заказчика - в отсутствие представителей,
от ИП Бархатова Л.В. - Мордовина И.М.,
УСТАНОВИЛА:
Заказчик - ГБУЗ СК "Кисловодская городская больница", в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) и п. 7 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 года N 1078, направил в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю сведения о включении в реестр недобросовестных поставщиков ИП Бархатову Л.В. (далее - Индивидуальный предприниматель) и указал, что Индивидуальный предприниматель не исполнил условия контракта, в связи с чем Заказчик в одностороннем порядке расторг контракт.
В порядке ч. 7 ст. 104 Закона N 44-ФЗ и п. 13 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" Ставропольским УФАС России в целях всестороннего, полного и объективного рассмотрения вопроса о включении (не включении) сведений в отношении Индивидуального предпринимателя в реестр недобросовестных поставщиков по факту осуществления закупки путём проведения аукциона в электронной форме N 0321300005421000209 "Изделия медицинского назначения" назначено время и место осуществления проверки, о чем в адрес сторон были направлены соответствующие уведомления.
Согласно письменных пояснений Заказчика, в соответствии с условиями контракта, заключенного с Индивидуальным предпринимателем (далее - Контракт), Индивидуальный предприниматель принял на себя обязательства по поставке изделий медицинского назначения в течение трех календарных дней после подачи заявки Заказчика, однако, Индивидуальным предпринимателем были нарушены условия Контракта, выразившиеся в нарушении сроков поставки товара по заявке Заказчика от 19.10.2021 г.
Таким образом, 28.12.2021 г. на основании ч. 8, 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, п. 10.3 Контракта Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
15.02.2022 г. в ходе проведенной внеплановой проверки в соответствии со ст. 99 Закона N 44-ФЗ Комиссия установила следующее.
18.10.2021 г. по результатам электронного аукциона N 0321300005421000209 "Изделия медицинского назначения" между Заказчиком и Индивидуальным предпринимателем был заключен государственный контракт N0321300005421000209_53499 на сумму 309 307,00 руб.
Согласно п. 3.1 Контракта, поставка товара осуществляется силами и средствами Поставщика с момента заключения контракта по 31.12.2021 г., по адресу Заказчика: Ставропольский край, г. Кисловодск, ул. Кутузова, 127, в течение трех календарных дней после подачи заявки в письменной, устной или электронной форме от Заказчика (в том числе по средствам факсимильной связи). Осуществить поставку товара в строгом соответствии с заявкой Заказчика. Товар, ассортиментно или количественно не соответствующий заявке, приему не подлежит.
19.10.2021 г. Заказчиком в адрес Индивидуального предпринимателя посредством электронной почты была направлена заявка на поставку товара следующего содержания:
1. Набор базовый для внутривенных вливаний 25 500 шт * 10,74 руб.
2. Набор базовый для внутривенных вливаний 450 шт * 70,93 руб.
3. Набор базовый для внутривенных вливаний 50 шт * 70,37 руб.
Данная заявка, согласно п. 3.1 Контракта, должна быть исполнена Индивидуальным предпринимателем до 22.10.2021 г. включительно.
19.10.2021 г. товар был доставлен на территорию учреждения Заказчика, однако, товарно-сопроводительная документация была составлена некорректно (цены на товар не соответствовали указанным в Контракте), также в поставке отсутствовали 450 наборов базовых для внутренних вливаний по 70,93 руб. и 50 наборов базовых для вливаний по 70,37 руб.
Заказчик уведомил о данных обстоятельствах Индивидуального предпринимателя.
19.10.2021 г. Индивидуальный предприниматель на электронную почту Заказчика направил исправленную товарно-сопроводительнаю документацию. Однако, на дату 22.10.2021 г. допоставка недостающего по заявке товара произведена не была.
Согласно, п. 3.4 Контракта, приемка поставленного товара осуществляется Заказчиком своими силами либо с привлечением экспертов в день поставки товара. В случае привлечения экспертов, по результатам экспертизы поставленного товара ими составляется и подписывается заключение, которое должно быть обоснованным и соответствовать законодательству Российской Федерации. Данное заключение учитывается Заказчиком при принятии решения о приемке или об отказе в приемке поставленного товара. С каждым комплектом товара должны поставляться сертификаты соответствия (или их копии), декларации о соответствии (или их копии), регистрационные удостоверения (или их копии), счета, счета-фактуры (при наличии), накладные.
В свою очередь, в соответствии с п. 3.1 Контракта товар, ассортиментно или количественно не соответствующий заявке, приему не подлежит.
Таким образом, Заказчиком товар по товарно-сопроводительной документации принят не был.
Согласно п. 3.6 Контракта, в случае наличия претензий по количеству и (или) качеству товара, Заказчик оформляет соответствующую претензию и направляет ее Поставщику с приложением необходимых документов в течение 10 (десяти) календарных дней с момента оприходования товара.
26.10.2021 г. в установленный Контрактом срок Заказчик направил Индивидуальному предпринимателю требование (претензию) об исполнении обязательств, предусмотренных Контрактом (исх. 01-11/778 от 26.10.2021 г.)
В свою очередь, 27.10.2021 г. Индивидуальный предприниматель в ответ на исх. 01-11/778 от 26.10.2021 г. требует осуществить приемку товара и требование Заказчика об уплате неустойки считает необоснованным, ничтожным.
Следует отметить, довод Индивидуального предпринимателя о том, что ему стало известно об отказе приемки товара Заказчиком только 19.11.2021 г. является несостоятельным.
29.10.2021 г. Заказчик снова требует Индивидуального предпринимателя осуществить исполнение Контракта (исх. 01-11/787 от 29.10.2021 г.).
01.11.2021 г. Индивидуальный предприниматель требует у Заказчика акт результатов экспертизы поставленного товара, а также мотивированный отказ от приемки товара (исх. N6 7 от 01.11.2021 г.).
19.11.2021 г. Заказчиком в адрес Индивидуального предпринимателя был направлен мотивированный отказ от приемки товара и заключение экспертизы поставленного товара.
29.11.2021 г. Заказчиком в адрес Индивидуального предпринимателя была направлена заявка с просьбой осуществить допоставку товара.
07.12.2021 г. Индивидуальный предприниматель поставил товар Заказчику, однако, Заказчиком было установлено, что поставленный товар не соответствовал условиям Контракт. В адрес Индивидуального предпринимателя был направлен мотивированный отказ от приемки товара с требованием в срок до 13.12.2021 г. осуществить поставку товара, соответствующего условиям Контракта.
07.12.2021 г. Индивидуальный предприниматель просит Заказчика внести изменения в спецификацию к Контракту, в части изменения качественной характеристики поставляемого товара.
22.12.2021 г. Заказчик сообщает, что в рамках заключенного контракта отсутствуют основания для внесения изменений в Контракт и требует поставить товар, соответствующий условиям Контракта, в срок до 27.12.2021 г. включительно.
Согласно, п. 3.11 Контракта, при исполнении контракта (за исключением случаев, которые предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ч. 6 ст. 14 Закона N 44-ФЗ) по согласованию заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте.
В свою очередь, в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что Заказчик согласовал с Индивидуальным предпринимателем поставку товара качественные, технические и функциональные характеристики которого являются улучшенными по сравнению с характеристиками, указанными в Контракте.
По состоянию на 28.12.2021 г. обязательства Индивидуального предпринимателя по поставке изделий медицинского назначения не были исполнены, товар поставлен не был.
Согласно ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться сторонами надлежащим образом, в соответствии с условиями контракта, требованиями закона.
Ч. 8 ст. 95 Закона N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п. 10.3. Контракта, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с законодательством РФ.
В силу ст. 506 Гражданского кодекса РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
В соответствии с ч. 1 - 4 ст. 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый п. 2 ст. 450).
Согласно ч. 2 ст. 523 ГК РФ, нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
- поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
- неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
28.12.2021 г. Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта на поставку изделий медицинского назначения (далее - Решение).
Согласно ч. 12 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
28.12.2021 г. Заказчик в установленный Законом N 44-ФЗ срок разместил Решение в единой информационной системе и Индивидуальному предпринимателю по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.
Таким образом, датой надлежащего уведомления Индивидуального предпринимателя об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата - 28.01.2022 г.
Согласно п. 13 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком подрядчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Ч. 14 ст. 95 Закона N 44-ФЗ устанавливает, что заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с ч. 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Окончание десяти дней с даты надлежащего уведомления Заказчиком Индивидуального предпринимателя об одностороннем отказе от исполнения контракта приходится на 07.02.2021 г.
В свою очередь, по состоянию на 07.02.2021 г. обязательства Индивидуального предпринимателя по поставке изделий медицинского назначения не исполнены, товар не поставлен. Основания, послужившие причиной принятия Заказчиком Решения, в течении 10-ти дневного срока устранены не были.
Учитывая вышеупомянутое, Решение Заказчиком не было отменено. Таким образом, исходя из положений ч. 12, 13 ст. 95 Закона N 44-ФЗ - 08.02.2021 г. Решение вступило в силу, и контракт считается расторгнутым.
Действия Индивидуального предпринимателя, выразившиеся в неисполнении условий контракта, привели к нарушению права Заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) по цене и срокам исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке. Невыполнение в данном случае участником закупки требований закона влечет невозможность исполнения контракта, что приводит к нарушению интересов не только заказчика, но и публичных интересов, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Однозначных, бесспорных доказательств, свидетельствующих о том, что неисполнение Контракта произошло по вине Заказчика, ввиду нарушения последним со своей стороны условий Контракта, либо по вине третьих лиц, Индивидуальным предпринимателем также не предоставлено.
Следует отметить, что представитель Индивидуального предпринимателя не опровергает того, что в десятидневный срок с момента принятия Решения, нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Решения, не были устранены, действий по исполнению условий Контракта предпринято не было, поскольку Индивидуальный предприниматель посчитал, что срок действия Контракта истек 31.12.2021.
Однако, согласно п. 8.1 Контракта настоящий контракт вступает в силу с момента заключения контракта по 31.12.2021 г., а по взаиморасчетам - до полного исполнения своих обязательств сторонами.
Согласно ст. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" п. 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
При этом, Комиссия установила:
а) в действиях Заказчика нарушения установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе не выявлено;
б) Заказчиком подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) не представлена информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона N 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 2, 8 ст. 104, ст. 95 Закона N 44-ФЗ и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Включить в реестр недобросовестных поставщиков сведения в отношении ИП Бархатову Л.В. (адрес: 355000, г. Ставрополь, пр. Трудовой, д. 18, ИНН: 261707566558, в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта N0321300005421000209_53499 от 18.10.2021 г. на поставку изделий медицинского назначения) сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения информации об участнике закупки или поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр считается дата, следующая за датой размещения реестровой записи в реестре согласно п. 17 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 года N 1078, в соответствии с часовой зоной, в которой расположен орган контроля.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Г. В. Золина
Члены Комиссии А.М. Резцова
Е.В. Вишневская
Б.Ш. Карпель
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 15 февраля 2022 г. N РНП-26-1712
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.02.2022