Резолютивная часть оглашена
11.02.2022 г. г.о. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Комиссия Самарского УФАС России) в составе:
рассмотрев в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 г. N 1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" обращение Самарской Губернской Думы о включении сведений об ООО "ДОЗОР СБ" в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта по объекту закупки: выполнение работ по монтажу системы видеонаблюдения в помещениях и по периметру зданий Самарской Губернской Думы, расположенных по адресу город Самара, улица Молодогвардейская, 187, литер А и В (извещение N 0142200001321022211, начальная (максимальная) цена контракта - 7 100 000,00 руб.),
в присутствии представителей (до и после перерыва):
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступило обращение Самарской Губернской Думы о включении сведений об ООО "ДОЗОР СБ" в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта.
Согласно обращению Заказчика, Подрядчик не исполнил обязательства, предусмотренные контрактом, а также не выполнил обязательства предоставить Заказчику образцы оборудования и материалов, в связи с чем Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направлении сведений об Обществе в Самарское УФАС России для включения информации в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе.
Комиссия Самарского УФАС России, исследовав материалы, представленные для рассмотрения указанного обращения и проведя проверку, установила следующее.
08.11.2021 г. между Самарской Губернской Думой и ООО "ДОЗОР СБ" заключен государственный контракт N219-21/ГД по условиям которого Подрядчик обязан выполнить работы по монтажу системы видеонаблюдения в помещениях и по периметру зданий Самарской Губернской Думы, расположенный по адресу: г. Самара, ул. Молодогвардейская, д.187, литера А и В.
Пунктом 5 Технического задания к Контракту установлено, что после заключения Контракта в течение 10 рабочих дней Подрядчик обязан предоставить Заказчику образцы оборудования и материалов, которое он планирует использовать при создании результата работ, на предмет проверки соответствия технических характеристик, заявленных в аукционной документации. При двукратном предъявлении оборудования и материалов с несоответствующими техническими характеристиками требуемым в аукционной документации, Заказчик вправе не допускать Подрядчика к выполнению работ, а впоследствии расторгнуть Контракт в одностороннем порядке во избежание срыва сроков получения результатов работ.
Пунктом 4.2.2 Контракта Подрядчик обязан уведомить Заказчика о готовности материалов и оборудования к проверке на соответствие документации о закупке, условиям настоящего Контракта за один рабочий день до дня проверки и принять участие в процедуре его проверки по результатам экспертизы.
Согласно техническому заданию, срок выполнения работ не позднее 21 декабря 2021 года.
По состоянию на 21.12.2021 г. Подрядчиком не выполнены обязательства предоставить Заказчику образцы оборудования и материалов, которые он планирует использовать при создании результата работ.
24.11.2021 г. в адрес Подрядчика Заказчиком направлена претензия N12-16/5454 с требованием незамедлительно приступить к выполнению работ.
29.11.2021 г. в адрес Подрядчика Заказчиком направлено письмо N12-16/5525 о согласовании возможности использования представленных оборудования и материалов на 29.11.2021 г. на 16:00.
30.11.2021 г. в адрес Подрядчика Заказчиком направлено письмо с предложением Подрядчику представить полный перечень образцов оборудования и материалов, соответствующих техническому заданию в 09.00 01.12.2021 г.
02.12.2021 г. письмом N12-16/5588 Заказчик сообщил Подрядчику, что при визуальном осмотре и проверке оборудования Заказчиком выявлено несоответствие характеристик камер техническому заданию государственного контракта N219-21/ГД от 08.11.2021 г.
07.12.2021 г. Заказчиком направлено в адрес Подрядчика письмо N12-16/5840 о том, что предлагаемое оборудование не соответствует техническому заданию Заказчика.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
23.12.2021 г. Заказчиком принято Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссия Самарского УФАС России, проверив процедуру одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта не установила в действиях Заказчика нарушений порядка одностороннего отказа от исполнения контракта, предусмотренного статьей 95 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе выполнение заказчиком требований надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о решении заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
В соответствии с частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчиком были осуществлены следующие мероприятия по выполнению требований надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта:
23.12.2021 г. в ЕИС Заказчиком размещено Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
23.12.2021 г. Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта направлено Заказчиком в адрес ООО "ДОЗОР СБ" посредством почтового уведомления, заказным письмом с уведомлением о вручении.
Из отчета об отслеживании отправления следует, что письмо с решением об одностороннем отказе от исполнения контракта Подрядчиком не получено, возвращено отправителю.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу 03.02.2022 г.
Согласно части 14 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Из пояснений ООО "ДОЗОР СБ" следует, что пунктом 3 Технического задания предусмотрено, что при выполнении работ по контракту Подрядчик должен использовать оборудование и материалы, стоимость которых входит в цену контракта. Подрядчик обязан выполнять работы в соответствии с нормами действующего законодательства, техническим заданием, приложениями N2, 3, N 4 к Контракту, а также условиям Контракта. Система включает в себя: устройство видеоконтроля, подсистему передачи информационных сигналов, устройства видеофиксации. Также необходимо обеспечить вывод видеосигнала на пост охраны объекта или в помещении, указанное Заказчиком.
Информация об оборудовании и материалах, не представленных в описании Приложения N4 содержится в ведомости объемов работ (дефектной ведомости) и читается при поставке "или эквивалент".
После заключения контракта произошло существенное удорожание цены и закупить видеокамеры IDIS, указанные Приложении N 4 к государственному контракту не представлялось возможным. В подтверждение данного факта Заказчику были представлены счет на видеокамеры IDIS N553435 от 24.11.21г. на сумму 4 756 440 руб. и прайс лист компании IDIS действующий в период закупки, по которому оборудование возможно было приобрести по цене 3 636 145 руб. Контракт N219-21/ГД заключили на сумму 4 508 500 руб. Переговоры с поставщиком IDIS о снижении цены на видеокамеры до уровня прайсовых цен ни к чему не привели.
Указанная информация была незамедлительно доведена до заказчика (письма N333 от 18.11.2021 г., N 341 от 24.11.2021 г., 342 от 25.11.2021 г. N345 от 2021 г, N347 от 26.11.2021 г.).
В связи с чем в соответствии с п. 4.2. государственного контракта Подрядчик направил на согласование с Заказчиком возможность использования оборудования и материалов (эквивалентов) с улучшенными характеристиками.
Так как в рамках заложенных технических характеристик оборудования и материалов в Приложении N4 к государственному контракту данным характеристикам отвечало оборудование видеонаблюдения двух производителей Hikvision и IDIS. Подрядчик заключил договор с экспертной организацией в области видеонаблюдения ООО "Ай ПИ Дром", которая также является официальным дистрибьютером в России систем Hikvision и IDIS. Заказчику было представлено экспертное заключение N331648, указывающее, что предлагаемое к поставке оборудование марки Hikvision представляет собой эквивалент, которые отвечает требованиям технического задания государственного контракта N219-21/ГД и превосходит функциональными, техническими, качественными, эксплуатационными характеристиками. Технический отчет о совместимости характеристик оборудования был представлен в письмах исх.N347 от 26.11.2021 г и исх.N341 от 24.11.2021 г.
Согласно пункту 4.2.1. Контракта Заказчик вправе потребовать, а Подрядчик обязан предоставить на утверждение Заказчика, образцы материалов соответствующие по характеристикам Приложению N 4.
24.11.2021 г. Обществом была получена претензия N12-16/5454 от 24.11.2021 о том, что не преступили к исполнению работ и не предоставили образцы оборудования и материалов. В ответе на претензию (исх. N N 341 от 24.11.2021 г.) ООО "Дозор СБ" указали на то, что 18.11.2021 г. направили письмо на согласование оборудования и не получили на него ответа, при этом выразили готовность приступить к работе на объекте Заказчика.
После неполучения ответа ООО "Дозор СБ" 25.11.2021 г. направило письмо (исх. N342 от 25.11.2021 г.) о готовности предоставить образцы оборудования Заказчику. В рамках телефонных переговоров было согласовано время тестирования оборудования: 10-00 25.11.2021 г. С 10-00 25.11.2021 г. представители Подрядчика ожидали приема у Руководителя управления делами Самарской Губернской Думы С.А. Воронина. В 15-30 руководитель ООО "Дозор СБ" пытался записаться на прием к руководителю аппарата Самарской Губернской Думы Калакутскому А.В., на что получил отказ от его секретаря. И вплоть до 17-00 согласовать начать тестирования не удалось.
Данные обстоятельства подтверждаются письмом, направленным в адрес Заказчика (исх. N345 от 25.11.2021 г.). 26.11.2021 г. в письме с исх. N 347 Подрядчик обратился с просьбой личного приема по сложившимся обстоятельствам с затягиванием времени исполнения Контракта Председателем Самарской Губернской Думы Г.П. Котельниковым. Ответа на данное обращение не поступило.
Только 29.11.2021 г. ООО "Дозор СБ" получило ответ N12-16/5525 на письма N333, 341, 342, 345 о дате и времени тестирования оборудования. Назначено данное тестирование было на тот же день 29 ноября в 16-00. В назначенное время тестирование состоялось, в рамках которого были представлены технические возможности в рамках исполнения контракта. 30.11.2021 г. Подрядчик получил письмо исх. N 12-16/5554 о том, что не все оборудование из перечня было представлено и Заказчику необходимы паспорта и сертификаты. 01.12.2021 г. в письме с исх. N350 были даны комментарии, что представлено на тест только то оборудование, которое предлагается заменить, а остальное оборудование не меняется согласно Приложению N4 к Контракту. Также в адрес Заказчика были направлены паспорта и сертификаты. В этот же день было проведено второе тестирование того же самого оборудования. 07.12.2021 г. в адрес Общества поступило письмо N12-16/5840 с выводами Заказчика о результатах проверки представленных образцов, что технические характеристики не соответствуют прописанным в контракте технологиям.
10.12.2021 г. письмом с исх. N 353 Подрядчик выражает несогласие с выводами Заказчика и доводит информацию, что закупить видеокамеры IDIS не представляется возможным.
14.12.2021 г. Подрядчик получает письмо от Заказчика исх. N12/16/6431, где указана ссылка на проведенную Заказчиком экспертизу ООО "Логика", подтверждающего его позицию. Однако данная экспертиза не была направлена в адрес ООО "Дозор СБ", ознакомиться с доводами не представлялось возможным.
Письмом от 16.12.2021 г. с исх. N 357 ООО "Дозор СБ" запрашивает данную экспертизу.
До настоящего времени данная экспертиза не направлена в адрес Подрядчика. 22.12.2021 г. в адрес ООО "Дозор СБ" поступает претензия N12-16/7395 о выплате неустойки. 28.12.2021 г. Подрядчик направляет письмо, о повторном предоставлении материалов экспертизы и выражает готовность приступить к исполнению контракта.
В материалах обращения содержится заключение двух экспертиз, противоречащих друг другу, в связи с чем Комиссия Самарского УФАС России не может считать факт ненадлежащего исполнения контракта исполнителем установленным.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с частью 9 статьи 104 Закона о контрактной системе информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях) исключается из указанного реестра по истечении двух лет с даты ее включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем открытого конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке заказчика о включении или не включении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. Указанный правовой подход неоднократно обозначался Верховным Судом Российской Федерации, в частности, по делам А33-6966/2017, А40-51204/2015 и др.
Закон о контрактной системе не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Комиссией Самарского УФАС России установлено, что участник закупки в рамках исполнения контракта совершал действия, направленные на исполнение обязательств, и предпринимал меры для корректировки сложившейся ситуации.
В рассматриваемом случае Комиссия Самарского УФАС России не имеет достаточных оснований для включения информации об ООО "ДОЗОР СБ" в реестр недобросовестных поставщиков.
Кроме того, установлено, что в единой информационной системе в реестре контрактов содержатся сведения о добросовестном осуществлении ООО "ДОЗОР СБ" предпринимательской деятельности, что подтверждается наличием контрактов и договоров на основании Федерального закона N44-ФЗ, размещенных на официальном сайте zakupki.gov.ru.
На основании вышеизложенного, Комиссия Самарского УФАС России
РЕШИЛА:
Информацию об ООО "ДОЗОР СБ"" в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 16 февраля 2022 г. N РНП-63-51
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.02.2022