рассмотрев обращение Министерства информационного развития и связи Пермского края (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО НПК "Джи Пи Эс Ком." в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на выполнение работ по созданию электронной базы данных по объектам природных ресурсов территорий Добрянского городского округа и Пермского муниципального района Пермского края для наполнения тематического раздела информационной системы "Единое хранилище данных Пермского края" (изв.N 0156200009919000681),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0156200009919000681 Заказчиком проводился открытый конкурс в электронной форме на выполнение работ по созданию электронной базы данных по объектам природных ресурсов территорий Добрянского городского округа и Пермского муниципального района Пермского края для наполнения тематического раздела информационной системы "Единое хранилище данных Пермского края". Начальная (максимальная) цена контракта - 33 250 000,00 руб.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
22.10.2019 г. между Заказчиком и ООО НПК "Джи Пи Эс Ком." (далее - Исполнитель, Общество) заключен контракт на выполнение работ по созданию электронной базы данных по объектам природных ресурсов территорий Добрянского городского округа и Пермского муниципального района Пермского края для наполнения тематического раздела информационной системы "Единое хранилище данных Пермского края" на сумму 31 790 000,00 руб. (далее - Контракт).
В связи с неисполнением Исполнителем обязательств, предусмотренных Контрактом, 29.12.2021 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (такая возможность предусмотрена разделом 8 Контракта).
Согласно условиям Контракта:
1.1. Предметом настоящего Контракта является выполнение работ по созданию электронной базы данных по объектам природных ресурсов территорий Добрянского городского округа и Пермского муниципального района Пермского края для наполнения тематического раздела информационной системы "Единое хранилище данных Пермского края" (далее - работы) в порядке и на условиях, установленных настоящим Контрактом и приложениями к нему.
1.2. Исполнитель обязуется выполнить работы, а Заказчик - принять и оплатить выполненные Исполнителем работы по цене и на условиях, указанных в настоящем Контракте и Техническом задании (Приложение N 1 к настоящему Контракту).
3.1. Исполнитель выполняет работы с момента заключения настоящего Контракта по 28.02.2020 г. включительно согласно этапам выполнения работ по настоящему Контракту, установленным в Календарном плане (Приложение N 2 к настоящему Контракту), являющемся неотъемлемой частью настоящего Контракта.
5.1. Заказчик вправе:
5.1.1. Требовать от Исполнителя надлежащего исполнения обязательств в соответствии с настоящим Контрактом, а также требовать своевременного устранения выявленных недостатков.
5.1.2. Требовать от Исполнителя представления надлежащим образом оформленных документов: счета, счета-фактуры (при наличии), Акта, отчетной документации и материалов, подтверждающих исполнение обязательств в соответствии с требованиями настоящего Контракта, приложений к нему, а также действующего законодательства Российской Федерации.
5.1.3. Запрашивать у Исполнителя информацию о ходе и состоянии выполняемых работ, а также копии отчетной документации и материалов, разрабатываемой и предоставляемой Исполнителем по настоящему Контракту в том состоянии, в котором данная документация и материалы находится на момент поступления Исполнителю запроса.
5.1.4. Осуществлять контроль за объемом, качеством и сроками выполнения работ.
5.2. Заказчик обязан:
5.2.1. Осуществлять приемку результатов выполненных работ в соответствии с разделом 4 настоящего Контракта.
5.2.2. Предоставлять Исполнителю необходимые нормативно-правовые акты, справочную и иную информацию для выполнения работ по настоящему Контракту.
5.2.3. Оплачивать выполненные работы по настоящему Контракту (этапу выполнения работ по настоящему Контракту) в соответствии с разделом 2 настоящего Контракта.
5.2.4. Оказывать содействие Исполнителю по вопросам, имеющим отношение к выполнению настоящего Контракта и не требующим дополнительных материальных затрат со стороны Заказчика.
5.3. Исполнитель вправе:
5.3.1. Требовать своевременной (установленной условиями настоящего Контракта) приемки Заказчиком результатов выполненных работ по настоящему Контракту (этапу выполнения работ по настоящему Контракту).
5.3.2. Требовать своевременной оплаты принятых Заказчиком результатов выполненных работ по настоящему Контракту (этапу выполнения работ по настоящему Контракту) в соответствии с пунктом 2.5. настоящего Контракта.
5.3.3. Запрашивать у Заказчика разъяснения и уточнения по вопросам выполнения работ по настоящему Контракту (этапу выполнения работ по настоящему Контракту).
5.3.4. Получать от Заказчика содействие при выполнении работ в соответствии с условиями настоящего Контракта, если это не приведет к материальным затратам Заказчика.
5.3.5. Досрочно выполнить обязательства по настоящему Контракту.
5.3.6. В случае досрочного выполнения работ по настоящему Контракту (этапу выполнения работ по настоящему Контракту) предъявить Заказчику результаты выполненных работ по настоящему Контракту (этапу выполнения работ по настоящему Контракту) по предварительному письменному уведомлению Заказчика не позднее чем за 3 (Три) рабочих дня до наступления события.
5.4. Исполнитель обязан:
5.4.1. Надлежащим образом выполнить установленные условиями настоящего Контракта объемы работ и в согласованные сроки представить Заказчику результаты выполненных работ, Акты, отчетную документацию и материалы по итогам исполнения настоящего Контракта (этапа выполнения работ по настоящему Контракту).
5.4.2. Обеспечить соответствие выполнения работ и их результатов требованиям нормативных актов Российской Федерации, стандартов, действующей технической документации, условиям настоящего Контракта и приложений к нему.
5.4.3. Представить Заказчику сведения об изменении своего фактического местонахождения в срок не позднее 5 (Пяти) рабочих дней со дня соответствующего изменения. В случае непредставления в установленный срок уведомления об изменении адреса фактическим местонахождением Исполнителя будет считаться адрес, указанный в настоящем Контракте.
5.4.4. Представить Заказчику сведения об изменении своих банковских реквизитов в срок не позднее 5 (Пяти) рабочих дней со дня соответствующего изменения. В случае непредставления в установленный срок уведомления об изменении банковских реквизитов все риски, связанные с перечислением Заказчиком денежных средств по указанным в настоящем Контракте банковским реквизитам Исполнителя несет сам Исполнитель.
5.4.5. Представлять по запросу Заказчика в сроки, указанные в таком запросе, информацию о ходе исполнения обязательств по настоящему Контракту, а также копии отчетной документации и материалов, разрабатываемых Исполнителем по настоящему Контракту в том состоянии, в котором данная отчетная документация и материалы находятся на момент поступления Исполнителю запроса.
5.4.6. Согласовывать с Заказчиком использование при выполнении работ по настоящему Контракту (этапу выполнения работ по настоящему Контракту) результатов интеллектуальной деятельности (объектов интеллектуальной собственности), принадлежащих третьим лицам и порядок приобретения Исполнителем и Заказчиком прав на их использование. Если иное не предусмотрено Техническим заданием (приложение N 1 к настоящему Контракту), Исполнитель за свой счет обеспечивает приобретение Заказчиком прав на использование объектов интеллектуальной собственности, входящих в результаты выполненных работ, а также необходимых для нормального использования Заказчиком результатов выполненных работ по их назначению.
5.4.7. Обеспечить использование в ходе выполнения работ по настоящему Контракту (этапу выполнения работ по настоящему Контракту) результатов интеллектуальной деятельности (объектов интеллектуальной собственности), полученных для выполнения работ от Заказчика.
5.4.8. Выполнить иные обязательства, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации и настоящим Контрактом.
5.4.9. Привлечь с учетом ст. 30 Закона о контрактной системе на выполнение отдельных видов работ по настоящему Контракту третьих лиц (соисполнителей) из числа субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме 20% (Двадцать процентов) от Цены Контракта.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2016 г. N 1466 "Об утверждении типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций":
5.4.10.1. в срок не более 5 (Пяти) рабочих дней со дня заключения договора с соисполнителем представить Заказчику:
а) декларацию о принадлежности соисполнителя к субъектам малого предпринимательства, социально ориентированной некоммерческой организации, составленную в простой письменной форме, подписанную руководителем (иным уполномоченным лицом) субъекта малого предпринимательства, социально ориентированной некоммерческой организации и заверенную печатью (при наличии печати);
б) копию договора (договоров), заключенного с соисполнителем, заверенную Исполнителем.
5.4.10.2. в случае замены соисполнителя на этапе исполнения настоящего Контракта на другого соисполнителя представить Заказчику документы, указанные в п.п. 5.4.10.1., в течение 5 (Пяти) дней со дня заключения договора с новым соисполнителем.
5.4.10.3. в течение 10 (Десяти) рабочих дней со дня оплаты Исполнителем выполненных обязательств по договору с соисполнителем представить Заказчику следующие документы:
а) копии документов о приемке выполненных работ, которые являются предметом договора, заключенного между Исполнителем и привлеченным им соисполнителем;
б) копии платежных поручений, подтверждающих перечисление денежных средств Исполнителем соисполнителю, в случае если договором, заключенным между Исполнителем и привлеченным им соисполнителем, предусмотрена оплата выполненных обязательств до срока оплаты выполненных работ, предусмотренного настоящим Контактом, заключенным с Заказчиком (в ином случае указанный документ представляется Заказчику дополнительно в течение 5 (Пяти) дней со дня оплаты Исполнителем обязательств, выполненных соисполнителем).
5.4.10.4. оплачивать соисполнителю выполненные работы (их результаты), отдельные этапы исполнения договора, заключенного с таким соисполнителем, в течение 15 (Пятнадцати) рабочих дней с даты подписания Исполнителем документа о приемке выполненных работ (их результатов), отдельных этапов исполнения договора.
В течение 5 (Пяти) рабочих дней со дня окончания срока выполнения работ по настоящему Контракту (этапу выполнения работ по настоящему Контракту) предоставлять Заказчику отчеты об объемах выполненных работ субъектами малого предпринимательства и (или) социально-ориентированными некоммерческими организациями с приложением копий документов (договоры, акты сдачи-приемки выполненных работ).
5.4.10.5. Исполнитель несет гражданско-правовую ответственность перед Заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение условия о привлечении к исполнению настоящего Контракта соисполнителей, в том числе:
а) за представление документов, указанных в п.п. 5.4.10.1-5.4.10.3 настоящего Контракта, содержащих недостоверные сведения, либо их непредставление или представление таких документов с нарушением установленных сроков;
б) за непривлечение соисполнителей в объеме, установленном в настоящем Контракте.
Необходимо отметить, что согласно ч. 1 ст. 94 Закона о закупках исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
В соответствии со ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно ч. 1 ст. 782 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Данное право Заказчика также предусмотрено следующими положениями Контракта:
8.3. Заказчик вправе направить Исполнителю односторонний отказ от исполнения настоящего Контракта в следующих случаях:
8.3.1. При неоднократном (более одного раза) нарушении условий настоящего Контракта и приложений к нему Исполнителем.
8.3.2. Установления факта проведения ликвидации Исполнителя - юридического/физического лица или наличия решения арбитражного суда о признании Исполнителя банкротом и открытии в отношении него конкурсного производства.
8.3.3. Установления факта приостановления деятельности Исполнителя в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
8.3.4. Наличия у Исполнителя задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает 25% (Двадцать пять процентов) балансовой стоимости активов Исполнителя по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период, при условии, что Исполнитель не обжалует наличие указанной задолженности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
8.3.5. В иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и настоящим Контрактом.
Согласно информации размещенной в ЕИС 17.04.2020 г. Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. В соответствии с указанным решением по состоянию на 17.04.2020 г. Исполнитель к выполнению работ не приступил, результаты работ в установленный срок Заказчику не переданы. В качестве причин принятия данного решения указано, что с учетом истечения срока контракта 30.04.2020 г. выполнить работы в установленный срок работы не представляется возможным. Также Заказчик указывает, что результат работ потерял для Заказчика потребительскую ценность.
13.05.2020 г. Заказчиком принято решение об отмене решения об одностороннем отказе от 17.04.2020 г. Причиной отмены решения Заказчик указывает тот факт, что 13.05.2020 г. Исполнителем представлено заключение Пермской Торгово-промышленной палаты от 08.05.2020 г. N 250 о существовании в период с 29.03.2020 г. по 11.05.2020 г. обстоятельств непреодолимой силы.
Вместе с тем, согласно обращению Заказчика, 29.12.2021 г. Заказчиком повторно принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из поступившего обращения, решения об одностороннем отказе от исполнения контракта Заказчика следует, что в соответствии с п. 1.1, 1.2 контракта исполнитель выполняет работы по созданию электронной базы данных по объектам природных ресурсов территорий Добрянского городского округа и Пермского муниципального района Пермского края для наполнения тематического раздела информационной системы "Единое хранилище данных Пермского края" (далее - работы) в порядке и на условиях, установленных контрактом и приложениями к нему. Выполнение работ осуществляется поэтапно. Требования к работам, а также график выполнения работ по каждому этапу выполнения работ утверждены сторонами в разделах 4 и 5 технического задания (далее - техническое задание), являющегося приложением N 1 к контракту, и в календарном плане (далее соответственно - техническое задание, календарный план), являющимся приложением N 2 к контракту, в том числе:
- 1 этап выполнения работ "Подготовка цифрового ортофотоплана" - с момента заключения контракта по 29 ноября 2019 г. (включительно);
- 2 этап выполнения работ "Аналитическая обработка результатов аэрофотосъемки, формирование векторных тематических слоев с атрибутивными данными" - с 30 ноября 2019 г. по 28 февраля 2020 г. (включительно);
- 3 этап выполнения работ "Подготовка аналитических материалов" - с 30 ноября 2019 г. по 28 февраля 2020 г. (включительно);
- 4 этап выполнения работ "Создание и наполнение Базы данных" - с момента заключения контракта по 28 февраля 2020 г. (включительно).
Результатом выполнения работ являлась электронная база данных по объектам природных ресурсов территорий Добрянского городского округа и Пермского муниципального района Пермского края для наполнения тематического раздела информационной системы "Единое хранилище данных Пермского края".
Как указывает Заказчик, способы выполнения работ условиями контракта не ограничены. В частности, работы могли быть выполнены любым способом, в том числе:
- с использованием самолета с установленным фотооборудованием;
- с помощью беспилотных летательных аппаратов;
- путем приобретения готовых материалов у третьих лиц.
Выполнение работ могло осуществляться с привлечением субподрядчиков, возможность привлечения которых условиями контракта также не ограничена.
Согласно решению об одностороннем отказе, сроки выполнения работ являются существенным условием контракта, поскольку результаты выполненных работ планировалось использовать в качестве исходных данных для информационных систем, создаваемых по самостоятельным контрактам, также заключенным в 2019 г. (контракты от 23 сентября 2019 г. N 33/ОК-2019 на выполнение работ по созданию региональной геоинформационной системы Пермского края, от 03 сентября 2019 г. N 30/ОК-2019 на выполнение работ по созданию региональной государственной информационной системы "Умный лес" и пр.).
Письмами от 26.11.2019 г. N 312, 20.12.2019 г. N 334 Исполнитель уведомил Заказчика о невозможности выполнения работ по контракту в связи с неблагоприятными погодными условиями, а также просил перенести сроки выполнения работ на более поздний период, подтверждая свою позицию двумя справками ФГБУ "Уральское УГМС" от 11.11.2019 г.
Письмами от 16.12.2019 г. N СЭД-20-01-12исх-368, от 27.01.2020 г. N СЭД-20-01-12исх-31 Заказчик уведомил Исполнителя о том, что указанные Исполнителем в его письмах обстоятельства объективно не препятствовали выполнению им своих обязательств по контракту, а также о невозможности продления срока выполнения работ. Позже, факт того, что указанные Исполнителем в письмах обстоятельства объективно не препятствовали выполнению им своих обязательств по контракту подтверждены решениями Арбитражного суда Пермского края от 15.06.2021 г. по делу N А50-15156/20, 06.10.2020 г., по делу N А50-13835/2020.
Письмами Заказчика от 15.05.2021 г. N СЭД-20-01-12исх-341, от 27.05.2020 г. N СЭД-20-01-12исх-383, 17.02.2021 г. N 20-01-12исх-149 Исполнителю направлены мотивированные отказы от приемки работ.
Также, как указывает Заказчик, экспертными заключениями ООО "Беспилотные технологии" от 29.01.2021 г. и от 05.02.2021 г., экспертным заключением Ассоциации "Объединение профессионалов топографической службы" от 25.10.2021 г. подтвержден факт ненадлежащего выполнения работ по контракту. Аналогичный вывод сделан в решении Арбитражного суда Пермского края от 15.06.2021 г. по делу N А50-15156/20.
Поскольку Исполнителем не представлен результат работ, соответствующий условиям государственного контракта, а просрочка выполнения работ составила 669 календарных дней, 29.12.2021 г. Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. В тот же день указанное решение размещено в ЕИС в разделе "Дополнительная информация о контрактах" и направлено в адрес Исполнителя по электронной почте: info@gpscom.ru. 30.12.2021 г. решение было направлено в адрес Исполнителя посредством почтовой связи с уведомлением о вручении.
В соответствии с ч. 12 ст. 95 Закона о закупках решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
11.01.2022 г. Заказчику стало известно о вручении Исполнителю решения об одностороннем отказе.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о закупках решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, в силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило в силу 24.01.2022 г.
В письменных пояснениях Исполнитель указал, что Заказчиком допущены нарушения порядка принятия решения об отказе от исполнения контракта и размещения его в ЕИС. Так, в карточке контракта в качестве документа, являющегося основанием для расторжения контракта, указано решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта N СЭД-20-01-12исх-253 от 20.04.2020. Однако решение об отказе от 20.04.2020 г. было отменено Заказчиком 13.05.2020 г., в связи с чем оно не может являться основанием для прекращения договора. Иных оснований для прекращения договора ЕИС не содержит. Также Исполнитель указал, что работы в полном объеме были сданы 11.12.2020 г., вместе с тем Заказчик от приемки работ отказался по причине наличия недостатков. Также, в настоящее время в Арбитражном суде Пермского края рассматривается дело А50- 9334/2021 по иску Исполнителя к Заказчику о взыскании вознаграждения по контракту. В рамках дела судом была назначена судебная экспертиза, порученная Ассоциации "Объединение профессионалов топографической службы". На основании исследования объёмов работ эксперты пришли к следующим выводам, изложенным в экспертном заключении от 25.10.2021 г.:
"Выполненные работы в указанном в п.1 объёме соответствуют условиям Государственного контракта. Цель заключения государственного контракта достигнута, электронная база данных создана и может быть использована заказчиком по назначению. Невыполненная часть работ касается недостаточного наполнения атрибутивными данными векторных тематических слоёв и точности на нанесения границ объектов базы данных, нанесённых и составленных по материалам космической съёмки и требующих уточнения, что не препятствует использованию базы в остальной части. Имеются устранимые недостатки в части наполнения базы данных. По межселенной территории исполнителем предоставлены космические снимки вместо аэрофотосъёмки, и такая замена не позволяет достичь требуемых показателей по разрешению изображения, а также не позволяет отобразить рельеф местности. Работа по наполнению базы данных космическими снимками не учитывалась при определении объёма и стоимости работ. Однако эксперты считают необходимым отметить, что для некоторых целей создания базы данных космические снимки могут быть использованы. Например, для мониторинга лесов - обнаружения мест вырубок, обнаружения мусорных полигонов и свалок, разрабатываемых месторождений общераспространённых полезных ископаемых, обнаружения линейных объектов (нефте-газопроводы, линии электропередач) и т.д."
Также Исполнитель указал, что принимал все возможные меры для надлежащего исполнения условий контракта. При этом наибольшая часть работ, включая создание базы данных полностью и аэрофотосъёмку частично была выполнена надлежащим образом.
Относительно неустранимых недостатков, касающихся наполнения базы данных космическими снимками Исполнитель указал, что для выполнения аэросъемочных работ в соответствии с лицензиями и разрешениями Подрядчика было в кратчайшие сроки получено разрешение Штаба Центрального Военного Округа за N18/1197 от 21.10.2019 г. на выполнение аэросъемочных работ, заключен договор N15/102019 с авиакомпанией ООО АП "Регионавиа", г. Камышин Волгоградской обл. Воздушное судно прибыло к месту выполнения работ (аэродром Фролы, г. Пермь), было установлено соответствующее специализированное оборудование и воздушное судно приступило к выполнению работ по аэрофотосъемке. Однако в связи с ухудшением погодных условий и установлению постоянного снежного покрова 29-30 октября 2019 г. Исполнитель вынужденно приостановил выполнение полетов, т.к. выполнение картографической съемки при сформировавшемся снежном покрове неприемлемо как с точки зрения методик выполнения картографических работ, так и с точки зрения условий Технического задания. Письмами от 26.11.2019 г. N312 и от 20.12.2019 г. N334 Исполнитель известил Заказчика о невозможности выполнения работ по контракту в связи с неблагоприятными погодными условиями, просил перенести сроки выполнения работ на более поздний период. Письмом от 20.12.2019 г. N334 Исполнитель уведомил Заказчика о приостановлении выполнения работ. В связи с ограничениями на перемещения, имевшими место в весенний период 2020 г, вызванными распространением коронавирусной инфекции, Исполнитель заключил договоры субподряда на выполнение картографических работ с организациями в Пермском крае:
- Договор субподряда N150620-1 от 15.06.2020 г. на выполнение съемки с воздуха территорий в Добрянском районе с ООО "Аэрометрика";
- Договор субподряда N010620-1 от 01.06.2020 г. на выполнение съемки с воздуха территорий в Пермском районе с ИП "Тюрин Евгений Александрович".
Также в период с 06.09.2020 г. по 28.09.2020 г. Исполнитель перебазировал к месту выполнения работ (аэродром Фролы, г. Пермь) двухмоторный самолет Piper Azte оснащенный необходимым специальным оборудованием для производства картографической аэрофотосъемки, и завершил выполнение работ по картографической съемки территорий своими силами. В результате выполнения аэросъемочных работ Заказчику было передано 66 311 высокодетальных аэрофотоснимков с географической привязкой, что также подтверждается экспертным заключением от 25.10.2021 г. Общая площадь покрытия высокодетальной аэрофотосъемкой составила 2 336 кв. км.
Исполнитель также указал, что до начала выполнения работ Заказчиком не были предоставлены технические и технологические данные для исполнения этапов работ. Указанные данные были предоставлены частично после окончания срока исполнения контракта.
В возражениях на пояснения Исполнителя Заказчик указал следующее:
1) Порядок расторжения контракта в одностороннем порядке и уведомления Исполнителя об одностороннем отказе соблюден. Относительно информации размещенной в ЕИС Заказчик пояснил, что информация, отображающаяся на главной странице ЕИС, формируется автоматически, без участия Заказчика. В связи с некорректным отображением информации в ЕИС, Заказчиком была направлена соответствующая заявка в службу технической поддержки данного портала. Вместе с тем, в разделе "Вложения", несмотря на некорректное отображение реквизитов документа, вложен текст как первоначального одностороннего отказа от исполнения контракта от 20.04.2020 г., так и текст повторного отказа от исполнения контракта от 29.12.2021 г., что позволяет ознакомится с его содержанием.
2) В части судебного разбирательства, связанного с предметом Контракта Исполнителем не оспаривался ни один мотивированный отказ от приемки работ по контракту, срок на оспаривание мотивированных отказов от приемки работ по контракту истек. Четырьмя экспертными заключениями подтвержден факт ненадлежащего выполнения работ по контракту. Срок просрочки к моменту вступления в силу одностороннего отказа от исполнения контракта составил 666 календарных дней. Довод Исполнителя о неблагоприятных погодных условиях был предметом оценки в ходе рассмотрения Арбитражным судом Пермского края дела N А50-15156/2020. Так решением суда по указанному делу отмечено следующее: "Направление в адрес Заказчика письма от 26.11.2019 г. N312 невозможность выполнения работ по контракту в связи с неблагоприятными погодными условиями за 4 дня до окончания срока выполнения этапа работ, не свидетельствует о добросовестном поведении истца, а также о том, что истцом были предприняты все мероприятия для надлежащего исполнения условий контракта. Судом также было отмечено, что в пункте 5.2.2. Контракта и пункте 4.1.1. технического задания прямо не предусмотрена обязанность Заказчика предоставлять дополнительные сведения о границах территорий, на которых необходимо было выполнять аэрофотосъемку. Не опровергнут истцом довод ответчика о том, что сведения о границах территорий возможно было получить из общедоступных источников. При этом в Приложении N1 к техническому заданию определен перечень кадастровых кварталов, в которых работы не подлежат выполнению. Кроме того, отсутствуют доказательства приостановления исполнителем выполнения работ в связи с непредоставлением заказчиком каких-либо документов в период действия контракта. Сообщив о приостановлении работ в письме N334 от 20.12.2019, истец продолжал запрашивать у заказчика информацию, необходимую для выполнения работ, что подтверждается направлением электронных писем в адрес заказчика, получением документов по акту N1 от 27.02.2020. Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что выполнение работ фактически исполнителем не приостанавливалось. Просрочка в выполнении работ по первому этапу возникла по обстоятельствам, за которые заказчик не отвечает. Не опровергнут довод ответчика о том, что выполнение последующих этапов работ было возможно только после завершения первого этапа работ."
Также решением Арбитражного суда Пермского края по делу N А50-15156/2020 признан факт ненадлежащего выполнения работ по контракту, к текущему моменту просрочка составляет более 2 календарных года.
Комиссией проанализированы условия контракта, обстоятельства дела, документы представленные сторонами, переписка, которая велась между сторонами, поскольку при принятии решения о включении предприятия в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия, изучив материалы и документы, представленные сторонами, пришла к выводу об отсутствии в действиях Исполнителя недобросовестного поведения и оснований для включения сведений об Исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков не усматривается в силу следующего.
Так, относительно довода Исполнителя о ненадлежащем порядке расторжения контракта Заказчиком в части размещения в ЕИС отмененного решения об одностороннем отказе от 20.04.2020 г. Комиссия отмечает, что, как было указано выше, решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта от 29.12.2021 г. в день принятия указанного решение было размещено в разделе "Дополнительная информация о контрактах". Последующая процедура уведомления Исполнителя о принятом решении Заказчиком соблюдена, в частности, согласно представленному Исполнителем письму N 2 от 19.01.2022 г. Исполнитель ознакомлен с решением Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта от 29.12.2021 г. Кроме того, согласно информации во вкладке "Вложения" реестровой записи контракта решение Заказчика об одностороннем отказе от 29.12.2021 г. также размещено.
Также Комиссия принимает во внимание довод Заказчика относительно допущенной Исполнителем просрочки выполнения работ, поскольку согласно представленным пояснениям и документам Исполнителя просрочка выполнения работ по первому этапу работ была связана, в том числе, с наличием неблагоприятных погодных условий. Комиссия отмечает, что принимая участие в закупке Исполнитель был ознакомлен с условиями контракта, в том числе этапами его исполнения. Подписав контракт, Исполнитель согласился с содержащимися в нем условиями и принял риски, связанные с невозможностью своевременно и в полном объеме выполнить работы по контракту, и наступлением при ненадлежащем исполнении контракта неблагоприятных последствий.
Вместе с тем, Комиссия не может не отметить, что Исполнителем предпринимались попытки надлежащим образом исполнить контракт. Так, согласно представленным в адрес Комиссии документам, Исполнитель, для надлежащего исполнения контракта, в частности первого этапа, были заключены контракты с субподрядчиками на выполнения аэрофотосъемки. Полученные от субподрядчиков снимки в последующем были использованы при создании базы данных.
Комиссией также приняты экспертные заключения Заказчика, составленные в ходе проверки результатов работ, предоставленных Исполнителем. Согласно данным заключениям все этапы работ, предусмотренные контрактом, выполнены Исполнителем ненадлежащим образом с нарушением сроков и условий контракта.
Вместе с тем, Комиссия обращает внимание на выводы, указанные в экспертном заключении Ассоциации "Объединение профессионалов топографической службы" от 25.10.2021 г., согласно которым объем выполненных работ Исполнителя составляет 57 % от общего объема работ, стоимость фактически выполненных работ составляет 17 972 930,50 руб. Данные работы соответствуют условиям контракта, в частности, цель заключения контракта достигнута - электронная база создана и готова к использованию Заказчиком по назначению. Также, согласно данному экспертному заключению, выявленные экспертами недостатки не являются неустранимыми, поскольку касаются лишь недостаточного наполнения атрибутивными данными векторных тематических слоев и точности нанесения границ объектов базы данных, нанесенных и составленных по материалам космической съемки и требующих уточнения. Однако данные недостатки не препятствует использованию базы в остальной части.
Комиссия приходит к выводу, что из материалов обращения, пояснений сторон, следует факт наличия между сторонами спора относительно причин, послуживших основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Указанный спор носит гражданско-правовой характер и решается арбитражными судами в установленном законодательстве порядке.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем, анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном исполнителе, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков, по сути, является санкцией за недобросовестное поведение Исполнителя, выразившееся, например, в намеренном неисполнении условий контракта. Вместе с тем, доказательства намеренного неисполнения обязательств Контракта в материалах дела отсутствуют.
Комиссия отмечает, что совокупность изложенных обстоятельств, свидетельствует о совершении Исполнителем действий в целях его исполнения, о взаимодействии Исполнителя с представителями Заказчика. Комиссия отмечает, что имеющиеся в деле доказательства, свидетельствуют о том, что Исполнителем предпринимались меры для надлежащего исполнения условий Контракта.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Исполнителя, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом пояснений сторон, с учетом обстоятельств данного конкретного дела пришла к выводу о том, что Обществом не были совершены действия, которые могли бы свидетельствовать о недобросовестности Исполнителя.
На основании изложенного, с учетом отсутствия доказательств намеренного неисполнения Исполнителем, взятых на себя обязательств, сведения об ООО НПК "Джи Пи Эс Ком." не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
Не включать сведения об ООО НПК "Джи Пи Эс Ком." в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 8 февраля 2022 г. N РНП-59-057
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.02.2022