Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу АО "МЕЛИОСТРОЙ" (далее - Заявитель) на действия ФКУ Упрдор "Прикамье" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на содержание действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения в Пермском крае. Оказание услуг по нанесению горизонтальной дорожной разметки. Оказание услуг по содержанию линий электроосвещения и светофорных объектов. Содержание КПДК, ПУИД, ПВК и информационные табло. Содержание АСУДД (изв. N 0315100000321000120),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0315100000321000120 Заказчиком проводился открытый конкурс в электронной форме на содержание действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения в Пермском крае. Оказание услуг по нанесению горизонтальной дорожной разметки. Оказание услуг по содержанию линий электроосвещения и светофорных объектов. Содержание КПДК, ПУИД, ПВК и информационные табло. Содержание АСУДД.
В соответствии с извещением о проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурсной документацией:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 30.12.2021 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3) начальная максимальная цена контракта - 543 121 965,09 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 03.02.2022 г.
По мнению Заявителя, Заказчик, установив показатели нестоимостного критерия оценки заявки, тем самым, нарушил пункты 11 и 27.2 Правил оценки заявок, увтержденные Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 г. N 1085 и создал условия для ограничения конкуренции между участниками закупки.
Из текста жалобы Заявителя следует, что нарушение указанных норм выразилось при установлении Заказчиком нестоимостного критерия оценки, а именно: Качество работ.
Комиссия, изучив пояснения участников, представленные документы и информацию отмечает следующее.
Согласно ч.1 ст. 32 Закона о закупках для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно ч. 5 ст. 54.5 Закона о закупках конкурсная комиссия осуществляет оценку первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме участников закупки, допущенных к участию в таком конкурсе, по критерию, установленному пунктом 3 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона (при установлении этого критерия в конкурсной документации). Оценка заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме не осуществляется в случае признания конкурса не состоявшимся в соответствии с частью 8 настоящей статьи.
Согласно ч. 8 ст. 32 Закона о закупках порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Согласно пункту 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила), "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В силу пункта 10 Правил в конкурсной документации в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
На основании пункта 11 указанных правил для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Для каждого показателя критерия оценки устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
В случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведению работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), а также контракт, предусмотренный частями 16 (если контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства), 16.1 статьи 34 и частью 56 статьи 112 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон), допускается установление в документации о закупке в качестве нестоимостных критериев оценки исключительно критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", показателей такого критерия, указанных в пункте 27(2) настоящих Правил.
В соответствии с п. 25 Правил для оценки заявок (предложений) показателями нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" в том числе могут быть:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг);
б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам.
Согласно п. 27(2) Правил в случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, а также контракт, предусмотренный частями 16 (если контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства), 16.1 статьи 34 и частью 56 статьи 112 Федерального закона, по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" в документации о закупке устанавливается один или несколько следующих показателей:
а) общая стоимость исполненных контрактов (договоров);
б) общее количество исполненных контрактов (договоров);
в) наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров).
Комиссия отмечает, что Критерии оценки заявок и инструкция по заполнению заявки на участие в конкурсе установлены Заказчиком в Главе 3 и разделе 7 Главы 2 конкурсной документации.
В пункте 2 Главы 3 Конкурсной документации Заказчиком установлен критерий "Качество работ".
Предметом оценки по данному критерию является пояснительная записка, содержащая описание организационно-технологической схемы исполнения контракта в соответствии требованиями настоящего раздела, Технического задания, (Глава V к Конкурсной документации) с привязкой* к объекту, а также с увязкой к технологии производства работ и со ссылкой на нормативные технические акты (Приложение N 3 к проекту государственного контракта).
* предоставить фотоматериалы начала и конца участков, подлежащих содержанию, привязанные к дате и времени съемки (дата и время съемки должно быть актуальным периоду проведения закупки), пространственному расположению на местности (фиксация GPS-координат) и привязке к действующему километражу согласно дислокации дорожных знаков (схема ПОДД - является приложением к КД).
Комиссия отмечает, что согласно извещению о проведении открытого конкурса, Конкурсной документации предметом закупки является содержание линейного объекта. Доказательства обратного в материалах жалобы отсутствуют.
Таким образом, установленные заказчиком, нестоимостного критерия оценки: Качество работ не противоречат положениям пунктов 11 и 27.2 Правил.
Следовательно, нарушения положений Закона о закупках в действиях Заказчика отсутствуют.
Более того, Заявителем в нарушение требований ч. 9 ст. 105 Закона о закупках, не представило доказательств того, что указанные критерии оценки заявок ограничивают конкуренцию между участниками закупки и нарушают права Заявителя.
В отношении довода Заявителя о том, что положениями Закона о закупках и Правил не предусмотрено право Заказчика произвольно устанавливать документы, по которым он будет произвольно, субъективно оценивать заявки участников закупки по нестоимостному критерию оценки Комиссия отмечает следующее.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о закупках Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Комиссия отмечает, что ни Закон о закупках, ни Правила не содержат перечня документов, которые подтверждают качество работ. Следовательно, Заказчик обладает правом самостоятельно формировать предмет оценки по критерию квалификации участника.
Указанный предмет оценки позволит Заказчику и конкурсной комиссии в должной мере оценить опыт участника что, в свою очередь, позволит выявить лучшее условие выполнения контракта.
Кроме того, Комиссия отмечает, что участки дорог находятся в открытом доступе, следовательно, препятствий для осуществления фотосъемки нет. Все участники закупки находятся в одинаковом положении.
В отношении данного довода, Заявителем, в свою очередь, также не представлены документы, подтверждающие объективность того, что установленные Заказчиком предметы оценки нестоимостных критериев ограничивают конкуренцию между участниками закупки.
Вместе с тем, в ходе внеплановой проверки установлено следующее.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о закупках информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно п. 2 ст. 42 Закона о закупках в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно п. 24 Постановления Правительства РФ от 10.09.2012 N 908 "Об утверждении Положения о размещении в единой информационной системе информации о закупке" представитель заказчика для размещения извещения о закупке определяет и указывает соответствующие коды товаров, работ, услуг по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) и коды по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2).
В извещении о закупки код ОКПД 2 указан 52.21.22.000. Указанный код расшифровывается как услуги по эксплуатации автомагистралей.
Согласно Распоряжению Правительства РФ от 21.03.2016 N 471-р "О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)" закупка с кодом ОКПД 2: 52.21.22. должна проводиться в форме электронного аукциона.
Вместе с тем, Заказчик, установив такой код ОКПД 2, проводил закупку в форме открытого конкурса в электронной форме.
В письменных пояснениях Заказчик указал, что указанный в извещении код ОКПД 2 является ошибочным. Фактически к содержанию автомобильных дорог применяется код ОКПД 2 42.11.20 - работы строительные по строительству автомагистралей, автомобильных дорог, в том числе улично-дорожной сети, и прочих автомобильных или пешеходных дорог, и взлетно-посадочных полос аэродромов.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о нарушении Заказчиком требований п. 2 ст. 42 Закона о закупках. Доказательств обратного в материалах не предоставлено.
В действиях Заказчика имеются признаки правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Поскольку выявленное нарушение не повлияет на результат закупки, а также с учетом п. 3.35 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия решила предписание не выдавать.
В связи с тем, что Заказчик ошибочно указал код ОКПД 2, довод Заявителя о том, что Заказчик установил излишние требования в п. 3 главы 3 конкурсной документации по нестоимостному критерию "Квалификация участников" к предоставлению сертификата с приложением, выданного в соответствии с требованиями ГОСТ Р 66.1.03-2016 Национальный стандарт Российской Федерации не находит своего подтверждения. Данное требование соответствует коду ОКПД 2 42.11.20 - работы строительные по строительству автомагистралей, автомобильных дорог, в том числе улично-дорожной сети, и прочих автомобильных или пешеходных дорог, и взлетно-посадочных полос аэродромов и не приводит к ограничению участников закупки.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу АО "МЕЛИОСТРОЙ" (далее - Заявитель) на действия ФКУ Упрдор "Прикамье" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на содержание действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения в Пермском крае. Оказание услуг по нанесению горизонтальной дорожной разметки. Оказание услуг по содержанию линий электроосвещения и светофорных объектов. Содержание КПДК, ПУИД, ПВК и информационные табло. Содержание АСУДД (изв. N 0315100000321000120) необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика выявленное в ходе внеплановой проверки нарушение требований п. 2 ст. 42 Закона о закупках.
3. Предписание не выдавать, поскольку выявленное нарушение не повлияет на результат закупки.
4. Материалы жалобы передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Заказчика, Уполномоченного органа за допущенное нарушение требований Закона о закупках к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 9 февраля 2022 г. N 001396/э
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.02.2022