Комиссия Забайкальского УФАС России по рассмотрению жалоб в сфере закупок в составе: заместителя председателя комиссии Горбуновой А.В., заместителя руководителя Забайкальского УФАС России; членов комиссии: Китаевой И.С. главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Забайкальского УФАС России, Уваровой В.В. ведущего специалиста-эксперта этого же отдела,
рассмотрев поступившую посредством ЕИС поступившую посредством ЕИС 03.02.2022, зарегистрированную 04.02.2022 жалобу ООО "МД-КОНСАЛТИНГ" на нарушение требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее-Закон о контрактной системе) государственным заказчиком - ФЕДЕРАЛЬНЫМ КАЗЕННЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ "ИСПРАВИТЕЛЬНАЯ КОЛОНИЯ N 1 УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ ПО ЗАБАЙКАЛЬСКОМУ КРАЮ" при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по вывозу жидких бытовых отходов (реестровый N 0391100009222000001),
в присутствии по видеоконференцсвязи представителей заказчика - Зыряновой А.С. (доверенность от 08.02.2022 N37), Першикова В.Н. (доверенность от 08.02.2022 N36),
в отсутствие представителя заявителя (о дате, времени и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом),
УСТАНОВИЛА:
В Забайкальское УФАС России 04.02.2022 поступила жалоба от ООО "МД-КОНСАЛТИНГ" на нарушение требований Закона о контрактной системе при утверждении документации о закупке N0391100009222000001.
По мнению ООО "МД-КОНСАЛТИНГ" заказчиком при утверждении документации о закупке нарушены требования Закона о контрактной системе.
Заявитель просит провести внеплановую проверку, выдать предписание об устранении допущенных нарушений, привлечь виновных лиц к ответственности.
Представитель заказчика пояснила, что с доводами заявителя не согласна, жалобу считает необоснованной. Письменные пояснения по жалобе представлены.
В ходе рассмотрения жалобы, комиссией на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе проведена внеплановая проверка осуществления закупки. В ходе проверки установлено следующее.
27.01.2022 государственным заказчиком на официальном сайте ЕИС размещено извещение проект контракта, описание объекта закупки, требования к заявке, инструкция по её заполнению, обоснование НМЦК о проведении электронного аукциона на оказание услуг по вывозу жидких бытовых отходов (реестровый N 0391100009222000001).
Начальная (максимальная) цена контракта 2757000,00 рублей.
Согласно Протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0391100009222000001 от 07.02.2022 в аукционе участвовала одна заявка, которая признана комиссией по осуществлению закупок соответствующей требованиям проводимой закупке.
Рассмотрев представленные документы, заслушав пояснения заказчика, комиссия приходит к следующим выводам.
Комиссией Забайкальского УФАС России установлено, что заявитель в своей жалобе ссылается на нормы Закона о контрактной системе, утратившие законную силу (статья 64, 66 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее в том числе, следующую информацию: требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования);
В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
Заказчиком в ЕИС размещено извещение о проведении электронного аукциона на оказание услуг по вывозу жидких бытовых отходов.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки заказчик среди прочих, устанавил, следующие единые требования к участникам закупки:
- соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки наличие лицензии на оказание услуг, являющихся объектом закупки;
Согласно извещению об осуществлении закупки заказчиком среди исчерпывающего перечня документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям,так же установлено требование о наличие документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона N44-ФЗ - лицензия на оказание услуг, являющихся объектом закупки;
Заказчиком в описании объекта закупки указан перечень действий, которые необходимо совершить исполнителю по государственному контракту на оказание услуг по откачке и транспортировке (вывозу) жидких бытовых отходов (осадков) IV класса опасности из выгребных ёмкостей Заказчика, которые включают в себя: откачку из выгребных ёмкостей государственного заказчика жидких бытовых отходов (осадков); вывоз жидких бытовых отходов (осадков), откачанных из выгребных ёмкостей государственного заказчика, и передача жидких бытовых отходов (осадков) на хранение на площадку временного накопления отходов, откачку и транспортировку жидких бытовых отходов из выгребных ёмкостей, производится исполнителем своими силами специализированным транспортом по заявке Государственного заказчика.
Техническое задание сформировано исходя из фактических потребностей заказчика. По мнению комиссии требование заказчика о наличии у исполнителя лицензии на транспортировку жидких бытовых отходов (осадков) IV класса опасности является правомерным ввиду следующего.
В письме Минприроды и экологии РФ от 13.07.2015 N 12-59/16226 дано однозначное разъяснение: отнесение жидких фракций, выкачиваемых из выгребных ям, к сточным водам или отходам зависит от способа их удаления.
- В случае если жидкие фракции, выкачиваемые из выгребных ям, удаляются путем отведения в водные объекты после соответствующей очистки, их следует считать сточными водами, и обращение с ними будет регулироваться нормами водного законодательства.
- В случае если такие фракции удаляются иным способом, исключающим их сброс в водные объекты, такие стоки не подпадают под определение сточных вод в терминологии Водного кодекса Российской Федерации и их следует считать жидкими отходами, дальнейшее обращение с которыми должно осуществляться в соответствии с законодательством об отходах производства и потребления.
В соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее- ФЗ от 24.06.1998 N89), вид отходов - это совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с системой классификации отходов.
В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов (ФККО), утверждённым Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 содержимое выгребных ям и септиков рассматривается в качестве отхода IV класса опасности (последняя цифра кода) с кодом 7 32 100 01 30 4 (Отходы (осадки) из выгребных ям).
Также в качестве подтверждения отнесения к жидким бытовым отходам неочищенных сточных вод (ЖБО) из выгребных ёмкостей ФКУ ИК-1 УФСИН России по Забайкальскому краю заказчиком на заседание комиссии представлено постановление от 14.03.2019 N 03-008/2019 государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Толкачева А.С. о привлечении к административной ответственности заказчика за совершение правонарушения по ч.1 ст.8.42 КоАП РФ, из текста которого можно установить, что Росприроднадзор Забайкальского края относит жидкие фракции из выгребных ёмкостей ФКУ ИК-1 к жидким бытовым отходам. В частности, в мотивировочной части данного постановления указывается: "...в ходе административного расследования было установлено, что при несвоевременной откачке и вывозе сточных вод (ЖБО) из выгребных ёмкостей, находящихся в водоохраной зоне р.Нерча по ул.Декабристов в 30 метрах южнее территории ФКУ ИК-1 УФСИН России по Забайкальскому краю допустило сброс сточных вод в водоохранную зону р.Нерча".
Кроме того, в ходе проведения комиссии представители заказчика сообщили, что на территории Нерчинского района отсутствуют очистные сооружения либо централизованная система канализации, позволяющая производить очистку жидких бытовых отходов. В качестве подтверждения отсутствия очистных сооружения и возможности очистки заказчиком представлены копии ответов Министерства природных ресурсов Забайкальского края (N 04/18118 от 21.09.2021), Министерства жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края (N 11-8517 от 28.12.2021) об отсутствии возможности строительства очистных сооружений на территории г.Нерчинска и Нерчинского района.
Соответственно, довод заявителя жалобы о том, что "В случае, когда исполнителем самостоятельно не осуществляется очистка жидких фракций на очистных сооружениях с последующим направлением в систему оборотного водоснабжения или сбросом в водные объекты ввиду отсутствия технической возможности (а в Техническом задании регламентируется вывоз отходов и их передача на хранение), исполнитель вправе заключить договор с организацией, обеспечивающей приём стоков в централизованную систему канализации, для осуществления вышеуказанной утилизации." является необоснованным, не основанном на фактических обстоятельствах и условиях закупки, потребностях Заказчика.
В соответствии со статьёй 1 ФЗ от 24.06.1998 N89, транспортирование отходов - это перевозка отходов автомобильным, железнодорожным, воздушным, внутренним водным и морским транспортом в пределах территории Российской Федерации, в том числе по автомобильным дорогам и железнодорожным путям, осуществляемая вне границ земельного участка, находящегося в собственности индивидуального предпринимателя или юридического лица либо предоставленного им на иных правах.
В техническом задании (описания объекта закупки) заказчиком конкретизирован порядок действий Исполнителя, то есть, что именно представляет собой объект закупки, а именно это вывоз (транспортировка) жидких бытовых отходов, для понимания участников закупки порядка и условий исполнения государственного контракта.
Согласно пункту 30 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании в соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежит, в том числе, деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I- IV классов опасности.
Каких-либо исключений из указанного требования, Закон о лицензировании не содержит, как не содержится исключений из требования о лицензировании в Постановлении N 2290, утвердившем положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
Довод заявителя жалобы об отсутствии понимания, какую именно лицензию ему нужно представить в составе заявки и на какие конкретно разрешенные виды деятельности является несостоятельным ввиду следующего.
В соответствии со статьёй 1 ФЗ от 24.06.1998 N89, сбор отходов - это прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение.
Комиссией установлено, что в тексте технического задания отсутствует требование об оказании услуг по сбору отходов.
В соответствии со статьёй 1 ФЗ от 24.06.1998 N89, хранение отходов - это складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения.
Комиссией установлено, что понятие "хранение отходов" в техническом задании не упоминается. В тексте технического задания содержится словосочетание "передача на хранение", однако как понятие (термин), предусматривающие наличие лицензии на осуществление действий по "передаче на хранение" в законодательстве отсутствует. Данное словосочетание носит разъяснительный характер, расшифровывающий процесс транспортировки жидких бытовых отходов применительно к фактическим условиям оказания услуг.
Таким образом комиссия делает вывод, что в соответствии с описанием объекта закупки (Техническим заданием) позволяет участникам закупки сделать вывод, что в составе заявки участника закупки должна быть представлена лицензия на транспортировку (вывоз) отходов IV класса опасности.
Следовательно, комиссия не выявила в действиях заказчика нарушение требований Закона о контрактной системе при осуществлении закупки реестровый N 0391100009222000001.
Руководствуясь Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 года N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", частью 8 статьи 106, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, Закона о контрактной системе, административным регламентом (утв. приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14) Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "МД-КОНСАЛТИНГ" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Заместитель председателя комиссии А. В. Горбунова
Члены комиссии И.С. Китаева
В. В. Уварова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю от 10 февраля 2022 г. N 04-03-770
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.02.2022