Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - А.А. Овчара, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - А.А. Кирилловой, начальника отдела, П.М. Зинкеева, ведущего специалиста-эксперта (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "МД-КОНСАЛТИНГ" на действия заказчика - МКУ "Центр обеспечения жизнедеятельности г. Ачинска" (далее - заказчик), уполномоченного органа - Администрации г. Ачинска (далее - уполномоченный орган) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Выполнение работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильных дорог города Ачинска, включающие в себя: содержание улично-дорожной сети города (содержание автомобильных дорог); устранение деформаций и повреждений покрытий, восстановление поперечного профиля и ровности проезжей части автомобильных дорог (ямочный ремонт и грейдирование дорог); содержание в чистоте и порядке тротуаров, ремонт тротуаров (содержание и ремонт пешеходных тротуаров); поддержание полосы отвода, обочин и разделительных полос в чистоте и порядке, очистка их от мусора и посторонних предметов, скашивание травы на обочинах, разделительной полосе, полосе отвода вырубка деревьев и кустарника (содержание зеленых насаждений)" (далее - электронный аукцион), размещенного на электронной площадке ООО "РТС-тендер" (далее - оператор электронной площадки) установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
Существо жалобы: несоответствие извещения о проведении закупки требованиям закона о контрактной системе.
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 2 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствовала требованиям части 4 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адрес подателя жалобы, заказчика, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы по существу.
Заседание Комиссии по рассмотрению жалобы проведено путем видеоконференцсвязи при участии представителя заказчика Мальцевой О.Г. (на основании доверенности).
Податель жалобы, уведомленный о времени и способе рассмотрения жалобы участие представителя не обеспечил.
Из содержания жалобы следует, что заказчиком допущены следующие нарушения требований Закона о контрактной системе: несоответствие наименования объекта закупки и выбранного ОКПД 2, заказчиком установлено неправомерное требование к участнику закупки о наличии у последнего в составе заявки собственной лицензии на сбор и транспортировку отходов IV класса опасности, либо договора с соисполнителем, обладающим лицензией на сбор и транспортировку отходов IV классов опасности.
Заказчиком представлены письменные пояснения о соответствии извещения о проведении закупки требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
Заказчиком, были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Согласно части 1 статьи 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 указанного Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 указанного Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Комиссией установлено, что извещение на электронный аукцион сформировано в соответствии с позицией плана графика (приложение N1), в котором уже присутствует код позиции ОКПД 2 с наименованием объекта закупки.
Определение кода ОКПД 2 происходило согласно пункту 12 Правил утвержденных постановлением Правительства РФ от 8 февраля 2017 г. N 145, код позиции каталога включает в себя код товаров, работ, услуг, соответствующий ОКПД2, в формате ХХ.ХХ.ХХ.ХХХ, который представляет собой первые 9 разрядов кода позиции каталога.
Последние 5 разрядов кода позиции каталога представляют собой порядковый номер позиции каталога, относящейся к одному коду ОКПД 2, который принимает значения в порядке возрастания в формате от 00001 до 99999 в пределах соответствующего кода ОКПД 2.
Таким образом, код позиции каталога включает в себя код ОКПД 2, но не идентичен ему.
В свою очередь, для выбора именно кода ОКПД 2 при описании объекта закупки необходимо в каталоге ЕИС перейти в диалоговое окно "Выбор позиции Каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд" и нажать на ссылку "Выберите наименование товара, работы, услуги по ОКПД 2, соответствующее КТРУ" в отобразившемся диалоговом окне.
Код ОКПД может содержать от двух до девяти знаков. Каждые дополнительные цифры уточняют содержание и в конечном итоге приводят к конкретной продукции или группе товаров или услуг. В европейской кодировке существует только шесть знаков для обозначения продукции.
Для некоторых типов продукции деление на категории не предусмотрено. В этих случаях код имеет формат ХХ.ХХ.ХХ.000. Код, указанный в извещении о проведении закупки 42.11.20.000 означает: "Работы строительные по строительству автомагистралей, автомобильных дорог, улично- дорожной сети и прочих автомобильных или пешеходных дорог, и взлетно-посадочных полос аэродромов". ОКПД 2 - 42.11.20.000 Работы строительные по строительству автомагистралей, автомобильных дорог, улично-дорожной сети и прочих автомобильных или пешеходных дорог, и взлетно-посадочных полос аэродромов, включает:
- работы по ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Приказ Министерства транспорта Российской Федерации (МИНТРАНС РОССИИ) от 16.11.2021 N 402 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог" содержит перечень работ относящихся к ремонту автомобильных дорог, а именно:
Раздел III. Классификация работ по ремонту автомобильных дорог
При ремонте проводятся следующие работы:
2) по дорожным одеждам:
устройство защитных слоев и слоев износа путем укладки выравнивающего (или фрезерования) и одного дополнительного слоя с обеспечением требуемой ровности и сцепных свойств или устройства поверхностной обработки;
р) восстановление несущей способности тротуаров, перил и ограждений с восстановлением гидроизоляции и системы водоотвода;
в) восстановление пешеходных переходов и ремонт тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек.
IV. Классификация работ по содержанию автомобильных дорог.
В состав работ по содержанию автомобильных дорог входят:
1) по полосе отвода, земляному полотну и системе водоотвода:
а) поддержание полосы отвода, обочин, откосов и разделительных полос в чистоте и порядке; очистка их от мусора и посторонних предметов с вывозкой и утилизацией на полигонах;
ж) содержание в чистоте и порядке тротуаров, устранение повреждений покрытия тротуаров;
В соответствии с Приказом Госстандарта от 23.12.2021 N 1850-ст "Об утверждении Изменения 46/2021 ОКВЭД 2 к Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) и Изменения 64/2021 ОКПД 2 к Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008)", требованиями постановления Правительства РФ от 8 февраля 2017 г. N 145 (ссылка на постановление) в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) обеспечена возможность применения каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - каталог), ведение которого осуществляется в структурированном виде, Приказом Министерства транспорта РФ от 16 ноября 2012 г. N 402 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог".
Таким образом, соответствующие доводы заявителя по представленной позиции являются необоснованными.
Заказчиком установлены требования в извещении о проведении закупки непосредственно только к участнику закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а не к субподрядчику (соисполнителю), которые в свою очередь при реализации представленных правоотношений являются императивными, а также не регламентируют осуществление совместной деятельность между участником закупки и иных юридических лиц.
А также, согласно пункту 1 статьи 706 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков).
Требование о представлении договора субподряда (соисполнителем) с организацией имеющую лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию отходов I-IV класса опасности не противоречат нормам Закона о контрактной системе, так как данное условие увеличивает круг потенциальных участников закупки, что в свою очередь не противоречит Закону о контрактной системе.
Предметом закупки является выполнение работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильных дорог города Ачинска, включающие в себя:
- содержание улично-дорожной сети города (содержание автомобильных дорог) (7391101724 - отходы (мусор) от уборки полосы отвода и придорожной полосы автомобильных дорог, 73120511724 - отходы от уборки прибордюрной зоны автомобильных дорог. В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 "Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов" на специализированных полигонах или предприятиях по переработке отходов, с оформлением акта о ликвидации и приложением подтверждающих документов о размещении IV КЛАССА отходов на специализированном полигоне (стр. 6 описание объекта закупки);
устранение деформаций и повреждений покрытий, восстановление поперечного профиля и ровности проезжей части автомобильных дорог (ямочный ремонт и грейдирование дорог) (83020001714 - лом асфальтовых и асфальтобетонных покрытий. В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 "Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов" на специализированных полигонах или предприятиях по переработке отходов, с оформлением акта о ликвидации и приложением подтверждающих документов о размещении IV КЛАССА отходов на специализированном полигоне (стр. 25 описание объекта закупки);
-содержание в чистоте и порядке тротуаров, ремонт тротуаров (содержание и ремонт пешеходных тротуаров) (73120001724 мусор и смет уличный (в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 "Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов" на специализированных полигонах или предприятиях по переработке отходов, с оформлением акта о ликвидации и приложением подтверждающих документов о размещении IV КЛАССА отходов на специализированном полигоне (стр. 28 описание объекта закупки), 83020001714 - лом асфальтовых и асфальтобетонных покрытий. В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 "Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов" на специализированных полигонах или предприятиях по переработке отходов, с оформлением акта о ликвидации и приложением подтверждающих документов о размещении IV КЛАССА отходов на специализированном полигоне (стр. 32 описание объекта закупки.);
-поддержание полосы отвода, обочин и разделительных полос в чистоте и порядке, очистка их от мусора и посторонних предметов, скашивание травы на обочинах, разделительной полосе, полосе отвода вырубка деревьев и кустарника (содержание зеленых насаждений) (73129000000 - прочие отходы от уборки территории городских и сельских поселений. В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 "Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов" на специализированных полигонах или предприятиях по переработке отходов, с оформлением акта о ликвидации и приложением подтверждающих документов о размещении IV КЛАССА отходов на специализированном полигоне (стр. 34 описание объекта закупки);
Помимо этого, сам перечень работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог установлен Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16 ноября 2012 г. N 402 "Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог" классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (далее - Классификация) распространяется на автомобильные дороги, расположенные на территории Российской Федерации. Пунктом 6 указанного приказа установлено, что в состав работ по содержанию автомобильных дорог входят, в том числе, по полосе отвода, земляному полотну и системе водоотвода, поддержание полосы отвода, обочин, откосов и разделительных полос в чистоте и порядке; очистка их от мусора и посторонних предметов с вывозом и утилизацией на полигонах.
Классификация устанавливает состав и виды работ, выполняемых при капитальном ремонте, ремонте и содержании автомобильных дорог, и предназначена для обязательного использования при планировании объемов дорожных работ, в том числе при их проектировании и формировании программ дорожных работ на краткосрочный и среднесрочный периоды.
В соответствии с письмом Минфина России от 21.02.2018 N 24 -02-03/11100 "О требовании о наличии лицензии в отношении работ, не являющихся самостоятельным объектом закупки; о действиях заказчика при отсутствии лицензии во второй части заявки на участие в ЭА" в данной ситуации не применимо, поскольку в предмет контракта входит лицензированная деятельность.
В данном случае, для осуществления указанных выше работ необходима соответствующая лицензия, в соответствии с требованиями Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" либо наличие договора с организацией имеющей данную лицензию.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 26.12.2020 N 2290 утверждено Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.
Как указано в приказе Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22 мая 2017 г. N 242 "Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов" к I-IV классу опасности отходов относится мероприятия непосредственно указанные в описании объекта закупки на выполнение работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильных дорог города Ачинска.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления).
Согласно статье 9 Закона лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Законом о лицензировании с учетом положений Закона об отходах производства и потребления.
Поскольку в предмет аукциона входят, в том числе, работы по сбору и транспортированию отходов, относящихся к IV классу опасности, требование о наличии у участника аукциона соответствующей лицензии является законным и обоснованным.
Таким образом, документация об электронном аукционе соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Красноярского УФАС России приняла решение: признать жалобу ООО "МД-КОНСАЛТИНГ" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
А.А. Овчар |
|
|
Члены Комиссии |
А.А. Кириллова |
|
П.М. Зинкеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 14 февраля 2022 г. N 024/06/105-393/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.02.2022